Функциональная психология

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
возникшее на основе интроспективной психологии направление психологии. Ф. п. рассматривает психику и личность как механическую сумму отдельных психических функций. Наиболее четко такой взгляд проявился в т. н. «профиле Россолимо». Г. И. Россолимо (1860—1928) представлял и изображал личность в виде частокола замеренных (в %) отдельных психических функций.
Методологическая ошибка Ф. п., не полностью изжитая и поныне, не в том, что она изучает отдельные психические функции, а в том, что не стремится их обобщить в целое.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направл. в псих. США, кот. исследует функции, процессы сознания с ориентацией на адаптивные механизмы и организма и сознания к экстеросреде, социуму, хот. возникла под влиянием идей Дарвина, Спенсера, Джеймса, Мида, Карра, Дьюи и др. иссл.; многие стор. этого направления эксплицируют-интерпретируют-исследуют функции-акты-процессы сознания с аспектов мультифункций самого сознания в конвергенции-агломерации с поведенческими мультиактами-полифеноменами, где сознание выступает как инструмент при помощи кот. организм и аккомодируется к экстеросреде, а психо-процессы эксплицируются-трактуются-моделируются в когеренции-консолидации с потребностями организма и потребностями самой экстеросреды на трансформацию-ретектонизацию кот. и сынтенционированы мультиповеденческие реакции субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ПСИХОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
направление в психологии, исторически сложившееся в начале ХХ в. как альтернатива структурализму в США и вундтовской психологии в Европе. Основателями этого направления считаются американские ученые Д. Дьюи и У. Джемс. В рамках П.ф. рассматривались и анализировались в основном функции психологических явлений, их роль в организации и управлении поведением человека, а не структура психики (сознания человека). Позднее функциональной стали также называть такую психологию, в которой изучаются психологические процессы или психические функции: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Так понимаемая П.ф. родилась и получила развитие в Европе, прежде всего во Франции и в России. См. психология естественно-научная (физиологическая психология), психология объективная, структурализм, функция психическая (функция психологическая), функционализм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Функциональная психология
Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение и греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория. Психологическое направление, появившееся в США конца ХIХ в.
Специфика. Характеризуется преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении. В основу этого направления легло эволюционное учение, разработанное Ч.Дарвином и Г.Спенсером. Программным документом этого направления стала статья Д.Дьюи "Понятие рефлекторной дуги в психологии" (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. Основы функциональной психологии систематически разрабатывались в Чикагской и Колумбийской психологических школах. К началу 20-х гг. произошел распад этого направления. В Европе на близких позициях стояли Э.Клапаред и Н.Н.Ланге.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Функциональная психология
functional psychology) Знаковым событием в оформлении Ф. п. явилась публикация труда Уильяма Джемса "Принципы психологии" (The Principles of Psychology). Данное Джемсом определение психологии как науки о функциях сознания (включ. подсознательные процессы) быстро превратилось в основной подход к академической и профессиональной психологии. Европейская школа интроспекции, к-рая определяла психологию как науку о содержании сознания, сужая тем самым предмет этой области знания, уступила место американской школе Ф. п. Функциональный подход дополнил интроспекцию описаниями поведения, опросниками, умственными тестами и физиолог. экспериментами; он тж включил в сферу интересов психол. науки изучение детей, сравнительное изучение поведения животных, изучение душевнобольных и умственно отсталых людей и полевые исслед. в местах проживания племен, не имеющих письменности. Ф. п. расширила границы психол. науки, включив в нее большую часть основных проблем и методов исслед., используемых в совр. психологии. Дж. Харт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. functional psychology) - направление в психологии США конца XIX - нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям. Син. функционализм (в психологии). Корни Ф. п. уходят в эволюционное учение Г. Спенсера и Ч. Дарвина. На формирование Ф. п. оказали влияние идеи У.Джемса о биологической полезности психики, о сознании как психической функции, имеющей жизненную ценность. Начало Ф. п. положила статья Д. Дьюи "Понятие рефлекторной дуги в психологии" (1896), в которой подчеркивалось органичное единство сенсорных, центральных и моторных звеньев рефлекторного акта, осуществляющего приспособление индивида к среде (см. Инструментализм). Наиболее последовательное выражение Ф. п. получила в работах психологов Чикагской (Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж. Г. Мид) и Колумбийской (Р. Вудвортс) школ.
В противоположность структурной психологии (В. Вундт, Э. Титченер), задачей которой было изучение структуры и элементов сознания, Ф. п. требует рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении как инструмента, с помощью которого организм приспосабливается к окружению (см. Инструментализм). Психические функции рассматриваются в связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и со средой, на которую направлено поведение - с др. Ф. п. подчеркивает необходимость рассматривать целостный организм в единстве разума и тела, физиологического и психического, однако не преодолевает интроспективного понимания сознания. Практическая направленность Ф. способствовала развитию прикладных областей психологии - педагогической, мед., инженерной. Оказавшись не способной вскрыть детерминацию самой психики и выработать новые способы изучения сознания, Ф. п. к нач. 1920-х гг. распалась. В Европе близкими к Ф. п. были Э. Клапаред (Швейцария) и Н. Н. Лан-ге (Россия). (А. Н. Ждан.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПСИХОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
психологическое направление, появившееся в США конца XIX в., характерное преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении. Исследует процессы сознания с позиций их функции в приспособлении организма к среде. Возникло под влиянием эволюционного учения в биологии, разработанного Ч. Дарвином и Г. Спенсером, ив связи с запросами социальной практики, потребовавшей перейти от поэлементного анализа сознания в психологии структурной к изучению роли сознания при решении жизненно важных задач. Программным документом направления стала статья Д. Дьюи "Понятие рефлекторной дуги в психологии" (1896), где акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде.
В психологии функциональной имелось несколько течений. В европейских странах среди ее приверженцев были Т. Рибо (Франция), Н. Н. Ланге (Россия), Э. Клапаред (Швейцария), К. Штрумпф и представители школы Вюрцбургской (Германия). В США сложился другой вариант психологии функциональной, восходящий к У. Джемсу и представленный двумя школами - Чикагской (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Керр) и Колумбийской (Р. Вудвортс).
Психология понималась как наука о функциях ("деятельностях") сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся окружению. Область психологии тем самым существенно расширялась, охватывая не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), его мотивы, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и прочие проблемы, сближавшие психологию с практикой.
Сторонники этого направления внесли существенный вклад в психологию экспериментальную. Но слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило влияние. В 20-х гг. XX в. американская психология функциональная была оттеснена бихевиоризмом.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
112.10 кб

