Формирование впечатления

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Формирование впечатления
координация различных частей и фрагментов информации в общее интегрированное впечатление. Например, ощущений разной модальности в целостный образ воспринятого.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Координация различных частей и фрагментов информации в общее интегрированное впечатление (2). Этот термин чаще всего употребляется в социальной психологии для обозначения различных частей и фрагментов межличностного восприятия, которые приводят к формированию впечатления о других людях, но, строго говоря, это значение применяется также и в других областях психологии.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Формирование впечатления
impression formation) Истоки научного изучения проблемы Ф. в. восходят к известной статье Соломона Аша "Формирование впечатлений о личности" (Forming impressions of personality), В этой статье были обозначены две осн. проблемы. Во-первых, при Ф. в. наблюдатель должен каким-то образом справляться с тем, что зачастую яв-ся просто разнородным набором фактов о др. чел. Вторая проблема заключается в точном знании того, какое именно впечатление возникает у наблюдателя. Как исследователю приступить к измерению столь запутанного - и к тому же аморфного - явления, как впечатление? Наиболее серьезной проблемой, поднятой Ашем, была важность понимания того, как люди справляются с тем разнообразием информ., к-рое они получают в отношении др. чел. Ее иногда называют проблемой интеграции информации. Существуют два различных теорет. подхода к ее решению. Согласно гештальт-подходу (gestalt approach), люди используют конфигурационную стратегию. Они оценивают сразу весь информ. массив и достигают тематической интерпретации, на основе к-рой все отдельные и разрозненные элементы интегрируются в логически непротиворечивое целое. Этот процесс зачастую предполагает повторную интерпретацию нек-рых элементов информ. и игнорирование др. В соответствии с подходом когнитивной алгебры (cognitive algebra approach), каждый элемент информ. вносит независимый вклад в формирование общего впечатления. В отличие от гештальт-подхода, здесь предполагается, что отдельные элементы информ. не увязываются активно в единую осмысленную конфигурацию. Скорее оценочные импликации каждого элемента извлекаются сразу же, по мере их поступления, и сочетаются с к.-л. из предсуществующих оценочных реакций, дабы обеспечить текущее оценочное впечатление о др. чел. Этот подход называют когнитивной алгеброй, потому что элементы информ. могут комбинироваться при помощи таких алгебраических правил, как "усреднение", "сложение" или "умножение". Несмотря на то, что эти два теорет. подхода чрезвычайно различаются в своих концептуальных предпосылках, они оказались в равной степени полезными в объяснении первичных эмпирических данных в данной области исслед. Большая часть исслед. в области Ф. в. была посвящена первым впечатлениям. Участникам такого рода экспериментов предъявлялся список личностных черт в виде определений и предлагалось сформировать свое впечатление о той гипотетической личности, обладающей данным конкретным набором черт. Обнаружилось, что на итоговые впечатления влияют разнообразные характеристики элементов информ. При последовательном предъявлении элементов информ. возникают эффекты первичности и недавности (primacy and recency effects). После того как первое впечатление было сформировано, участникам в ряде случаев предлагалось дать отдельную оценку какому-нибудь из элементов этого набора. В этом случае фиксировались отчетливые эффекты смещения значения (meaning shift effects). В частности, такая черта, как "сотрудничающий", оценивалась более положительно (напр., приближалась по значению к "бескорыстный"), когда др. черты в данном наборе оказывались положительными. Когда остальные элементы информ. были отрицательными, она подвергалась менее благоприятной интерпретации (напр., приближалась по значению к "податливый"). Общее количество элементов информ. в наборе могло быть большим в одних случаях и малым в др. В исслед. Ф. в. были обнаружены устойчивые эффекты величины набора (set size effects). По мере возрастания числа положительных элементов впечатления становились все более благоприятными, и, напротив, по мере увеличения числа отрицательных элементов впечатления становились все более неблагоприятными. В большинстве исслед. в данной области в качестве предоставляемой субъекту стимульной информ. используются исключительно личностные черты. Представляется вероятным, что при использовании др. видов информ. о личности (напр., сведений о поведении, соц. контактах, физ. внешности и демографических характеристиках), получаемые рез-ты могут оказаться существенно иными. Однако сравнительно небольшое количество исслед., проводившихся с использованием не связанного с личностными чертами стимульного материала, позволяет предполагать, что эта проблема, вероятно, не яв-ся столь значительной. В этой области исслед. участников, как правило, инструктируют, что они должны оценить свое впечатление после того, как ознакомятся со всем набором предложенных черт. Следовательно, они, без сомнения, активно вырабатывают свои оценочные реакции по мере того, как они сталкиваются с теми или иными элементами информ. Это означает, что при таком способе выполнения задания на формирование впечатления роль памяти оказывается незначительной или вовсе сводится на нет. С др. стороны, формирование впечатлений (даже первых впечатлений) в наших повседневных соц. контактах с неизбежностью предполагает участие процессов памяти. В настоящее время представляется не вполне ясным, какие изменения следует внести в положения гештальт-подхода и когнитивной алгебры для учета роли памяти о предыдущей информ. См. также Измерение аттитюдов, Социальное познание Т. Остром

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
829.85 кб

Формирование впечатления средством виртуального общения

Погонцева Дарья Викторовна
В работе рассматривается современное представление о виртуальном общении и специфика представления себя в виртуальном пространстве; мотивы выбора тех или иных аватар, в зависимости от ситуации общения.
Читать PDF
347.33 кб

Возрастная категоризация в процессе формирования первого впечатления студентов о преподавателе

Микляева Анастасия Владимировна
Представлены результаты эксперимента, направленного на изучение роли возрастных категоризаций в формировании первого впечатления студентов о преподавателе.
Читать PDF
580.43 кб

Формирование впечатления о человеке как результат целостной и поэлементной обработки лицевых сигнало

Зорина С.В., Камзина О.А.
Впечатление о человеке формируется как результат взаимодействия нескольких сигналов.

Похожие термины:

  • ФОРМИРОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

    На работе Кэрол представили новую сотрудницу. Кэрол пыталась поговорить с ней, но та сторонилась беседы. Хотя их диалог был очень коротким, Кэрол успела решить, что новая сотрудница ей не нравится