Функции речи

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Функции речи
Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение.
Категория. Использование речи в общественной и индивидуальной жизни человека для коммуникаций и мышления.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Функции речи
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания. Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации). Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Третья функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
223.62 кб

Особенности неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи

Т. И. Янович
Читать PDF
392.46 кб

Развитие планирующей функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Гребешкова Ольга Валерьевна, Летуновская Светлана Витальевна
Возникающая у ребенка к 5-6 годам планирующая функция речи позволяет повысить эффективность выполняемой им деятельности.
Читать PDF
853.60 кб

Латеральная асимметрия сенсомоторных функций у детей с системным недоразвитием речи

Дудьев В. П.
The article considers questions of interhemispheric asymmetry of brain with reference to the children with speech pathology.
Читать PDF
259.41 кб

Особенности зрительно-пространственных функций школьников с общим недоразвитием речи

Прищепова Ирина Владимировна
Рассматриваются особенности умений младших школьников с общим недоразвитием речи ориентироваться в пространстве, в схеме собственного тела; узнавать, конструировать и реконструировать буквы.
Читать PDF
11.18 мб

Анализ применения Кортексина у детей с нарушениями речи и других высших психических функций

Трубилина М. М., Шейх-заде М. А.
Читать PDF
832.74 кб

Влияние дыхательных упражнений на функциональное состояние дошкольников 5-6 лет с нарушением речи

Маринич Т.В., Сачковская В.В.
Статья посвящена влиянию дыхательных упражнений на функциональное состояние дошкольников 5-6 лет с нарушением речи.
Читать PDF
126.98 кб

Динамика речевых функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Фотекова Татьяна Анатольевна
Представлены результаты сопоставительного исследования речевых функций детей школьного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Читать PDF
30.14 кб

Анализ применения препарата кортексин у детей с нарушением речи и других высших психических функций

Шейх-Заде М.А., Трубилина М.М.
Читать PDF
146.21 кб

Системно-функциональный подход к проблеме развития речи учащихся с различными формами дизонтогенеза

Евдокимова Людмила Савельевна
в статье ставится проблема развития речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы. Автором предлагается системно-функциональный подход, основанный на анализе основных единиц языка и их функционирования в речи.
Читать PDF
208.70 кб

Стили речи в развитии и функционировании русской культуры XX века: основные тенденции трансформации

Янутш О. А.
Читать PDF
215.79 кб

Функциональные возможности организма первоклассников с нарушениями речи при адаптации к учебным нагр

Юрченко О. Н., Бусловская Л. К.
Представлены результаты изучения функционального состояния нервной системы, свойств внимания, работоспособности, особенностей адаптации к условиям обучения у первоклассников с нарушениями речи.
Читать PDF
371.66 кб

Определение функционального состояния оператора по характеристикам речи: простая зрительно-речевая р

Бондарос Юлия Григорьевна, Иванов Александр Иванович, Лапа Виталий Васильевич, Радченко Евгения Владимировна, Тищенко Александр Алексеевич
Выполнение оператором сложного или длительного задания изменяет его состояние и влияет на качество её исполнения.
Читать PDF
157.30 кб

Клинико-функциональная характеристика органов речи и слуха у пациентов со стабильным течением хронич

Гилифанов Евгений Альбертович, Невзорова В.А., Артюшкин С.А., Павлуш Д.Г.
Рассматриваются особенности функционального состояния гортани и уха у 49 пациентов с хронической обструктивной болезнью легких II-III стадии в период стабилизации.
Читать PDF
1.61 мб

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МОЗ

Никитин М. В., Шонгина Н. Н., Чукина И. М.
В статье приводятся данные исследования пациентов с афазиями и другими нарушениями высших психических функций на стадии реабилитации в условиях санаторно-курортного комплекса.
Читать PDF
147.51 кб

Системно-функциональный подход в работе над развитием русской связной речи учащихся национальной шко

Уракова Фатима Каплановна
В статье рассматриваются вопросы развития связной русской речи учащихся национальной школы на основе осознания системных связей в изучаемом языке.

Похожие термины:

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ

    функции, которые Р. человека выполняет в регуляции его психики и поведения. Это коммуникационная (коммуникативная), интеллектуальная, регуляционная, психодиагностическая и психотерапевтическая