ЭВТАНАЗИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Эвтаназия
Умышленное ускорение смерти неизлечимо больного человека или его умерщвление с целью прекращения его страданий.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Эвтаназия
буквально: «хорошая смерть», от греч. — хороший и thanatos — смерть) — действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Эвтаназия
Намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного, находящегося в терминальном состоянии, с целью прекратить его страдания. По российскому закону рассматривается как уголовное преступление.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ЭВТАНАЗИЯ
умышленное оказание определенного содействия человеку в достижении его добровольной смерти. Психологической мотивацией эвтаназии является избавление пациента от тяжести состояния (наиболее характерно для терминальных соматических состояний). Подразделяют на:
- активная эвтаназия: совершение определенных действий с человеком (введение больному лекарственных или каких-либо других средств, проведение каких-либо мероприятий), приведших к его смерти;
- пассивная эвтаназия: неосуществление определенных действий по отношению к человеку (невведение лекарственных средств, непроведение лечебных мероприятий), приведших к его смерти.
Синоним - Ассистировавный суицид.

Источник: Билле-Браге У.и соавт. Глоссарий суицидологических терминов. 1999

ЭВТАНАЗИЯ
euthanasia) - намеренное умерщвление неизлечимо больного человека с целью облегчения его страданий. При добровольной эвтаназии (voluntary euthanasia) больной сам принимает решение о том, чтобы ему помогли умереть. Это может достигаться с помощью активных мер (обычно путем назначения специальных лекарственных веществ) или путем пассивной эвтаназии (passive euthanasia) - преднамеренного отказа от лечения. При принудительной эвтаназии (compulsory euthanasia) общество или человек, воздействуя собственным авторитетом на другого человека, отдает ему приказание покончить с жизнью, например, младенца, который не может четко выразить свои желания. Не существует ни одной страны, в которой компульсорная эвтаназия была бы признана легально, однако во многих обществах одобряется добровольная эвтаназия.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ЭВТАНАЗИЯ
(от греч. eu хорошо + thanatos смерть) — намеренное ускорение наступления смерти неизлечимо больного с целью прекращения его страданий. Термин в XVI в. предложил английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон. Проблема эвтаназии выходит за пределы круга чисто медицинских вопросов, поскольку в ней сталкиваются нравственные, социальноэкономические, философские, юридические и политические аспекты, поэтому она является предметом дискуссий в общей и специальной печати. В самом общем виде основное противоречие состоит здесь в несоответствии декларируемой гуманной цели эйтаназии (избавление от страданий) и негуманного (лишение жизни) средства ее достижения. В конфликте вокруг проблемы эйтаназии отражается кризис традиционных норм медицинской этики, так или иначе вступающих в противоречие с потребностями клинической практики. В некоторых странах (например, в Нидерландах) имеется тенденция к признанию эвтаназии законной манипуляцией.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

