Философские проблемы психологии

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
проблемы методологии психологии, философский аспект психологической науки.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Философские проблемы психологии
philosophical problems in psychology) Проблема природы чел. и проблема философии науки - две филос. проблемы психологии, вокруг к-рых группируются все остальные проблемы. Попытки отдельных ученых создать теорию человечества нельзя признать удачными, несмотря на впечатляющую эрудицию, к-рой отмечены усилия этих одиночек. Эта проблема столь сложна и многогранна, что ее решение потребует огромной команды ученых-теоретиков, представляющих все науки, начиная от физики, биологии, соц. наук и кончая гуманитарными науками. Если смотреть на чел. как на машину, чем нередко грешат естественные науки, то следствием становится его детерминистское описание. Однако если считать чел. экзистенциальным существом, типичным будет его описание с позиции свободы воли. Это противопоставление также стоит за филос. предпочтениями, разделяющими гуманистическую психологию и научную психологию. Решение проблемы часть-целое и проблемы ценностей также зависит от решения проблемы природы чел. Отношения между частями и целым, когда речь идет о сложных явлениях, яв-ся ключевым моментом в спорах о проблеме часть-целое. Если целое может быть полностью описано и объяснено на основании его частей, значит, оно всего лишь конгломерат, который может быть разделен на составные части (такова, напр., груда кирпичей). Однако если целое не делится на составляющие его части, оно имеет эмерджентные свойства, т. е. свойства, к-рые нельзя объяснить свойствами его частей (напр., вода при нормальных условиях - жидкость, а кислород и водород при нормальных условиях - газы). Элементаризм (elementism) утверждает, что целое - всего лишь сумма частей, а холизм исходит из того, что целое больше суммы частей. Что же касается природы ценностей, то основная проблема состоит в том, яв-ся ли они относительными или абсолютными. Напр., как следует рассматривать моральную ценность, выраженную словами "убийство - преступление"? Яв-ся ли оно заповедью на все случаи жизни (абсолютистская позиция) или зависит от обстоятельств (релятивистская позиция)? Остальные филос. проблемы психологии относятся к разряду филос. проблем науки. Сюда входят такие проблемы, как логика открытия, природа индукции, природа знания, критерии оценки научного прогресса, концепция парадигмы и оценка теорий. Проблема индукции связана с тем, что философы не смогли точно описать концептуально-логическую основу способности ученого делать достоверные выводы из эмпирических наблюдений. Напр., нет никакой гарантии, что п + 1 наблюдаемая выборка даст тот же уровень доверительной вероятности, что и предыдущие п выборок. Основной эпистемологической задачей яв-ся выявление критериев, соответствие к-рым оправдывает притязание на знание. Эволюционная теория исходит из того, что наука - это непрерывная деятельность, прогресс к-рой - рез-т проб и ошибок и значительного числа постепенных, кумулятивных по своей природе шагов. Революционная теория считает науку прерывистой формой активности, которая прогрессирует в рез-те относительно малого числа больших скачков, связанных со сдвигом парадигмы или изменением мировоззрения, обеспечивающими более широкое и глубокое представление о реальности. Сторонники обеих теорий для подтверждения своей правоты приводят примеры из истории науки. Скорее всего, создание полной картины научного прогресса возможно только на базе отдельных аспектов обеих теорий. В своем самом широком понимании проблема оценки теорий яв-ся синонимом философии науки, ибо конечная цель последней - внесение ясности в концептуальные основы науки, а теории как раз и яв-ся воплощением концептуальных основ. Однако в своем более узком смысле термин "оценка теорий" означает разработку набора критериев для сравнительной оценки достоинств и недостатков разных доктрин. Подобная оценка распространяется на все свойства последних, включ. и их филос. основы. Важнейшей целью оценки теорий яв-ся создание метода отбора относительно небольшого числа теорий, имеющих наибольший потенциал и способных активно повлиять на развитие той науки, в недрах к-рой они сформировались. Поскольку наука составляет лишь часть полного спектра психологии, помимо проблем, унаследованных от философии науки, у нее есть и собственные проблемы, возникшие уже внутри самой этой дисциплины. См. также Эпистемология, Общие системы, Логический позитивизм, Каноны Милля, Философия науки Дж. Р. Ройс

