Филантропия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Филантропия
человеколюбие, любовь к человечеству, забота об улучшении его участи.
Нет того доброго дела, за которое, в разных местах и в разные времена, не ухватывалась бы филантропия; и нет того предприятия, в котором филантропия не потерпела полного поражения (Д. Писарев, Реалисты).
Ср. альтруизм, человеколюбие.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Филантропия
греч. philanth ropia - человеколюбие) - благотворительность, специфическая форма гуманизма; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи обездоленным — нищим, увечным, слабым и иным лицам, потерпевшим жизненную катастрофу и находящимся в крайне бедственном положении, которое они не могут изменить. Историческая ситуация, порождающая Ф., характеризуется тем, что люди, втянутые в филантропические отношения, не связаны между собой родственными или иными жесткими узами, налагающими обязанности взаимоподдержки; сильно отличаются между собой по социальному положению и материальному достатку; признают общегуманистические идеи о человеческом братстве, деятельной любви к ближнему. Ф. образует зону нравственно-бескорыстного поведения, нацелена на то, чтобы уменьшить социальные контрасты и смягчить общественные нравы. Первобытное общество и классическая древность не знали Ф. Практиковавшиеся в Древней Греции и Риме общественные трапезы, раздача денег, постройка храмов, бань и пр. имели иную природу, ибо помощь оказывалась всем свободным гражданам и была не актом великодушия, а обязанностью государства и богачей. Ф. возникает в императорском Риме, когда для успокоения резко возросшего слоя свободной бедноты, склонной к мятежам, богатые горожане и государство вынуждены были идти на добровольные пожертвования. По меткому выражению П. Лафарга, «страх есть мать общественной благотворительности». Зарождающаяся христианская церковь использовала Ф. для привлечения на свою сторону бедноты. Впоследствии она стала рассматривать филантропическую деятельность как свое предназначение и связала ее с религиозными мотивами (отпущение грехов, место в раю и т. п.). Нищий, встреча с которым в древности считалась дурным предзнаменованием, был объявлен богоугодной фигурой; так, в Древней Руси, по словам В. Ключевского, «человеколюбие на деле значило «нищелюбие». Молодая буржуазия резко выступила против Ф., в которой она усмотрела элемент феодального угнетения, причину бездеятельного паразитизма. Фр. революция, например, специальным декретом 1793 г. объявила милостыню проступком. Утвердив свое господство, буржуазия изменила взгляд на Ф. и стала широко практиковать ее как в государственной, так и в частной форме. Филантропические организации и деятельность занимают важное место в общественном механизме буржуазных стран. Многие философы нового времени не склонны были видеть в Ф. адекватную форму гуманизма. Например, по мнению Канта, благодеяние унижает бедняка. Гневной критике подвергалась Ф. со стороны классиков марксизма-ленинизма. Они считали, что включенная в логику классово-антагонистических отношений, Ф. становится средством прикрытия эксплуатации, выражением морального лицемерия. Эксплуататоры через Ф. стремятся облагодетельствовать тех, кто ограблен ими же самими, лишь возвращая «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву!» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 2, с. 498). У принимающих милостыню Ф. формирует сознание своей ничтожности, а у тех, кто дает ее,— чувство тщеславного превосходства. «...Сама человеческая нищета, бесконечная отверженность, вынужденная принимать милостыню, должна служить забавой для денежной аристократии и аристократии образования...» (там же, с. 212). Революция 1917 года уничтожила широко практиковавшуюся в России Ф., руководствуясь убеждением, что гуманизм должен стать действенным человеколюбием, не демонстрируемым в экстраординарных случаях, а пронизывающим все многообразие общественных отношений. Вместе с тем реальный опыт опроверг эти ожидания и воспроизвел, хотя и в значительно смягченном виде, ту историческую ситуацию, естественным ответом на которую явилось возрождение такой формы филантропической деятельности, как благотворительность. Она необходима не только как средство помощи социально наименее защищенным категориям населения, но и как один из каналов общественной активности, проявления доброты и нравственного самовоспитания.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
176.34 кб

Филантропия как социокультурный феномен

Лыгина М. А.
В российском общественном сознании под благотворительностью, как правило, понимается как усовершенствованная и поставленная на поток раздача материальных благ (в первую очередь денег и оборудования, а также пищи и одежды).
Читать PDF
58.77 кб

Значение понятия филантропия в США

Юровская Марина Александровна
Значение филантропии в США основывается на том факте, что она делает правительство и людей партнерами в решении таких важных и жизненных проблем, как различные бедствия и форс-мажорные обстоятельства.
Читать PDF
44.47 кб

Слово о филантропе и геометре (к 90-летию В. А. Залгаллера)

Читать PDF
86.80 кб

99. 03. 030. Силэндер Дж. Личное богатство и общественная жизнь. Основы филантропии и периориентация

Валюженич А. В.
Читать PDF
337.03 кб

Духовно-нравственные основы трудового воспитания в идеях и школах немецких филантропистов эпохи Прос

Зотова Ольга Алексеевна
В статье рассматриваются идеи трудового воспитания эпохи Просвещения в педагогических концепциях немецких филантропистов в Германии.
Читать PDF
980.07 кб

Дома умалишенных в России:филантропическая психиатрия и политика гендера

Янгулова Лия Вилевна
Статья посвящена рассмотрению гендерного вопроса в психиатрии конца XIX начала XX в. В центре анализа фундаментальный труд доктора-психиатра Павла Ивановича Якобия «Основы административной психиатрии», который вышел в 1900 г.