Эвтаназия
(Euthanasia) (от греч. eu - хорошее, приятное и thanatos - смерть). 1. Легкая, безболезненная смерть, не сопровождающаяся агонией. 2. Облегчение умирания посредством обезболивающих и др. средств при наличии неизлечимого и мучительного заболевания. Эвтаназия несовместима с призванием врача. Ее не следует смешивать с расширенным меланхолическим самоубийством, которое иногда совершается депрессивными больными. Действительно, они умерщвляют своих родных с целью «избавления от мук и страданий, которые они испытывают или испытают в будущем», но причиняемая ими смерть не легка и безболезненна, а, напротив, мучительна.
Э., активная. Выражается в том, что больному дают лекарства или проводят действия, приводящие к ускорению наступления смерти. Это, разумеется, делается в соответствии с желанием больного, но производится при помощи медицинского работника или другого лица, которое предоставляет возможность осуществления эвтаназии. См. Эвтаназия; Эвтаназия, пассивная.
Э., добровольная. О добровольной эвтаназии говорят в тех случаях, когда это происходит по категорическому и настоятельному требованию страдающего человека - предпринять что-нибудь для более скорого и более легкого наступления смерти. См. Эвтаназия; Эвтаназия, пассивная; Эвтаназия активная.
Э., пассивная. Выражается в прекращении или отказе от лечения больного, у которого - если его продолжать - жизнь продлилась бы еще некоторое время. Прекращение лечения приводит к более скорому (ускоренному) наступлению смертельного исхода. См. Эвтаназия; Эвтаназия, активная.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Эвтаназия
от древнегреч. ей — хорошо и lhanatos - смерть) - понятие, означающее добровольную безболезненную смерть и отражающее естественное для каждого человека желание умереть легко и спокойно. Понятие Э. было введено Ф. Бэконом в XVII в. Существует в двух формах — пассивной и активной. Пассивная Э. — решение о прекращении лечения ввиду безнадежного состояния больного; активная Э. — введение высоких доз наркотиков, прекращающее страдания и жизнь безнадежных больных. В современной литературе типология расширяется за счет введения понятий добровольной и ненамеренной Э.: добровольная Э. осуществляется при информировании пациента; ненамеренная Э. — без его согласия. Наиболее дискуссионным с биоэтической точки зрения является вопрос о добровольной активной Э. Ее сторонники опираются на два основных этических аргумента: милосердие и "золотое правило" нравственности, и считают, что Э. может быть этически оправдана при далеко зашедшем неизлечимом заболевании, вызывающем у человека непереносимые страдания, и тяжелейшей форме инвалидности, ограничивающей жизнедеятельность человека. Противники добровольной активной Э. аргументируют свою позицию тем, что 1) намеренное прекращение человеческой жизни всегда безнравственно; 2) в случае ошибки в диагнозе можно потерять напрасно многие человеческие жизни; 3) неизлечимая сегодня болезнь завтра может быть успешно побеждена; 4) возможны злоупотребления "убийством из милосердия" со стороны врачей и близких; 5) доступность Э. может спровоцировать у медиков и близких искушение избавиться от груза забот и ухода за тяжелым больным; 6) общество получит право избавляться от своих недееспособных "бесполезных" и "лишних" членов; 7) безнравственно привлечение к участию в Э. врачей — представителей самой гуманной профессии.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Эвтаназия
(от греч.eu– хорошо, thanatos – смерть) – искусственное прерывание жизни при неизлечимых заболеваниях, причиняющих больному нестерпимую физическую боль, дискомфорт, нравственные страдания, в случаях, когда для лечения больного использовались все методы лечения, вплоть до экспериментального, но они не принесли положительного результата, и на данном этапе развития медицины данное заболевание считается неизлечимым, а травма несовместима с жизнью, о чем больному известно, и на этом основании он, находясь в здравом уме, осознанно и добровольно просит о применении эвтаназии.
На проблеме эвтаназии право, этика, мораль, философия и религия объединились и сконцентрировались. Эвтаназия как никакая другая проблема остро вбирает в себя полярные точки зрения и понятия. Упрощенно представляя собой «легкую смерть» являет собой клубок противоречий, состоящих из антиподов: милосердие и жестокость, гуманность и антигуманность, боль, страдание и забвение, долг и ответственность, право распоряжаться своей жизнью и невозможность распорядиться своей смертью.
Различают активную эвтаназию – намеренное, из сострадания причинение смерти (или «метод наполненного шприца») и пассивную эвтаназию – намеренное прекращение мер по продлению жизни («метод отложенного шприца»).
