ЭВФЕМИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Эвфемизм
Замена нежелательного или оскорбительного слова более приемлемым.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

Эвфемизм
См. мягкие выражения. Ср. выражения: ворует и интересуется чужими вещами; бабник и большой ценитель женской красоты и т. п. Подчас это придает определенное изящество стилю.

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010

ЭВФЕМИЗМ
/от греч. euphemia – благоречивость/, нейтральное слово или выражение, используемое для замены инвектив. Ср. Копролалия; Копрофемия.
«Амаранту выводили из себя неправильное произношение Фернанды, ее привычка употреблять эвфемизмы… Амаранта ответила без всяких эвфемизмов: Я говорю, что ты из тех, кто путает задницу с великим постом.» Г. Г. Маркес. Сто лет одиночества.

Источник: Словарь доктора либидо

Эвфемизм
греч. eu – хорошо, phemi – говорю) – 1. более мягкое слово или выражение вместо грубого или непристойного; 2. в психопатологии – склонность использовать в речи уменьшительно-ласкательные слова и елейно-слащавые выражения (например, при эпилепсии – «стукнуть молоточком по головочке»). Происхождение эвфемизмов в сфере психопатологии остается неясным, в части случаев они, вероятно, указывают на инфантильное стремление пациента скрыть проявления зависти, агрессивности и тем самым сохранить или завоевать расположение к себе.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭВФЕМИЗМ
слова или фразы, выражения, которыми заменяют более грубые определения, смягчают высказывание.
Любой Э. является тропом, т. е. не только смягчает высказывание, но и делает речь более образной, выразительной. Напр., вместо утверждения, что кто-то глуп, говорят что этот кто-то "пороха не выдумает", вместо "наглое поведение" - "неадекватное поведение". Часто к Э. прибегают из-за явного неприличия некоторых терминов в литературной речи: вместо "задница" или "жопа" употребляют описательные, эвфемистические выражения "приятные округлости", "пятая точка". Также используют синонимию, когда хотят сделать речь более вежливой: вместо "потолстел" говорят "поправился", вместо "опоздала" - "задержалась" и т. п.
К Э. и эвфемистическим выражениям часто прибегают политики, осуществляющие коммуникацию по Милтон-модели (см.). Э. нужны журналистам: редакции не стремятся лишний раз участвовать в судебных разбирательствах из-за того, напр., что кого-то назвали "вором" или "казнокрадом". Поэтому прибегают к таким Э., как "частные интересы", "неосторожное обращение с государственным имуществом", "известная широта натуры" и т. д. Э. тесно связаны с таким явлением, как ТАБУ (см.), еще см. АНТИФРАЗИС.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
970.95 кб

Эвфемизация как часть политики деинституционализации детства

Казакова Анна Юрьевна
Рассматривается проблема деинституционализации детства как демократизации условий воспитанников интернатов за счет инклюзии.
Читать PDF
286.98 кб

Концептуальная метафора как способ формирования эвфемизмов в современном английском языке

Алексикова Юлия Владимировна
В статье рассматриваются основные предпосылки возникновения эвфемизмов в речи, анализируется механизм концептуальной метафоры применительно к проблеме эвфемизации в современном английском языке, проводится анализ функционирования
Читать PDF
259.69 кб

Эвфемизмы как манипулятивный инструмент СМИ в политическом дискурсе

Цыбуляк Оксана Дмитриевна
Ставится проблема эвфемизмов как манипулятивного инструмента СМИ. Даны определения манипулирования и эвфемизмов, описаны основные техники и уровни манипулирования сознанием. На примере речи президента США Б.
Читать PDF
193.22 кб

Эвфемизмы как средство формирования у младших школьников речевого и языкового такта на уроках русско

Никитина Елена Юрьевна, Зырянова Екатерина Алексеевна
Владение нормами речевого и языкового такта рассматривается как образовательный аспект в речемыслительном поведении младших школьников, обусловленный коммуникативно-речевой ситуацией.