ФРЭЗЕР Джеймс Джордж

Найдено 1 определение
ФРЭЗЕР (Frazer) Джеймс Джордж

(1854-1941) — шотландский этнограф, литератор, религиовед. Профессор (1921). Окончил Кембриджский ун-т, с которым потом сохранял научную связь до конца своих дней. Исследовал, систематизировал и описал огромный материал по первобытным верованиям, тотемизму, анимизму, табу, культу воскресающих богов и т.п. В центре всех его этнографических исследований была первобытная религия и философия, суеверия, мифы, легенды, обряды, психология первобытного человека . Эта сфера исследований развернулась у Ф. во множество тем, сложных и неясных вопросов, по каждому из которых он сумел найти и сопоставить великое множество фактов, как правило, мало известных. Результаты этой работы были освещены в книге Золотая ветвь, вышедшей первоначально в виде двухтомника (1890), затем — трехтомника (1900), а в 1911 —1915 гг. он подготовил и издал 12-ти томный труд. В 1923 г. Ф. выпустил однотомное сокращенное издание, которое было переведено на рус. яз. Используя сравнительно-этнографический метод, опирающийся на эволюционистскую концепцию истории человека и его культуры, и постулат единства человека и культуры, Ф. (Золотая ветвь: Исследование магии и религии, 1928, 1980) сформулировал свою, ставшую широко известной, теорию магии и религии. Суть ее в выявлении трех стадий интеллектуального развития человечества: магии — религии — науки. Первобытный человек вначале верил в свою собственную способность воздействовать на окружающую его природу путем симпатической магии . Это стадия магии. Позже, разуверившись в этой своей способности, человек пришел к выводу, что предметы и явления природы подчиняются не ему, а воле духов и богов, к которым и стал обращаться с молитвами. Это стадия религии . Со временем, по мнению Ф., стадия религии сменится стадией науки: человек познает законы природы и овладеет ими. Исходя из этой схемы, он и приступил к распутыванию в Золотой ветви бесконечного клубка разных верований, обрядов, запретов и т.п. Трехчленная теория Ф. имела как почитателей, так и серьезных критиков, не соглашавшихся с объяснениями, которые давал Ф. касательно проекций древних верований на последующие традиции и нормы поведения в тех или иных сообществах. Например, это относилось к очистительным обрядам и принесениям жертвы при вкушении первых плодов года; к теории сакрального (магического) происхождения царской власти; к объяснению тоте-мических верований; к ритуальному значению огня и др. Тем не менее, никто не умалял значения собранных Ф. фактов и его научной честности. Он был крупнейшим свободомыслящим ученым. Оказал влияние на ряд мыслителей и исследователей своего времени, в том числе на 3. Фрейда, использовавшего его идеи и материалы при разработке проблем первобытной религии и культуры, в особенности при создании психоаналитических концепций тотемизма и табу. Ф. автор большого количества книг, наиболее известные из которых: Тотемизм (1887), Тотемизм и экзогамия (1910, в 4-х т.); Вера в бессмертие и культ умерших (в 2-хт., 1911-1912); Фольклор в Ветхом завете (1918); Культ природы (1926); Мифы о происхождении огня (1930); Творение и эволюция в примитивных космогониях (1935) и др. В рус. пер.: Золотая ветвь: Исследование магии и религии, 1928, 1980. Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко.

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005