Ф. Фут приводит три значения эвтаназии из «Краткого оксфордского словаря»: первое – «спокойная и легкая смерть», второе – «средства для этого», третье – «действия по ее осуществлению». Однако, по ее мнению, «ни одно из них не дает адекватной дефиниции понятия, как оно обычно понимается. Ибо эвтаназия означает гораздо больше…» (См.: Филлипа Фут. Эвтаназия // Философские науки. – 1990. – № 6. – С.63).
По определению В. П. Котельникова, эвтаназия означает искусственное прерывание жизни при неизлечимых заболеваниях по назначению врачей. Ошибка формулировки состоит в том, что причинение смерти ни в коем случае не должно происходить по назначению врачей, а только лишь по воле и желанию больного, жаждущего ее как избавления от страданий. (См.: Котельников В. П. От Гиппократа до наших дней. – М.: Знание, 1987. С. 58 – 59).
К тому же врач не может самостоятельно и единолично принимать такое решение. Инициатива должна исходить от самого больного, зависеть от его воли и желания. Врачами (консилиумом) принимается не решение, а выдается заключение о необратимости процесса болезни, несовместимости полученных травм с жизнью и о непереносимых страданиях, которые болезнь или травма причиняет больному.
Важно, чтобы эвтаназия не понималась так, как это рекомендует словарь, – просто как легкая или быстрая смерть. Достаточно вспомнить, что гитлеровская программа «эвтаназии» спекулировала на этой двусмысленности. Согласно той программе, запланированной еще до войны, почти 275 тысяч людей были отправлены в газовые камеры.
Существуют также термины антиэвтаназия, означающий применение всех возможных средств или хотя бы обычных мер, направленных на поддержание жизни, гистоназия – поддержание врачом жизни больного, признанного неизлечимым, хотя и чрезмерно не страдающего, с помощью чрезвычайных, иногда дорогих средств. Прекращение этих мероприятий называют ортоназией (См.: Лебедева Р. Н. Деонтология в клинической реаниматологии // Деонтология в медицине / под ред. Б. В. Петровского: в 2 т. – Т. 1. – М., 1988. – С. 280 – 281).
У проблемы эвтаназии есть безапелляционные противники и сторонники. Сторонники отождествляют эвтаназию с понятием «приятной, легкой смерти», противники – с убийством.
Все специалисты сходятся на том, что не существует глобального решения этой проблемы и что каждый отдельный случай следует рассматривать индивидуально. К ситуации, когда смерть для больного является благом, избавлением от страданий, нужно подходить учитывая прежде всего его мнение.
Многие высказывают опасения, что если признать возможной эвтаназию, то врачи могут истолковать это как разрешение на прекращение борьбы за жизнь человека в критических ситуациях. Не будут использоваться реанимационные меры, аппараты искусственного жизнеобеспечения и др. И делать это будут врачи, руководствуясь желанием избавить больного в будущем от физических и психических страданий, которые могут быть неизбежны в случаях утраты каких‑либо органов, конечностей, обезображения лица и тела. Руководствоваться при этом они будут исходя из блага больного и избавления его от страданий. Представляется, что опасения эти беспочвенны, поскольку не только клятва, данная врачом, не только закон, обязывающий врача применить все свои знания для спасения жизни больного, но и рассматриваемая проблема требует, чтобы эвтаназия применялась только в исключительных случаях. К тому же врач не может самостоятельно и единолично принимать такое решение. Инициатива должна исходить от самого больного, зависеть от его воли и желания. Врачами (консилиумом) принимается не решение, а выдается заключение о необратимости процесса болезни, несовместимости полученных травм с жизнью и о непереносимых страданиях, которые болезнь или травма причиняет больному.
Позиция всех противников эвтаназии сводится к следующему. Боль, безусловно, неприятное, гнетущее, часто нестерпимое ощущение, возникающее при сверхсильных или разрушительных воздействиях на организм человека. Но нельзя согласиться с мнением, что более гуманным будет остановить жизнь во имя прекращения мучений и боли.
А. Ф. Кони, признавая эвтаназию, писал: «Где нет возможности совершенно прекратить страдания, не прерывая нити жизни, допустимо с нравственной точки зрения участие в успокоении больного навеки». Он подчеркивал, что это допустимо лишь в исключительных случаях, при условии, если больной испытывает нестерпимые муки; просьба об ускорении смерти носит вполне сознательный характер; спасти больного невозможно, что должно быть подтверждено заключением нескольких врачей. (См.: Кони А. Ф. К материалам о врачебной этике. – Харьков, 1928. – С. 32).
