Гальтон Фрэнсис

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гальтон Фрэнсис | Galton, Francis (1822-1911)
Гальтон внес плодотворный вклад в целый ряд областей, включая классификацию отпечатков пальцев, генетику, статистику, антропометрию и психометрию. Он был первым ученым, четко сформулировавшим вопрос о роли природы и воспитания в развитии.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ГАЛЬТОН ФРЭНСИС
(1822-1911) - английский психолог и антрополог. Стремясь объяснить индивидуальные особенности людей, Г. ввел в психологию и антропологию понятие наследственности. Проанализировал ряд биографий выдающихся людей, пытаясь выяснить степени их родства. Из этих исследований сделал вывод, что интеллектуальные способности в значительной степени определяются наследственными факторами. Результаты исследований изложены в книге «Наследование таланта» (1869), заложившей основы дифференциальной психологии. Изобрел ряд приборов и экспериментальных процедур («метод близнецов», метод анализа образной памяти, ассоциативный метод).

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ГАЛЬТОН ФРЕНСИС
(Galton Frances) (1822—1911)-английский ученый, вклад которого в психологию заключается в разработке проблем наследственности и индивидуальных психологических различий людей. Г.Ф. подходил к решению этих проблем с эволюционной точки зрения и пытался доказать наследственный характер интеллекта. Г.Ф. одним из первых в психологии стал разрабатывать и применять статистические методы для изучения индивидуальных различий, в частности метод корреляций. Ему же принадлежит приоритет в разработке первых тестов умственных способностей.
Соч.:Наследственность таланта: Законы и последствия. М., 1996. См. евгеника, интеллект, корреляция, методы статистические, психология дифференциальная, тесты интеллекта, эволюция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ГАЛЬТОН ФРЕНСИС
16.02.1822, Бирмингем – 17.01.1911) — английский антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии. Автор книги „Исследование человеческих способностей и их развитие“, в которой описал основы психологического тестирования. Развивал учение о наследственной обусловленности индивидуально–психологических различий между людьми. В своих исследованиях широко применял экспериментальные методы и методы математической обработки. Изобрел ряд приборов и экспериментальных процедур („метод близнецов“, метод анализа образной памяти, ассоциативный метод). Разработал принцип факторного анализа. Автор многочисленных докладов по вопросам феноменологии восприятия, способности к визуализации представлений, ассоциативных способностей, свободной воли, гениальности и пр.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Гальтон Фрэнсис
(1822-1988) — английский психолог и антрополог, является основоположником экспериментального подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта. Первым разработал на основе математических и экспериментальных методов учение о существовании индивидуальных различий между людьми, что явилось основой дифференциальной психологии. В своих исследованиях Гальтон исходил из того, что на развитие человека влияют два фактора: наследственность и среда. Для того чтобы изучить роль наследственности, разработал близнецовый метод (сравнение испытуемых-близнецов). Кроме этого, Ф. Гальтон разработал целый ряд психодиагностических методик: свисток для измерения звуковысотной чувствительности, метод свободных ассоциаций, анкету и др. Совместно со своим кузеном Ч. Пирсоном, известным математиком, разработал основы корреляционного анализа. В 1884 г. Гальтон организовал на Лондонской международной выставке здоровья антропометрическую лабораторию, где любой посетитель, заплатив три пенса и заполнив анкету, мог проверить свои интеллектуальные способности и определить свою мышечную силу, вес, рост и т. п. В процессе своих исследований Гальтон пришел к выводу, что необходимо искусственное поддержание интеллектуального потенциала в человеческом обществе, что явилось предпосылкой к разработке учения о евгенике.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Гальтон (Galton) Френсис
(16.02.1822, Бирмингем - 17.01.1911, Лондон) - английский антрополог и психолог, один из основателей евгеники и дифференциальной психологии.
Биография. Окончил медицинский факультет Кембриджского университета. Путешествовал по Африке и Испании. Почетный доктор Оксфордского и Кембриджского университетов.
Исследования. Опираясь на принципы эволюционной теории Ч.Дарвина, который приходился Гальтону двоюродным братом, развивал мысль о наследственной обусловленности индивидуально-психологических различий между людьми. Считал, что может быть искусственно выведена особая раса людей, особо одаренных и в умственном, и физическом плане, что было началом науки евгеники. Автор многочисленных докладов по вопросам феноменологии восприятия, способности к визуализации представлений, ассоциативных способностей, свободной воли, одаренности и гениальности. Сам он его современниками относился к гениальным людям - его интеллектуальный уровень достигал уровня 200 %.