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
884.62 кб

Язык и сознание как психолого-философская проблема

Яковлева Евдокия Павловна, Григорьева Яна Ивановна
Проблема соотношения сознания, языка и иных когнитивных процессов остается весьма актуальной во многих областях знаний. В статье представлены различные подходы к обоснованию данных категорий.
Читать PDF
763.52 кб

Смысл жизни как психологический феномен и философская проблема

Маслянка Юлия Владимировна
В статье анализируются психологический феномен и философская теория смысла жизни, ее различные уровни и стороны.
Читать PDF
170.46 кб

«Идеальное» как философская и психолого-педагогическая проблема

Кубашичева Любовь Нануовна
Я-идеал (суперэго), содержащий определённые стандарты совершенства, которым человека учит жизнь, позволяет ему ставить перед собой цели, достижение которых приводит к повышению самооценки и чувству гордости.
Читать PDF
143.10 кб

Философский и социально-психологический аспекты проблемы общения

Усмонов Аюб Исломович, Хошимова Наргис Мирхакимовна
Статья посвящена изучению и анализу философской и социальнопсихологической литературы, посвященной проблеме общения. Научно обоснованы роль и место общения в человеческом обществе.
Читать PDF
1.29 мб

Философско-психологическая проблема предельной смысловой реальности

Савченко Н.А.
В статье обозначается проблема предельной смысловой реальности, делается попытка дать первичное определение понятию.
Читать PDF
392.26 кб

Проблема памяти и одаренности: психологический и философский аспекты

Переверзева Наталья Юрьевна
Огромный мир человеческой индивидуальности существует благодаря функционированию памяти. Проблема одаренности в познавательной деятельности видится в исследовании ее взаимосвязи с развитием различных видов человеческой памяти.
Читать PDF
198.40 кб

Проблема профессионализации личности в философской и психологической литературе

Моисеева Юлия Александровна
В статье анализируются наиболее важные философские категории: личность и деятельность, их взаимосвязь. Рассмотрены основные источники развития личности.
Читать PDF
2.84 мб

Философско-психологические основы исследования проблемы самоопределения человека

Саитбаева Эльвира Равильевна
Читать PDF
270.34 кб

Проблема творчества в современной философской и психолого-педагогической литературе

Киселева Елена Владимировна
в статье предложен анализ подходов к пониманию и определению понятия «творчества» с античных времен до нашего времени в рамках философии, педагогики, психологии
Читать PDF
253.83 кб

Проблема поликультурного образования в философско-психолого-педагогической литературе

Маршуба Олеся Александровна
Читать PDF
257.39 кб

Проблема поликультурного образования в философско-психолого-педагогической литературе

Маршуба Олеся Александровна
Читать PDF
113.80 кб

Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе

Эфа С. Г.
Понятие ценностей исследуется многими науками, оно принято в философии, этике, социологии и психологии. В философии ценности определяют как нормы и критерии жизни человека, его познания мира.
Читать PDF
545.10 кб

Религиозно-философский анализ мировоззренческих проблем развития современной психологии

Ермаков Вячеслав Алексеевич, Бажданова Юлия Викторовна
В работе с позиций христианской психологии исследуются мировоззренческие проблемы развития современной психологии. Типологизированы духовные кризисы западной психологии. Обозначены основные проблемы постфрейдистской психологии.
Читать PDF
241.45 кб

Методологические и философские проблемы психологии в системе взглядов Н. Г. Дебольского

Ребещенкова И.Г.
Многогранное и богатое теоретическое наследие Н.Г. Дебольского (1842-1918) русского мыслителя (философа, психолога, педагога теоретика и практика) пока еще недостаточно известно, недостаточно изучено и адекватно не оценено.
Читать PDF
399.01 кб

Философская постановка проблемы интеграции научного и религиозного познаний в психологии

Элентух И. П.
Дается методологический анализ философской постановки проблемы интеграции научного и религиозного познаний в психологии, представленной в труде С. Франка «Душа человека».