Сторонники эвтаназии (среди них – Леон Шварценберг, Крис Барнард, Юлиус Хаккеталь, Джек Кеворкян) говорят о ней как о праве гражданина «на достойную смерть». Джек Кеворкян пошел дальше – он изобрел аппарат для самоубийства.
В некоторых национально‑правовых системах лишение жизни по просьбе заинтересованного лица квалифицируется не как эвтаназия, а как убийство по согласию. В некоторых американских штатах можно подать заявление, дающее право на эвтаназию, или добиваться прекращения лечения и через суд – с подачей иска об отключении от аппарата искусственного поддержания жизни, т. е. о применении пассивной эвтаназии. Закон о праве на легкую смерть принят в Китае, об эвтаназии – в Голландии.
Хорошей альтернативой эвтаназии являются хосписы.
Эвтаназию следует отграничивать от случаев суицида и убийства. Самоубийства надо предотвращать, а за убийства наказывать.
Все практические медицинские работники признают, что случаев тяжелейших онкологических заболеваний и травм, приносящих невыносимые страдания, не так уж и много и не все больные просят о смерти. Это единичные случаи. Однако из публикаций, помещаемых в средствах массовой информации, можно сделать вывод, что эвтаназия может быть применена гораздо шире. У большинства авторов под понятие эвтаназии подпадают абсолютно все случаи причинения смерти, т. е. все статьи уголовного кодекса. Вот самые распространенные случаи ошибок, которые авторами приводятся в качестве примеров эвтаназии.
В некоторые периоды жизненного пути человека постигает полоса неудач и трудностей, обусловленных различными факторами, среди которых – проблемы материального характера, вопросы взаимоотношений с родными, близкими и коллегами по работе, болезненное состояние психики, физические перегрузки и нездоровье. Все эти факторы, как в отдельности, такивсовокупности, могут вызвать у человека мысль о смерти, кто‑то под их воздействием решится на самоубийство, а кто‑то, преодолев трудности, будет продолжать жизнь. Эти обстоятельства заслуживают, разумеется, внимания и обсуждения, но к эвтаназии не имеют никакого отношения.
Точно так же не должны быть отнесены к проблеме эвтаназии и случаи, когда человек вследствие травмы или операции теряет какой‑либо орган (руку, например). Люди, перенесшие подобные потери, вполне могут приспособиться к жизни, даже быть счастливыми и приносить радость не только себе, но и окружающим, найти любимое занятие и т. д.
Нельзя говорить об эвтаназии в случаях с престарелыми людьми. В прессе часто мелькают статьи о брошенных престарелых людях, которые никому не нужны и очень от этого страдают. Их одиночество усугубляется недостатком средств, полуголодным, полунищенским существованием, иногда неспособностью элементарно обслужить себя. Как в одном, так и в другом случае может быть оказана физическая и психологическая помощь таким людям. Инвалиду можно помочь изготовить протез или предоставить инвалидную коляску, чтобы он мог включиться в рабочий или в жизненный процесс, а немощному старику приготовить обед и перестелить постель. Проблема заключается в том, кто им это сделает, если у них нет родственников или они не хотят им помочь. Общество и государство обязаны сделать так, чтобы инвалиды и старики не были брошены и оставлены без помощи. Проблемы эвтаназии здесь нет и не должно быть!
«Очищение» общества от социально ненужных элементов – бомжей – также не имеет никакого отношения к эвтаназии. Подобное не должно происходить в обществе, а если будет иметь место, то название этому – убийство человека.
В нашей стране эвтаназия запрещена! Основы законодательства об охране здоровья граждан устанавливают, что медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими‑либо действиями и средствами (ст. 45)
Подчеркивая особую значимость проблемы эвтаназии в правовом, этическом, моральном, нравственном плане, следуя принципу гуманности, предотвращая скрытые факты незаконного умерщвления людей, необходимо принятие закона об эвтаназии.
В книге Н. А. Ардашевой «Проблемы прав личности в гражданско‑правовом договоре на оказание медицинской помощи» разработан проект договора об эвтаназии, который, по мнению специалистов (например, юриста С. Л. Ария), нельзя применить на практике из‑за жесткости условий. Действительно, Н. А. Ардашева практически являясь противником эвтаназии, в то же время считает правомерным прекратить или не применять реанимационные мероприятия, если повреждения или заболевание несовместимо с жизнью. Если пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства по закону, то он имеет право просить оставить его в покое, без продлевающего его жизнь, а следовательно и страданий, лечения.