Методы. В книге "Исследование человеческих способностей и их развитие" сформулировал основные принципы психологического тестирования. Изобрел ряд приборов и экспериментальных процедур (метод близнецов, метод анализа образной памяти, ассоциативный метод, изучение образной памяти). В своих исследованиях широко применял экспериментальные методы и методы математической обработки. Одним из первых проводил корреляционные исследования психических процессов. Разработал принцип факторного анализа.
Сочинения. Hereditary Genius. L., 1869;
English Men of Science, their Nature and Nurture. L., 1874;
Psychometric Experiment. 1879;
Inquiries into Human Faculty and its Development. L., 1883;
Essays in Eugenics. 1909

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГАЛЬТОН (Galton) Фрэнсис

(1822-1911) — английский психолог и антрополог. Один из основателей евгеники и дифференциальной психологии. Окончил медицинский фак-т Кембриджского ун-та (1844). Член Королевского общества (1856). Почетный генеральный секретарь Британской ассоциации (1863—1867), президент ее географического отделения (1872), президент антропологического отделения (1885). Почетный доктор права Оксфордского (1894) и Кембриджского ун-тов (1895). Путешествовал по Африке и Испании. Обладатель многочисленных наград: золотая медаль Королевского географического общества (1853), Дарвиновская золотая медаль Королевского общества (1902), медали Дарвина-Уоллеса Линнеевского общества (1908) и др. Был посвящен в рыцарский сан (1909). Под влиянием эволюционного учения своего кузена Ч. Дарвина решающую роль в физическом и психическом развитии индивида придавал фактору наследственности. Занимаясь экспериментально-психологическими исследованиями (изучал пороги чувствительности, время реакции, ассоциации и другие психические процессы), обращал главное внимание не на общие для всех индивидов законы, а на их вариативность у различных людей. Изобрел ряд специальных методик для изучения этой вариативности, которые стали истоком новой крупной отрасли психологии — дифференциальной психологии. Особо значимым явилось внедрение им в психологию новых математических методов, главным образом статистических. В книге Наследственный гений (1869) дал статистический анализ огромного количества биографических фактов, излагая принцип приложимости статистических закономерностей к распределению способностей. Подобно тому как люди среднего роста составляют самую распространенную группу, а более высокого и низкого роста встречаются тем реже, чем больше они отклоняются от нормы, точно также люди отклоняются от средней величины и в отношении умственных способностей. Эти отклонения Г. (под влиянием дарвинизма) считал строго определяемым фактором наследственности, который, по его мнению, действует в эволюционном развитии совместно с фактором приспособления к среде. Под влиянием этого общебиологического подхода Г. выдвигает положение о том, что различия между индивидами как телесного, так и психологического порядка могут быть объяснены только в понятиях учения о наследственности. Все другие причины (воспитание, пребывание в определенной среде и т.д.) существенного значения не имеют. Изучив и статистически обработав огромный биографический материал, касающийся родственных связей выдающихся личностей Англии, Г. утверждал, что высокая даровитость определяется степенью и характером родства. Из четырех детей, например, шанс талантливости имеется только у одного. В изучении вопроса о происхождении умственных качеств Г. использовал (наряду с биографическим методом) и анкеты. Он разослал крупнейшим ученым обстоятельную анкету, по материалам которой была написана монография Английские люди науки: их природа и воспитание (1874). Решающую роль в развитии способностей к научной деятельности опять-таки приписывал наследственности, влияние же внешних условий и воспитание считал незначительным, а иногда и отрицательным. В дальнейшем к исследованию индивидуальных различий путем анкетирования Г. присоединил эксперимент. На международной выставке в Лондоне (в 1884 г.) организовал специальную лабораторию. Через нее прошло свыше 9 тысяч испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом и весом различные виды чувствительности, время реакции и другие психические качества. Считалось, что эти качества определяются наследственностью с такой же неотвратимостью, как рост или цвет глаз. Эта идея проходит через все работы Г., собранные в книге под общим названием Исследование человеческих способностей (1883). Исследования по диагностике различий в психических качествах людей Г. использовал для обоснования идеи о необходимости отбора наиболее приспособленных. Утверждалось, что человеческий род может быть улучшен тем же путем, каким выводится новая порода собак или лошадей — то есть