ЭВРИСТИКА
— теория и практика организации познавательного поиска в ннформацнонно дефицитных исходных ситуациях.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ЭГО (лат. ego - Я) - один из компонентов структуры личности в теории 3. Фрейда.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
(от греч. heurisko – нахожу) – наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
1. Э. как наука. В наиболее кратком виде Э. определяется как "наука о том, как делать открытия". Это определение принадлежит выдающемуся математику и педагогу Джорджу Пойа, автору известной книги "Математическое открытие". Зарождение Э., видимо, имело место, когда в древне-греч. философии возник вопрос: "Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?"
Термин "Э." обязан своим происхождением легендарному возгласу "эврика!" (от греч. eurhka - нашел, открыл), с которым ликующий Архимед выпрыгнул из ванны, когда его внезапно осенило решение задачи, заказанной ему властителем Сиракуз Гиероном. (Считается, что это была задача о точном определении объема короны или, в общем случае, тела неправильной формы.)
В современном понимании Э. представляет собой науку о продуктивном мышлении или, др. словами, науку о закономерностях организации процессов творческого мышления (см. Мышление продуктивное). Из сказанного следует наличие непосредственной связи эвристических и творческих решений. Если центральным элементом творчества является озарение (инсайт), что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы, то Э. - это наука о том, как должна быть организована творческая деятельность, какие методы, приемы, правила лежат в основе творческого процесса.
2. Э. как метод. Если представить все этапы решения некоторой задачи в виде пути на графе потенциально возможных решений, то получим большое количество вариантов. Как простейший пример, можно привести поиск шифра замка сейфа. При отсутствии информации хотя бы об общих принципах организации этого шифра, надежд на решение задачи нет. Количество комбинаций растет лавинообразно при добавлении каждого барабана кодовых цифр. На рис. 10 подобная ситуация изображена в виде лабиринта (графа), имеющего вход в точке А и выход в точке Б. Ясно, что поиск выхода из такого лабиринта сопряжен с огромным перебором возможных вариантов. Ясно также, что перебор вариантов и время решения м. б. резко сокращены при наличии дополнительной информации и компетенции, напр., умений составлять карту и работать с компасом, или знаний, что в данном лабиринте на развилке нужно всегда поворачивать вправо.
Такого типа проблемы стоят практически при решении любой интеллектуальной задачи, начиная от игры в шахматы, решения головоломок и кончая планированием и решением творческих задач. Перебор всех вариантов построения решения без наличия к.-л. направляющей, принципиально важной идеи или информации очень быстро кончается тем, что в науке получило название эффекта "переборного взрыва".
На основании анализа многих примеров определение "Э." (эвристического решения задачи) м. б. сформулировано как решение, связанное с резким уменьшением перебора вариантов путей решения. Примерами м. б. варианты конкретных эвристических рекомендаций в шахматной игре. В набор самых элементарных входят след. рекомендации: контролировать 4 центральных поля, обеспечивать безопасность короля, не вскрывать свои вертикали, защищать фигуры и т. д. Важно отметить, что эти рекомендации не представляют собой точных алгоритмов, они "всего лишь" направляют действия шахматиста в некотором, вообще говоря, правильном направлении и тем самым существенно уменьшают поле потенциально возможных действий. Рассматривая более тонкие шахматные Э., мы также приходим к выводу о том, что они не представляют собой точных рецептов действий, приводящих к цели. Эвристические правила характеризуются многозначностью промежуточных результатов и не допускают категоричной точности рекомендаций.
Т. о., эвристичностью обладают правдоподобные рассуждения, повышающие вероятность приближения к правильному решению. Рассуждения такого типа не точны, но их стратегия заключается в сужении всей области перебора вариантов действий до некоторой зоны и направлении мышления на работу с относительно узким классом понятий и фактов этой зоны. Э. в этом смысле представляют собой скорее принципы, чем правила с четко определенными условиями применения. М. б., еще точнее проводить аналогию с понятием установки, имеющей вид общего предписания к действию и считать Э. мыслительными установками. Хороший пример эвристических правил - афоризмы, пословицы и поговорки живого языка. Действительно, такие выражения, как "Лучше синица в руке, чем журавль в небе", "Сто раз проверь, один раз отрежь" и т. п., явно указывают направление, в котором человеку следует действовать, хотя и не дают точных предписаний для конкретных ситуаций.
Особый интерес представляет рассмотрение правил поведения человека в обществе: на производстве, в семье, в коллективе единомышленников. Анализ с очевидностью показывает, что практически все "правила Карнеги" представляют собой эвристические рекомендации, которые образуют свод наставлений о том, какими правилами нужно руководствоваться для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе, к вершине карьеры, к деньгам и всеобщей любви окружающих. (В. М. Кроль.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Эвристика наглядности / Эўрыстыка нагляднасці / Visual heuristics– эффект, возникающий в ситуации принятия решения, когда мнение, суждение или оценка личностью какого-либо явления, феномена либо действия смещается в сторону более наглядной, образной, яркой информации. Эксперимент Д. Канемана и А. Тверски с умножением возрастающей и убывающей числовой последовательностью показал, что суждение систематически смещается в сторону более наглядной информации. Если пример начинался с больших чисел, то оценка произведения оказывалась больше, чем когда он начинался с меньших чисел. В медицинской практике замечено, что педиатры, дети которых страдают от тяжелой аллергии, проявляют повышенную настороженность по отношению к возможным аллергическим реакциям своих пациентов. Э. наглядности рассматривается в качестве одной из проблем медицинской и педагогической диагностики, а также метода экспертного оценивания. Эвристика репрезентативности / Эўрыстыка рэпрэзентатыўнасці / Represen tativeness heuristic– эффект, связанный с принятием решения, при котором происходят систематические ошибки в оценке вероятности наступления события или последовательности событий, а также случайности (закономерности) его наступления. В отличие от Э. доступности и Э. наглядности, Э. репрезентативности построена на субъективной оценке личностью степени совпадения свойств выборки и лежащей за ней генеральной совокупности (т. е. репрезентативность). При этом основная ошибка, допускаемая личностью, связана с игнорированием фактора размера выборки. В таком случае начинает срабатывать вера в то, что в сравнительно малой по объему выборке будут проявляться те же закономерности, что и в выборке, являющейся репрезентативной. Искажающим фактором также выступает игнорирование принципа независимости событий– для личности более характерно стремление к поиску взаимосвязей. Тема контроля влияния Э. репрезентативности на качество принятия решения занимает существенное место в исследованиях деятельности медицинских работников в ситуации клинической диагностики. В ряде исследований показано, что постановка диагноза осуществляется с тяготением к статистически более распространенным заболеваниям, а нетипичная симптоматика зачастую игнорируется. При этом в качестве инструмента уменьшения влияния Э. репрезентативности на качество диагностики рекомендуется стратегия продолжения дифференциальной диагностики с вниманием к атипичным симптомам и учетом бессимптомного протекания целого ряда заболеваний. А. С. Солодухо