Источник: Словарь терминов и понятий по медицинскому праву.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
119.83 кб

Эвтаназия благо или величайшее преступление?

Сиськович Антон Эльханович, Бутенко Надежда Алексеевна
Читать PDF
74.12 кб

Эвтаназия: проблемы и подходы

Фурсик О.В.
Читать PDF
181.81 кб

Эвтаназия. Определение медико-правовых аспектов «Права на достойную жизнь»

Исаев Юрий Сергеевич, Воропаев Артем Валерьевич, Диллис А. Д., Караваева Екатерина Ивановна
В статье рассмотрены вопросы определения понятия «права на смерть», в том числе взгляды на данное понятие в различных медицинских и философских течениях.
Читать PDF
171.42 кб

Эвтаназия как медико-социальная проблема

Алабердеева Гельфия Рамильевна
Эвтаназия рассматривается как медико-социальная проблема. Поднимается вопрос: этично ли для врача согласие на осуществление эвтаназии? Автор убеждён, что запрещение эвтаназии (т.е.
Читать PDF
423.39 кб

Эвтаназия: правовые риски в сфере регулирования отношений пациент-врач

Беляев С. О.
В статье представлен анализ существующих в теории права подходов к пониманию ответственности, правовой риск связан как с позитивной ответственностью, так и с ретроспективной юридической.
Читать PDF
251.44 кб

Эвтаназия в российском правовом поле: вопросы теории и практики

Смолькова Ираида Вячеславовна, Исаев Юрий Сергеевич, Ободенко Надежда Петровна
В статье рассмотрены современные представления о медико-правовых аспектах эвтаназии.
Читать PDF
115.48 кб

Эвтаназия в свете неотъемлемого права человека на жизнь

Абрамян Сюзанна Кароевна, Пилипенко Демьян Александрович
В данной статье рассматриваетсяпроблемные аспекты эвтаназии в свете веро-ятных последствий ее легализации. В исследо-вании дается определение понятия эвтаназия,рассматриваются его особенности.
Читать PDF
68.07 кб

Православие, эвтаназия и умирающий больной

Низова Анна Владимировна
The conclusions of the Orthodox theologians about the profound moral importance of a mortal illness and near-death emotional experience are supplemented by the facts of modern psychology which are the basis of hospice help to dyin
Читать PDF
809.12 кб

Эвтаназия как социальная проблема: стратегии проблематизации и депроблематизации

Богомягкова Елена Сергеевна
Статья посвящена рассмотрению эвтаназии как социальной проблемы в рамках конструкционисткой перспективы.
Читать PDF
166.16 кб

Эвтаназия как объект статистического исследования

Карманов Михаил Владимирович, Махова Ольга Анатольевна
Сегодня эвтаназия является одной из самых спорных и по сей день нерешенных медико-деонтологических, нравственно-религиозных, морально-правовых, социально-философских проблем, приковывающих внимание отечественной и мировой науки.
Читать PDF
309.71 кб

Эвтаназия как выражение свободы воли и права на смерть (историко-философский анализ)

Ивченко Инна Александровна
В статье затрагивается множество проблем, посвященных теме эвтаназии. Имеет ли человек свободу воли, которая может быть направлена на собственное умерщвление? Есть ли у человека право на смерть?
Читать PDF
97.52 кб

Философско-правовые аспекты проблемы эвтаназия

Четав Саида Ерестемовна
В статье рассматривается остро дискуссионная проблема эвтаназии в контексте темы смерти в историко-философской ретроспективе. Исследуются философско-правовые, моральные аспекты проблемы эвтаназии.
Читать PDF
137.21 кб

Эвтаназия как социокультурный феномен

Ламыкина Галина Анатольевна
Рассматривается социокультурная обусловленность представлений о смерти, дана трактовка эвтаназии в историко-философской и научной традиции, определяется значение этого феномена в жизни человека.
Читать PDF
163.94 кб

Эвтаназия как феномен антропологической катастрофы

Никольский Евгений Владимирович, Панищев Алексей Леонидович
В данной статье рассматривается проблема эвтаназии в свете вероятных последствий ее легализации. Авторы статьи полагают, что узаконивание эвтаназии приведет к девальвации жизни и станет основой для дегуманизации общества.
Читать PDF
164.62 кб

Эвтаназия как феномен антропологической катастрофы

Никольский Евгений Владимирович, Панищев Алексей Леонидович
В данной статье рассматривается проблема эвтаназии в свете вероятных последствий ее легализации. Авторы статьи полагают, что узаконивание эвтаназии приведет к девальвации жизни и станет основой для дегуманизации общества

Похожие термины:

  • Эвтаназия активная

    active euthanasia). Осуществление реальных шагов с целью вызвать смерть неизлечимо больного человека. В США активная эвтаназия расценивается как убийство.
  • Эвтаназия пассивная

    passive euthanasia). Приостановление или отсоединение оборудования, поддерживающего жизнь неизлечимо больного пациента, чтобы могла наступить естественная смерть.