ФОНЕМЫ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фонемы
наименьшие и наиболее основные единицы звука в языке.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Фонема
Единица языка, отличающая одну минимальную значимую часть слова (морфему) от другой.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

ФОНЕМЫ
Словесно оформленные слуховые галлюцинации. Противоположны акоазмам - словесно неоформленным слуховым галлюцинациям (шумы, стуки и т.п.).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Фонема
Хотя фонемой часто называется звук речи, точнее будет определить ее как звуковую единицу, обладающую неким смыслом для говорящего или для слушателя.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Фонемы (phonemes)
фундаментальные структурные составляющие звуков, слышимой речи или группа звуков речи, комбинируемая в слоги и слова. Каждый язык имеет ограниченный набор фонем, и каждая фонема имеет отношение только к этому языку.

Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens

Фонемы
(от греч. phone - звук, голос). Словесно оформленные галлюцинации (слова, голоса, мелодии и др.) в отличие от элементарных, словесно неоформленных галлюцинаций, называемых акоазмами (шум, грохот, шаги и др.). См. Акоазма.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ФОНЕМА
(греч. phone— звук) — понятие и термин лингвистики, используемый психологией речи: минимальная единица звукового строя языка, объединяемая в морфемы и определяющая их значение. Ф.— основной, но не единственный объект изучения фонетики.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Фонема
Единица речевого звука, минимальная различимая звуковая характеристика, до которой можно разложить речевой поток. Фонемы могут быть гласными и согласными; в русском языке их 44, в английском – 45, во французском и немецком – по 36.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Фонемы
в психопатологии - элементарные и простые речевые обманы слуха в виде определенных фонем, слогов и отдельных слов (стоны, крики, вопли, охи, окрики, невнятное бормотание, оклики). Акоазмами называют неречевые элементарные обманы слуха.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Фонема
Словообразование. Происходит от греч. phoneoma - голос, звук, речь.
Категория. Различительная единица звукового строя языка, имеющая набор характерных признаков.
Специфика. Эти признаки соотносимы с субъективным впечатлением: звонкость - глухость, твердость - мягкость и т. д.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Фонема
греч. phonema – звук) – минимальная единица речи в данном языке, которая является смыслоразличительной для человека, свободно владеющего этим языком. Буквы, используемые в письменной речи, не являются, как считают, представлением фонем, так как последние суть когнитивные/перцептивные абстракции и не зависят от системы письменности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ФОНЕМА
минимальная звуковая различительная единица речи или, другими словами, смыслоразличительная единица звукового строя языка. Фонемы в языке самостоятельных значений не имеют, но из них образуются другие, значимые единицы языка: слова и словосочетания. Все Ф. одного языка (их сранительно небольшое количество) чем-то отличаются друг от друга. При изменении Ф. меняются и значения слов. В состав Ф. обычно входит определенный набор звуков. С психолингвистической точки зрения Ф. являются своего рода когнитивно-перцептивными абстрациями и далеко не всегда соответствуют наборам звуков, относящимся к отдельным буквам слов соответствующего языка. Часто Ф. отличаются от письменно изображаемых знаков-букв. См. значение, психолингвистика, слух фонематический.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ФОНЕМА
минимальная различительная единица звукового строя языка; совокупность определенных признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от других Ф. Акустический образ Ф. возникает как обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая — глухой, твердая — мягкой и т. д. Дифференциальные признаки Ф. выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются благодаря пониманию слов, различению их лексических значений. Слух, обеспечивающий восприятие Ф. данного языка, называется фонематическим; он обусловливает способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ФОНЕМА
аддитивность; суммация определенных предикатов-признаков звуков речи, кот. дает возможность дифференцировать слова в общем потоке звукоакустических моделей и т.о., отличает ту или иную фонему от других фонем; Ф. — это и дифференциальная единица звукоритмичных конструкций языка; фонематический слух — это способность субъекта к анализу-сравнению-синтезу-обобщению речевых звуков, это слух, кот. обеспечивает восприятие фонем того или иного языка, лингвистических моделей, а в анатомофизиологических механизмах, дифференциация фонем, в базально-процессуальном порядке, принадлежит аудиально-слухоречевой коре кортекса бол. пол. гол. мозга, кот. расположена-топонимикоизирована в каудальной трети верхней височной извилины левого полушария — центр Вернике; доказано-установлено, что деструкция-поражение-недоразвитие приводит к афазии и алалии.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ФОНЕМА
Минимальная единица речи в данном языке, которая является смыслоразличительной для человека, свободно владеющего этим языком. Эта "минимальная единица" реально не является дискретным звуком речи, а скорее классом звуков, и бывает представлена в речи одним из своих аллофонов. Приведу любимый пример каждого лингвиста: в английском языке классы звуков, обозначаемые как /г/ и /I/ – две различные фонемы, в то время как в корейском они рассматриваются как аллофонные вариации одной фонемы. Фонематическая система обозначений традиционно дается, как в приведенном выше примере, в наклонных скобках / /. Имеется искушение рассматривать буквы, используемые в алфавитном письме, как представления Фонем. Ему не следует поддаваться, так как это полностью искажает роль Фонем в языке. В конечном счете фонемы являются когнитивными/перцептивными абстракциями и не зависят от системы письменности. Чтобы рассмотреть этот вопрос см. орфография и связанные с этим термины. Ср. с Фоном.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
341.07 кб