путем соответствующих браков в течение нескольких поколений. Это направление он назвал евгеникой. В условиях господства реакционной идеологии понятие евгеники использовалось для выделения особой породы людей, отобранных среди тех, кто выделялся своим высоким уровнем одаренности. Эта идея была антигуманной, хотя самим Г. она была поставлена совсем не как социальная, но как важная медицинская и психологическая проблема учета наследственных факторов развития индивида. Г. разработал многие конкретные методы как диагностики различных признаков, так и расчета корреляций между ними. Метод исчисления корреляции между переменными существенно обогатил психологическую науку, стал предпосылкой разработки одного из важнейших психолого-математических методов — факторного анализа. Среди достижений Г. особо следует выделить разработку метода тестов. Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в лаборатории Г. и прочно вошел в науку, независимо от тех теоретических положений, которые соединял с ним сам автор. Статистический подход — применение серии тестов к исследованию большого числа индивидов — получил большое распространение при исследовании многих важнейших психологических параметров (память, мышление, личность и др.) и, по существу, изменил общий облик психологической науки. Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ГАЛЬТОН ФРЕНСИС
Френсис Гальтон родился 16 февраля 1822 г. в Англии. Его семья была достаточно зажиточной, отец занимался банковским бизнесом, и вполне успешно. Что касается матери Френсиса, то она была дочерью известного медика, философа и поэта Эразмуса Дарвина и тетей Чарльза Дарвина. Френсис был младшим ребенком в семье, его воспитанием занималась старшая сестра Адель. Среднее образование он получил в различных частных школах Англии, однако, по его собственному мнению, особых знаний ему это не принесло. Он был одаренным и способным к наукам ребенком, однако относился к занятиям не очень прилежно. Повинуясь желанию отца, Самуэля Гальтона, Френсис в 1838 г. отправился в Главный госпиталь в Бирмингеме, чтобы стажироваться там для дальнейшего обучения. Через год он поступил на медицинское отделение Королевского колледжа, а в 1840 г. был переведен в Тринити-колледж в Кембридже. Постепенно Френсис заинтересовался и другими науками, в частности математикой и психологией. Предполагалось, что он станет практикующим врачом, однако после смерти в 1844 г. его отца Ф. Гамильтон бросил колледж и отправился путешествовать. В 1849 г. Френсис Гальтон неожиданно прервал свое многолетнее путешествие и вернулся к научной работе. Первым его научным трудом стало описание печатающего телеграфа, который в итоге так и не был собран. В 1850-1851 гг. Гальтон отправился в Африку, где в течение почти двух лет путешествовал по Сирии, Египту и Судану, занимался научными исследованиями. Вернувшись, он написал и издал книгу «Рассказ исследователя тропической Южной Африки», которая вызвала значительный интерес в научных и общественных кругах. Результатом этого интереса стала золотая медаль Географического общества, полученная им в 1854 г. В августе 1853 г. Френсис женился на Луизе Батлер, после чего прекратил дальние путешествия. Поселившись в Лондоне, он очень практично обставил свой дом: отказался от ковров, занавесок и обоев, а также от мягких кресел и диванов, считая все это чрезмерным излишеством. В своих научных изысканиях Гальтон занимался различными проблемами, не отдавая предпочтения ни одной области. В 1855 г. он издал книгу «Искусство путешествовать», где предложил огромное количество разнообразных рекомендаций, предназначенных для путешественников. Эти советы носили во многом юмористический характер, чем и привлекли внимание многих читателей. В начале 1960-х гг. Ф. Гальтон обратился к проблемам психологии, первая статья была посвящена стадному инстинкту у человека. По мнению ученого, этот инстинкт вреден в современных условиях, и его необходимо преодолевать. Задавшись мыслью объяснить индивидуальные особенности людей, Гальтон провел большое количество теоретических и практических исследований. Он анализировал биографии выдающихся людей, пытаясь выяснить степень их родства. Он также сравнивал психические особенности монозиготных и дизиготных близнецов, тем самым внеся в психологию новый метод, получивший название «близнецового». Кроме этого, ученый проводил опыты по измерению и сравнению функций органов чувств человека. Для этого он самостоятельно сконструировал некоторые приборы, в том числе ультразвуковой свисток, позволяющий определять слуховую чувствительность, и так называемую «линейку Гальтона», с помощью которой можно было устанавливать способность человека определять расстояние. Результатом этих исследований стала статья «Наследственный талант и характер», вышедшая