К вопросу о функциональном анализе психологического барьера

Осипова Алла Анатольевна
В статье рассматриваются функции психологического барьера, рассматриваемые в рамках различных отечественных и зарубежных психологических школ.
Читать PDF
517.97 кб

«Психологический жест» М. Чехова как функциональная система

Голлербах Татьяна Вадимовна
Осмысление концепции «психологического жеста» М. Чехова приводит к углублению понимания «механизмов» творчества актера, феномена «мыслящего тела» (Б.
Читать PDF
255.44 кб

Место теории функциональных систем в решении задач психологии

Датченко С. А.
В статье предпринята попытка рассмотреть место Теории функциональных систем в решении задач психологии.
Читать PDF
5.15 мб

Функциональная взаимозависимость психологических свойств смысла жизни

Карпинский К.В.
В статье представлены результаты исследования функционального взаимодействия дифференциально-психологических свойств индивидуального смысла жизни широты и конфликтности.
Читать PDF
4.32 мб

Функциональные психологические характеристики больных раком тела матки

Савин А.И., Сочивко Д.В.
В статье представлены результаты изучения функциональных психологических характеристик 70 больных раком тела матки, подвергшихся экстирпации матки.
Читать PDF
1.02 мб

Некоторые особенности сущностно-функционального подхода к «Психологии элит»

Карабущенко Н. Б.
Рассматриваются некоторые особенности сушностно-функционального подхода «психологии элит». Раскрыты критерии и составляющие элитности, а также функции, которые выполняет элита в обществе.
Читать PDF
152.24 кб

Психологические условия обеспечения функциональной надежности сотрудника ОВД

Алексеев Дмитрий Евгеньевич
В статье проведен теоретический анализ научных подходов к проблеме психологических условий обеспечения функциональной надежности. Указанно на междисциплинарность рассматриваемой проблемы.
Читать PDF
230.35 кб

Психологический механизм преступного поведения: системно-функциональный анализ

Пастушеня Александр Николаевич
в статье излагаются теоретико-методологические основания психологического объяснения преступного поведения.
Читать PDF
328.71 кб

Показатели психологического статуса студентов с различной функциональной асимметрией

Кисина (Шереверова) А.А., Филиппова Е.Б.
В статье представлены различия в индивидуально-психологических особенностей студентов высших учебных заведений, города Санкт-Петербурга в зависимости от их функциональной асимметрии.
Читать PDF
97.42 кб

Функционально психологический аспект вопросной составляющей в рамках ведения интервью

Мамонт Борис Валерьевич
В данной статье рассматриваются пути повышения действенности ведения интервью в рамках современного информационного рынка России.
Читать PDF
157.87 кб

Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции

Конопкин Олег Александрович
Выделяются и анализируются две основные «составляющие» регуляторных процессов, которые детерминируют их совершенство и определяют соответствующие аспекты анализа их сформированности и особенностей осуществления.
Читать PDF
60.48 кб

Изучение психологических механизмов возникновения функциональной желудочковой экстрасистолии

Макаров С. А., Горбунова Е. В., Барбараш О. Л., Яницкий М. С.
Читать PDF
359.52 кб

Структурно-функциональная модель образовательной среды как объекта психологической экспертизы

Лактионова Елена Борисовна
Теоретически обосновывается структурно-функциональная модель образователь ной среды.
Читать PDF
9.66 мб

Структурно-функциональные и психолого-педагогические механизмы прогнозирования развития школы

Султанова Татьяна Анатольевна
Раскрываются структурно-функциональные и психолого-педагогические механизмы прогнозирования развития школы.
Читать PDF
81.43 кб

Личность и субъект: эвристическая ценность и функциональная значимость понятий для психологии

Кубарев Вячеслав Сергеевич
В данной статье анализируются понятия личность и субъект в двух аспектах: а) эмпирической валидности; б) инструментальной значимости.