Синтез информативных признаков на вейвлет-плоскости фонемы и для диагностики голосовых расстройств

Краснова Надежда Валерьевна, Филист Сергей Алексеевич, Шаталова Ольга Владимировна
Читать PDF
260.67 кб

О фонологическом статусе фонемы [j] в русском языке в связи с проблемой мягкости слога

Лаптева Е. В.
Читать PDF
339.93 кб

Социокультурная детерминация восприятия речевых фонем

Шабельников Виталий Константинович, Шабельников Ирлан Витальевич
В статье рассматривается одна из ключевых проблем культурно-исторической теории Л.С. Выготского функционирование речи как орудия организации сознания.
Читать PDF
136.00 кб

К вопросу о нейронных субстратах слов и фонем в языке человека

Матюшкин Дмитрий Павлович
Автор данной статьи детально обсуждает вопрос о неокортикальном субстрате для кодирования фонем (звуков) как элементов речи. Он полагает, что миниколонки В. Б.
Читать PDF
981.85 кб

Опыт применения теста восприятия фонем в процессе подбора и настройки слуховых аппаратов

Туфатулин Газиз Шарифович
ЦЕЛЬ. Изучить возможность использования теста восприятия фонем для оценки эффективности электроакустической коррекции различными типами слуховых аппаратов. МЕТОДЫ.
Читать PDF
315.75 кб

Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции

Бондарева Л. В.
Читать PDF
1.88 мб

Технология профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию фонематических умений у дете

Белоус Е.Н.
Читать PDF
65.57 кб

Основные методы и приемы обучения русскоязычных учащихся произношению звуков-фонем и сочетаний адыге

Блягоз Зулькарин Учужукович, Кесебежева Нафсет Ибрагимовна
Статья знакомит читателя с основными методами и приемами обучения учащихся произношению звуков-фонем и их сочетаний.
Читать PDF
575.53 кб

Возможность реализации принципа частотности фонем в современных учебниках по обучению грамотее

Агаркова Нелли Георгиевна
Статья посвящена изучению принципа частотности фонем русского языка как теоретической основы к учебникам по обучению грамоте.
Читать PDF
414.60 кб

Связь букв, фонем мелодики языка в свете постановки детского голоса

Велизаде М. И.
В статье Мелек Велизаде рассматривается вопрос влияния слогов и распевов на сам процесс постановки и шлифовки детского голосового аппарата.
Читать PDF
361.23 кб

Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речи

Г.Р. Шашкина
Читать PDF
346.96 кб

Исследование фонематического самоконтроля у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартри

Криницына Г. М.
Читать PDF
181.05 кб

Особенности фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи

Салманова Л. Р., Егорова И. В.
Читать PDF
711.63 кб

Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией

Е. А. Константинова, Ю. И. Федько
Читать PDF
945.24 кб

Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры «Да-нет»

Денисова Ольга Вячеславовна
Целью статьи является привлечение внимания учителей-логопедов к необходимости обновления образовательного процесса на занятии с детьми с ОНР по формированию предпосылок обучения грамоте и приведение его в соответствие с требования

Похожие термины:

  • Эффект восстановления фонемы

    Перцептивное восстановление и заполнение вытекающими из контекста звуками (фонемами) пробелов или пропусков в устной речи.
  • пропуски фонем

    [omissions] Наблюдаются при расстройстве экспрессивной речи и представляют собой части слов и фраз, опускаемые пациентом при чтении, письме и в речи. Например “голубой” может звучать как “лубой” или
  • СРЕДНЯЯ ФОНЕМА

    Любая фонема, произносимая в середине ротовой полости; например /р/.
  • АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ

    от лат. articulare - расчленять, членораздельно произносить, греч. phonema звук, голос, греч. dys- - отклонение от нормы, нарушение и lalia речь]- см.Дислалия артикуляторно-фонематическая
  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

    Имеющий отношение к 1,2. 1. Фонема. 2. Фонемика.
  • СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

    способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Ф. с. - слуховое восприятие фонем данного языка.
  • ФОНЕМИКА

    изучение фонематических аспектов языка.
  • ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ, ЭФФЕКТ

    акустический феномен, состоит в том, что, если по какой-то причине в речи очень трудно заметить значительное изменение или пропуск фонемы, то слушатель чуть позже как бы восстанавливает или подста
  • ФОНЕМНЫХ КОДОВ ГИПОТЕЗА

    когнитивнопсихологическая гипотеза, утверждающая, что распознавание (восприятие и понимание) человеком слов зависит от того, как соответствующий слову зрительный «входной сигнал» преобразуется