в 1865 г. Эти две работы, а также некоторые другие были объединены Гальтоном в единый труд «Наследственный гений», изданный в 1869 г. Основная мысль этой работы заключалась в том, что психические свойства человека наследуются так же, как и его физические качества. При изучении психических способностей человека Ф. Гальтон столкнулся с необходимостью их измерения. Для этого он разработал несколько приемов определения способностей, на основе которых впоследствии была создана система тестов. Таким образом, ученый постепенно заинтересовался проблемами психометрии. В 1878 г. Ф. Гальтон опубликовал статью, которая называлась «Составные портреты». В этой работе он сопоставлял особенности психики человека с особенностями строения его лица, пытаясь найти какую-либо связь. Техника фотографирования, распространенная в то время, давала возможность объединять на одной фотографии фрагменты восьми лиц. На таких фотографиях можно было ясно разглядеть наиболее общие черты лица, тогда как индивидуальные становятся менее заметными. Составляя таким образом различные фотографии, Ф. Гальтон пытался создать портреты, типичные для людей различных профессий, а также портреты типичных преступников и людей, склонных к болезням. Ему не удалось добиться каких-либо значительных результатов, однако метод получил широкое распространение и использовался и в XX в. Его методы были очень разнообразны; участниками экспериментов часто становились его гости. Так, например, у Гальтона была теория: если люди вызывают взаимную симпатию, то они должны притягиваться друг к другу, как металл и магнит. Если же несимпатичны, то должны сидеть рядом, словно аршин проглотив. Ученый оснастил скамейки в столовой подушками со сжатым воздухом. После того как гости вставали, Гальтон замерял объем подушек, чтобы установить, прав ли он. Хорошим примером изобретательности ученого является знаменитая «прогулка сэра Гальтона». Он отправился гулять по улицам Лондона, предварительно внушив себе мысль: «Я - самый отвратительный человек в Англии». В результате он столкнулся с неприязненным и враждебным отношением к нему прохожих, которые отворачивались от него, отпускали вслед ругательства. Этот опыт значителен не только благодаря своей оригинальности, но также и благодаря выводам, сделанным Ф. Гальтоном. Они послужили основой для создания новых методов практической психологии. По мнению ученого, каждый человек, прежде чем менять что-либо в отношении к нему других людей, должен найти причины этого отношения в самом себе. Только изменив свое собственное мышление, можно добиться результатов. Кроме того, Гальтон придерживался мнения, что высокая самооценка влияет на оценку, «выставляемую» другими. Ф. Гальтон предпринял попытку создания классификации людей, основным критерием которой стала скорость образования суждений. Для определения этой скорости он измерял реакцию людей на различные сигналы. Таким образом, ученый от измерения функций органов чувств перешел к измерению психических функций человека. В работе «Исследования человеческих способностей», изданной в 1883 г., Ф. Гальтон впервые предложил термин «евгеника» для обозначения теории наследственности, здоровья человека и путей улучшения человеческого рода. В последующие 10 лет жизни ученого евгеника была главным предметом его интересов. В этот период в Юниверсити-колледже в Лондоне была основана Гальтоновская лаборатория и учреждена стипендия его имени. В 1884 г. на Международной выставке здравоохранения Гальтон, чтобы получить данные об объеме человеческих возможностей, открыл Антропометрическую лабораторию. Каждый, кто желал, мог пройти в этой лаборатории обследование, в итоге набралось более 9 тыс. карточек с подробными данными. Такой успех повлиял на то, что после закрытия выставки лаборатория продолжила свою работу в другом месте. Это очень помогло Ф. Гальтону, ведь ученый смог провести несколько масштабных исследований. Так, например, он обратился к анализированию отпечатков пальцев и пришел к выводу, что рисунок на кончиках пальцев у каждого человека индивидуален. Тем самым Гальтон заложил основу для новой науки, развившейся впоследствии, - дактилоскопии. Френсис Гальтон умер 17 января 1911 г. в поместье Хейзлмир около Лондона. В течение всей своей жизни он занимался изучением различных областей психологии, придумывал новые методы, самостоятельно конструировал приборы для работы. Он разработал новую науку - евгенику, открыл основные принципы дактилоскопии. Ф. Гальтон много путешествовал по Африке и оставил интереснейшие записки, представляющие не только научный, но и познавательный интерес. Он очень много работал и опубликовал более 200 статей по самому широкому кругу вопросов. Незадолго до смерти он был посвящен в рыцари.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004