ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ

Найдено 1 определение
ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ
от греч. phainomenon — являющееся...) — необычные, неожиданные явления при восприятии информации. Выделяют следующие Ф. в. Первый Ф. в. заключается в том, что постулат «непосредственности» идентификации знакомых объектов является абстракцией. Реально идентификация — процесс двухэтапный. Первым этапом является диффузная, грубая ориентировочная оценка объекта, на втором этапе проводится более точная оценка— конкретная классификация сформированного на первом этапе «базового образа». В реальной деятельности человека эти два этапа могут проявляться и сказываться на качестве решения задачи при дефиците времени. Второй Ф. в. заключается в «пристрастности» опознания. Разные люди один и тот же, даже хорошо знакомый объект воспринимают не вполне идентично. Более того, один и тот же человек может воспринимать объект неодинаково. Это обусловлено, с одной стороны, эффектом преднастройки, ожидания, что является результатом антиципации, а с другой стороны, эффектом активной «достройки» воспринимаемой ситуации. Это обусловлено тем, что человек постоянно творит, придумывает, даже не осознавая этого. Поэтому можно считать, что человеческому восприятию свойственны две противоположные тенденции: дорабатывать диффузно идентифицированные образы, повышая тем самым вероятность их правильного опознания, и искажать образы, уменьшая их конкретность. Третий Ф. в. связан с флюктуациями внимания. Он проявляется главным образом в эффектах обратимых фигур, когда при рассмотрении изображения непроизвольно одни признаки зрительного образа становятся доминирующими, а затем — другие; через несколько секунд первые снова становятся доминирующими и т. д. В результате человек в одном и том же изображении видит то один образ, то другой. Это явление может быть источником иллюзорного воспри-. ятия информации, отображаемой на рабочих местах операторов (см. Иллюзии восприятия). Знание этих эффектов может также помочь создавать наиболее адекватные информационные модели (Г. М. Зараковский).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
282.85 кб

Феномен этничности в восприятии туляков

Мартынова Елена Петровна
В статье рассматриваются региональная специфика этнических предпочтений жителей Тульского региона.
Читать PDF
155.36 кб

Феноменология восприятия и опыт искусства

Карпицкий Н. Н.
В повседневной жизни характер и содержание восприятия определяются в соответствии с внешними эмпирическими факторами. Сновидение свободно от них, поэтому сновидческий образ формируется в самом акте восприятия.
Читать PDF
264.92 кб

Феноменология эстетического восприятия тела

Карпицкий Н.Н.
В статье анализируется эстетическое восприятие человеческого тела. Феноменологический метод позволяет описать эстетический горизонт тела.
Читать PDF
809.48 кб

Проблемы восприятия в феноменологии Гуссерля

Михайлов Игорь Анатольевич
Статья анализирует роль проблемы восприятия в трудах Эдмунда Гуссерля. Показано, что проблема восприятия у Гуссерля оказывается на пересечении сразу нескольких узловых тем его феноменологии: 1).
Читать PDF
815.33 кб

Восприятие как феномен субъективной реальности

Дубровский Д. И.
Читать PDF
181.83 кб

Генезис изучения и восприятия феномена «Кокетство»

Долгошеева Л. Е.
Примерно с 14 века, кокетству начали уделять большое внимания, превратив в настоящее искусство. Средствами стало служить практически все прическа, обувь, одежда, различные аксессуары, духи и, конечно же, манера поведения.
Читать PDF
276.55 кб

Феномен асимметрии зрительного восприятия у человека

Галюк Наталья Андреевна
В статье рассматривается феномен асимметрии зрительного восприятия у человека, являющий собой индивидуальную характеристику его личности.
Читать PDF
1.46 мб

Художественное восприятие: феномен первичного различения

Беспалов Олег Валентинович
Природа человеческого сознания, поиск его живых начал – ключевые вопросы для современной науки. Сознание всегда готово к подмене реального опыта готовыми абстрактными обобщениями, продуктами собственной же рефлексии.
Читать PDF
171.06 кб

Инвариантность факта с точки зрения феноменологии восприятия

Гончаренко Марк Васильевич
Рассматривается предположение о том, что факт как конституированная определенным образом модель действительности в своем основании имеет в качестве определяющего фактора всеобщности объект, поскольку бесконечно разнообразная репре
Читать PDF
80.21 кб

Интерпретация живописи в феноменологии восприятия М. Мерло-Понти

Кондратьева Евгения Викторовна
Анализируется тесное взаимодействие философии и живописи в концепции Мориса Мерло-Понти.
Читать PDF
351.63 кб

Феномен власти в общественном мнении: парадоксы и стереотипы восприятия

Левада Юрий
Current public opinion surveys leave beyond consideration the peculiarities of the idea of the essence and functions of power in mass consciousness of contemporary society.
Читать PDF
251.07 кб

Современные теории пространственного восприятия в контексте феноменологии

Добычина Наталья Владимировна
В статье рассматривается формирование пространственных моделей сознания в теоретических построениях классических феноменологических методологий и в современных когнитивных науках.
Читать PDF
120.89 кб

Феноменологическое восприятие иконы: со-присутствие видимого и невидимого

Симонов А.И.
Статья посвящена характеристике феноменологического восприятия иконы в его сопряженности с теологической проблематикой иконного образа.
Читать PDF
63.59 кб

Феноменология восприятия Э. Гуссерля: имманентный и трансцендентный планы

Детистова Анастасия Сергеевна
Обратившись к анализу восприятия в курсе лекций «Вещь и пространство» Э.
Читать PDF
462.39 кб

Восприятие и изменение имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия

Перелыгина Елена Борисовна
В статье представлена авторская концепция имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. Подробно анализируются историко-методологические и теоретические основания ее создания.

Похожие термины:

  • Олицетворенного восприятия феномен

    мнимое ощущение присутствия рядом какого-то живого существа, чаще всего какого-то незнакомого человека. Возникает, как правило, в вечернее время и, в основном, в ситуации, когда пациент остается на