ФЕНОМЕН ПИАЖЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФЕНОМЕН ПИАЖЕ
психологические явления, связанные с развитием интеллекта детей, впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего возраста дошкольного. Проявляются в ошибочных суждениях детей об абстрактных характеристиках предметов, связанных с их измеримыми качествами (количество, размер, объем и пр.). Объясняются неспособностью детей этого возраста овладеть обратимостью операций, непониманием законов сохранения вещества и количества предметов при изменениях их формы или взаимного расположения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПИАЖЕ ФЕНОМЕНЫ
логически не вполне последовательные суждения, обнаруживающиеся у детей дошкольного возраста, от 3 до 4—5 лет, в процессе решения задач на сравнение воспринимаемых предметов и обобщение. Соответствующие явления впервые открыл и описал швейцарский психолог Ж. Пиаже. Эти феномены проявляются, например, в ошибках при решении задач на сохранение количества и объема вещества при изменении его формы или места расположения в пространстве. Сам Ж. Пиаже объяснял эти ошибки в мышлении детей несформированностью у них умственных операций. См. обобщение, операция, Пиаже Жан, сравнение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Пиаже феномены
греч. phainomenon — являющееся) — ряд феноменов интеллектуального развития ребенка, открытых Ж. Пиаже. В возрасте от 0 до 2 лет П. ф. наблюдаются в сфере сенсомоторного интеллекта. Например, ребенок не способен совершить одно действие, чтобы подготовить другое — отодвинуть ширму, чтобы взять находящийся за ней предмет. С 2 до 7—8 лет П. ф. обнаруживаются в сфере конкретного репрезентативного интеллекта. В области детского представления о мире наблюдаются артифициализм (явления природы — горы, реки, Луна — считаются созданными человеком), анимизм (явления природы одушевляются), предпричинность (смешение естественной причинности и намеренности). В области рассуждения — синкретизм. В представлении пространства выявлена неспособность к координации различных точек зрения на предмет и отсутствие евклидовых отношений. Например, при попытке предсказать форму тени, отбрасываемой предметом, ребенок не учитывает ракурса предмета. В понимании времени ребенок не способен отделить время движения от его скорости. В сфере логико-математических отношений наблюдается отсутствие сохранения дискретных и непрерывных величин, невозможность сериации и операции включения. В области моральных суждений ребенок не различает действия и намерения. Например, намеренная поломка велосипеда и поломка при попытке его починить заслуживают, с точки зрения ребенка до 7 лет, одинаково низкой моральной оценки. С 7—8 лет П. ф. переносятся в область формального рассуждения. Например, до 11 лет ребенку с трудом даются сериации в вербальном плане. Д.В.Ушаков

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Похожие термины:

  • ФЕНОМЕНЫ ПИАЖЕ

    психологические явления, связанные с развитием интеллекта ребенка и впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего дошкольного возраста. Ф. П. проявляются в ошибочных суждениях детей этого возрас