ФОРМАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГРУППЫ ФОРМАЛЬНЫЕ СЕТИ

ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Найдено 3 определения термина ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Набор когнитивных операций, которые, как считал Пиаже, характеризуют мышление ребенка на стадии формальных операций. Они включают абстрактное размышление, которое больше не связано с физическими объектами и событиями. Они связаны с рассуждением и оперируют скорее гипотетическими и возможными понятиями, чем реальными и воспринимаемыми в данный момент. Ср. с конкретными операциями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Формальные операции

Категория. Стадия интеллектуального развития, описанная в концепции Ж.Пиаже.

Специфика. Характерны для ребенка в возрасте от 11-12 до 14-15 лет и представляют собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями. Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетико-дедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальных характер.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

англ. formal operations) - один из типов операций интеллектуальных. Согласно взглядам Ж. Пиаже, Ф. о. характеризуют стадию интеллектуального развития современного человека, которую он достигает в подростковом возрасте (от 11-12 до 14-15 лет). Ф. о. строятся на основе конкретных операций. Это операции над операциями, или операции 2-го порядка. Благодаря им ребенок становится способным рассуждать, опираясь на выдвигаемые им гипотезы. Он формирует гипотезы, выводит на их основе определенные следствия (см. Умозаключение), а затем проводит наблюдения для того, чтобы определить, согласуются ли его идеи с действительностью. Такой способ рассуждения называется гипо-тетико-дедуктивным (см. Дедукция).

На уровне Ф. о. происходит разделение формы и содержания знания. Именно благодаря этому подросток способен рассуждать правильно по отношению к высказываниям, в истинности которых у него нет уверенности. Рассуждая, подросток становится способным заменить конкретные предложения и отношения между ними символами, которые обычно используются в логике, и т. о. оценивать правильность рассуждения независимо от содержания посылок.

Благодаря отделению формы от содержания у подростка формируется способность к комбинаторике. Он составляет разнообразные комбинации объектов и их отношений, и, как следствие этой способности, расширяется представление ребенка о мире. Он может рассматривать его как одно из проявлений возможного. Подросток составляет не только комбинации объектов, но и комбинации высказываний, предложений, что порождает новую логику - логику предложений или пропозициональную логику. Пропозициональные операции - это установление отношений между предложениями для определения их истинности или ложности. Эта логика позволяет исключать ложные гипотезы и конструировать сложные объяснения наблюдаемых явлений.

Др. особенность формального мышления составляет выработка новой фундаментальной структуры мышления (группы INRC) и реципрок-ности (обратимости) (см. Группировка). На уровне конкретных операций эти формы обратимости действуют каждая в своей области: инверсия в области классификации, реципрокность - сериации. На уровне Ф. о. осуществляется синтез инверсий и реципрокностей в новую систему операций INRC, где I - операция идентичности, N - операция отрицания, R - операция реципрокности, С - отрицание реципрокности, или операция коррелятивности. Многие процессы в реальном мире м. б. описаны с помощью этих операций (напр., гидравлический пресс, относительное движение и др.).

На уровне Ф. о. подросток способен открывать законы и систематически исследовать факторы, определяющие то или иное событие. Так у подростка формируется экспериментальное мышление.

С развитием интеллекта в подростковом возрасте Пиаже связывает рождение личности. По его мнению, личность появляется в тот момент, когда строится программа жизни. Построение этой программы требует развития гипотетико-дедуктивно-го мышления. (Л. Ф. Обухова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Найдено схем по теме ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ — 0

Найдено научныех статей по теме ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ — 0

Найдено книг по теме ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ — 0

Найдено презентаций по теме ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ — 0

Найдено рефератов по теме ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ — 0

Вы можете заказать написание реферата: