ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
(от греч. племя, народ) – исследует национальные особенности народов, их чувства, самосознание, обычаи, традиции, влияние национальной принадлежности на личность и взаимоотношения между людьми. Среди этнических общностей наибольшей численностью и устойчивостью обладает нация, для которой характерны языковая близость, близость культуры, психического склада и экономических условий жизни.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
от греч. еthnos – племя, народ) – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания этнических стереотипов. Э. начала формироваться с середины XIX в. В современных условиях особое внимание в Э. уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, путей их разрешения.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
(от греч. ethnos – племя, народ) – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Современная Э. не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить следующие направления: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д., к–рые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии; 2) культурологические исследования, направленные на усвоение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т.п.; 3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т.д.; 4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы к–рых ближе всего к социальной и детской психологии (И.С.Кон). Особое внимание в Э. уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
от греч. ethnos - народ + psyche - душа + logos - слово, учение) - отрасль научного знания, возникшая на стыке социологии, социальной психологии и этнологии (этнографии), изучающая национальные (этнические) особенности психики людей как представителей конкретных наций и народов, проявляющиеся в их поведении и действиях. Э. как особая научная дисциплина зародилась в середине XIX века сначала в России (как психологическая этнография), а затем на Западе (как "психология народов") и была ориентирована на изучение психологического своеобразия национального характера, национального самосознания, национальных традиций и поведения представителей различных этнических общностей и групп. Современная Э. вобрала в себя тематику, проблематику и методы исследования многих наук (социологии, психологии, этнологии, культурологии, педагогики и др.) и занимается исследованием: 1) национальных особенностей психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, в также состояний и свойств личности представителей конкретных этнических общностей; 2) своеобразия социально-психологических процессов и явлений, возникающих среди конкретных наций и народов (особенностей взаимодействия, общения и взаимоотношений; социальных установок и стереотипов поведения; специфики социальной перцепции и адаптации); 3) этнического сознания и самосознания, национальных ценностей и ориентации, национальных ожиданий, национального характера; 4) социально-психологических факторов этногенеза (детерминации национальной психики, этнопсихологических характеристик культуры, экономики, политики и т. д.). Основная трудность, которая сейчас стоит на пути развития Э., выражается в том, что представители многих наук, занимающиеся ее изучением, стремятся объяснять психологические явления не психологическими, а иными закономерностями, что вносит определенный диссонанс в согласование совместных усилий ученых.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
от греч. etnos - народ, племя) - наука с двойным или тройным "гражданством", изучающая психологические особенности народов и их культуры, процессы формирования индивидуального этнического самосознания (этнической идентичности) и поведения личности, влияние социокультурных факторов на психические и личностные свойства. В Э. широко используются психологические методы исследования. Син. этническая психология, психологическая антропология, а также устаревший термин - "психология народов".
Описания типичных психических особенностей представителей разных народов можно встретить в трудах многих путешественников, историков, полководцев, политиков и философов разных эпох, начиная с античности. Однако идея создания научной Э. ведет свое нач. из работ 2 нем. ученых - философа Морица Лацаруса (1824-1903), полагавшего, что "народный дух" - это производное от психологии индивида, и языковеда Хеймана Штейнталя (1823-1899), придерживавшегося психологического направления в языкознании и выдвинувшего звукоподражательную (ономатопоэтическую) теорию происхождения языка. В совместной статье Лацарус и Штейнталь (1859) предлагали строить Э. как междисциплинарную и объяснительную науку о народном духе, как учение об элементах и законах духовной жизни народов и как исследование духовной природы всего человеческого рода. Др. родоначальником Э. заслуженно считается В. Вундт. Его 10-томная "Психология народов" (1900-1920) была одним из первых опытов Э. и содержала психологическое истолкование мифологии, религии, искусства, языка.
В одной из первых отечественных работ по Э. (Введение в этническую психологию, 1927), написанной философом Г. Г. Шпетом, в основном высказывались возражения против психологизма Лацаруса и Штейнталя, а также Вундта, выражавшегося, по мнению Шпета, в том, что эти авторы рассматривали Э. как основную объяснительную науку для истории и всех др. "наук о духе".
Предметом изучения современной Э. выступает вся система когнитивных, эмоциональных, мотивационных и волевых (конатпивных) процессов, а также типов личности, свойственных каждому этносу; влияние общеэтнической среды (культуры, природы) на формирование и особенности личности (кросс-культурные исследования). Этнопсихические различия могут иметь место даже при близости народов по происхождению, расе, языку, общественно-экономическому развитию (таковы, напр., различия между современными англичанами, американцами, австралийцами, новозеландцами и канадцами). Несходные географические, экономические и исторические условия породили значительные различия в национальном характере и культуре. См. Маргинальная личность, Модальная личность. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
(НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) / ЭТНАПСІХАЛОГІЯ / ETHNOPSYCHOLOGY– междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношенин. Термин Э. не является общепринятым в мировой науке, многие ученые называют себя исследователями в областях психологии народов, психологической антропологии, сравнительно-культурной психологии и т. п. Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в XVIII в. Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли великие немецкие мыслители И. Кант, Г. Гегель, И. Г. Гердер. Они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них. Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине XIX в. к зарождению Э. как самостоятельной науки. Создание новой дисциплины– психологии народов– было провозглашено в 1859 г. немецкими учеными М. Лацарусом и Х. Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы духовной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов (этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание. Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х гг. в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К. Д. Кавелина, который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности– памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. Рубеж XIX–XX вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В. Вундта, посвятившего 20 лет жизни написанию десятитомной «Психологии народов». Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, в качестве содержания души народа он рассматривал общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов. Ю. М. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая:
1) особенности психики людей различных народов и культур;
2) проблемы характера национального;
3) проблемы национальных особенностей мировосприятия;
4) проблемы национальных особенностей взаимоотношений;
5) закономерности формирования и функции самосознания национального, стереотипов этнических;
6) закономерности формирования сообществ, и пр. Создание специальной дисциплины - психологии народов было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, трактовавшим "народный дух":
1) как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации;
2) как их самосознание; его содержание должно раскрываться путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале XX в. эти идеи развил и частично реализовал в своей психологии народов В. Вундт. Позднее в США этнопсихология практически отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой "базовой" (или "модальной") личности, коя ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная этнопсихология не составляет единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней выделяется ряд самостоятельных направлений:
1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, процессов когнитивных, памяти, эмоций, речи и прочего (кои теоретически и методически есть неотъемлемая часть соответственных разделов психологии общей и социальной);
2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ориентации ценностных народной культуры (неразрывно связаны с соответственными разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и пр.);
3) исследования сознания этнического и самосознания (заимствуют понятийный аппарат и методы из соответственных разделов психологии социальной, изучающих установки социальные, отношения межгрупповые и пр.);
4) исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы коих ближе всего к социологии и психологии детской). Поскольку свойства культуры национальной и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда есть определенные расхождения. Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов способны оскорбить национальные чувства. Здесь острая проблема - надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования общностей этнических. Разработка этнопсихологии, особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание уделяется изучению психологических причин конфликтов этнических, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста самосознания национального, развития его в разных социальных и национальных средах.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Этнопсихология
(от греч. ethnos — «племя, народ») — междисциплинарная отрасль знания, исследующая психологические особенности человека или группы, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. Э. имеет свои традиции (как в зарубежной, так и в отечественной науке). Она не относится к устоявшейся научной дисциплине, да и сам термин пока необщепринятый.
Создание специальной дисциплины — «психологии народов» — было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, которые трактовали «народный дух» как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание, содержание которого должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в «психологии народов» В. Вундта.
За рубежом данная проблематика рассматривалась в рамках двух дисциплин, которые имея один и тот же предмет придерживались разных подходов к исследованию — психологической антропологии и сравнительно-культурной (кросскультурной психологии). Так, первая опирается на культурно-специфический подход, при котором делается попытка изучить культуру какого-либо народа как бы изнутри, в полевых условиях, понять ее специфику, не сравнивая с другими, описывая любые проявления культуры с точки зрения ее участника. Кросскультурная психология отстаивает универсалистский подход, при котором изучаются две культуры или более, чтобы выделить общие универсальные элементы и межкультурные различия; исследователь при этом занимает позицию внешнего наблюдателя, единицы сравнения и анализа остаются независимыми от культуры. Сейчас намечается тенденция к сближению двух способов изучения, их взаимодополнению.
На Западе Э. включена в кросскультурную как ее небольшая часть, занимающаяся изучением групп в качестве носителей оригинальных культур, которые значительно отличаются от доминирующей и сохраняются в течение многих поколений после миграции. В российской же науке, наоборот: кросскультурный анализ — это один из необходимых прикладных методов Э.
История развития отечественной Э. связана с именами языковедов и литературоведов А. А. Потебни, Д. Н. Овсянико-Куликовского, историков и философов Н. И. Надеждина, К. Д. Кавелина и Г. Г. Шпета. В настоящее время данная отрасль переживает в России период бурного развития после длительного перерыва. Основным предметом проводимых в ее рамках теоретических и эмпирических исследований выступают этническое сознание и самосознание. На современном этапе важной составной частью отечественной Э. стала психология межэтнических отношений, развивающаяся на стыке с социальной психологией. Сооветственно основные цели Э. — изучение социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия, выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности и этнической толерантности на групповом и личностном уровнях. Особое внимание уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.
Таким образом, современная Э. не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. Ее исследовательские сферы (как междисциплинарной науки) смежные:
с общей психологией: сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов памяти, эмоций, речи и т. д.;
с культурологией, искусствознанием и фольклористикой: исследования, направленные на изучение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры;
с социальной психологией: исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, рассматривающих социальные установки, межгрупповые отношения и т. д.; с социологией, детской психологией и педагогикой: исследования этнических особенностей социализации детей.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
256.67 кб

Учебно-методический комплекс по курсу «Этнопсихология» (для студентов психолого-педагогического факу

Бучек А. А.
Читать PDF
80.08 кб

Методологические основы дисциплины «Этнопсихология»

Айгумова З.И.
Читать PDF
577.31 кб

Социология и этнопсихология, психосоциология: проблема и методы

Зеличенко А.И.
Читать PDF
194.82 кб

Этнопсихология бурят

Санжаева Римма Дугаровна
Данная статья посвящена рассмотрению аспектов этнопсихологии бурят. Раскрывается понятие «этнопсихокультура», ее когнитивная, аффективная и поведенческая сферы.
Читать PDF
587.29 кб

Этнопсихология как наука

Баракатова Д.А.
Читать PDF
760.24 кб

Современные кросс-культурная и этнопсихология: новые тенденции в методологии комплексных и междисцип

Мазилов В.А.
Статья посвящена оценке перспектив использования междисциплинарных исследований в психологической науке в современных условиях. Различаются мультидисциплинарные, междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования.
Читать PDF
1.98 мб

Этнопсихология, менталитет и особенности русской интеллигенции

Сухих С.А.
В современных условиях актуальной становится категория этнического сознания. Одним из его релевантных конструктов выступает понятие менталитета, где в синергетическом сплаве проявляется активность бессознательного и сознательного.
Читать PDF
207.99 кб

Семья и домохозяйство (хаусхолд) в контексте экономической этнопсихологии

Карнышев Александр Дмитриевич
Рассмотрены функции семьи и домохозяйств (хаусхолдов) с позиции экономической этнопсихологии.
Читать PDF
197.75 кб

Ритуалы, мифы и символы в этнопсихологии

Погорелова Е. И.
Читать PDF
209.62 кб

Логические основания этнопсихологии

Емалетдинов Б. М., Валиева М. Х.
Статья содержит анализ логических оснований этнопсихологии с позиции социальной философии и психологии, очерчиваются ее методологические и теоретические проблемы, концепция ее предмета, категориально-понятийный аппарат и связи с д
Читать PDF
188.68 кб

Проблема экологического сознания с точки зрения этнопсихологии

Трефилова Е. Г.
Читать PDF
1.21 мб

Состояние и перспективы развития этнопсихологии в России

Крысько Владимир Гаврилович
В статье рассматриваются вопросы, отражающие проблему актуальности и значимости этнопсихологии как науки, этнопсихологических исследований в современных условиях.
Читать PDF
678.97 кб

К вопросу о базовых категориях этнопсихологии

Морогин В.Г.
Читать PDF
577.04 кб

Основные понятия и методология этнопсихологии

Нурмурадова Ш.И.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности этнопсихологии девочек-подростков

Гараева Р. М.
Этнопсихологические особенности девочек подростков тесно связаны с этнокультурой, которую они представляют. Эта культура перманентно передается из поколения в поколение в воспитательной работе каждой семьи.

Похожие термины:

  • ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

    самостоятельная молодая отрасль общественной науки в России, имеющая глубокие исторические и культурные корни, зародившаяся как результат необходимости изучения психологического облика, тради
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНАЯ

    междисциплинарная отрасль науки на Западе, находящаяся на стыке социологии, психологии, этнографии и антропологии. Начиная с Геродота и Тацита, древние ученые на Западе, повествуя о дальних стран
  • ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (ЭТНОПСИХОЛОГИЯ)

    современное название психологии народов-науки, созданной во второй половине XIX в. Основателями этой науки (как и социальной психологии в целом) считаются немецкие ученые М. Лацарус и Х. Штейнталь, к
  • ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ (ЭТНОПСИХОЛОГИЯ)

    область научных психологических знаний, связанная с изучением, описанием и объяснением психологических особенностей (взглядов, обычаев, традиций и т. п.) разных народов. Исторически П.н. возникла в
  • ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    ориентация исследователей на изучение прежде всего системообразующих компонентов психологии нации (см.: Системообразующие компоненты психологии нации), т. е. методологический анализ того, что по
  • ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    совокупность взглядов этой отрасли знаний на сущность и содержательные характеристики тех явлений и процессов, которые она изучает. Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей ст
  • АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    метод изучения свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы. Существуют три основные разновидности А.э.: а) направленный А.э. с ограниче
  • МЕТОД ПОДБОРА ЧЕРТ И СВОБОДНОГО ОПИСАНИЯ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    метод этнопсихологического исследования, с помощью которого выявляются типичные характеристики национальной психологии представителей того или иного народа. Впервые он был применен в 1933 году в
  • СВЯЗЬ ЭТНОПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

    ее взаимодействие с другими отраслями знаний, которое обусловливается необходимостью объединения усилий многих исследователей в интересах изучения сходного объекта - явлений, выступающих следс
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    метод изучения национально-психологических явлений в обычных, типичных условиях. Начало его использованию положил Ла Пьер, в-1934 г. путешествовавший с китайской супружеской парой по США, останавли
  • ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    направление исследований в отечественной и зарубежной науке, предполагающее сначала эмпирическое изучение психологических особенностей представителей различных национальных общностей, а зате
  • ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    закономерности формирования и развития различных компонентов национальной психики, сущность и содержание процессов освоения, сохранения, передачи и изменения национально-психологических особе
  • Исследование общения в этнопсихологии

    Активное исследование этнопсихологического О. началось в психологии во 2-й пол. XIX в. В это время в Германии в журнале «Die Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie und Sprachwissenschaft», основанном М. Лацарусом и Х. Штейнталем, пуб
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

    направления ее развития, отражающие в своем содержании главные приоритетные интересы и включающие: 1) исследование мотивационно-фоновых, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и к
  • КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    совокупность способов, приемов, методов-описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием достижений современной матема
  • МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенност
  • МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса мо
  • МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - термин, употребляемый для обозначения учения об идейных позициях этой науки, общей концепции принципов построения, форм, методов, способов и прием
  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    это наиболее общие обобщенные представления о содержании, формах и закономерностях ставителей конкретных этнических общностей. М.э. определяется свойствами ее предмета: чтобы успешно исследоват
  • АМЕРИКАНСКАЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    совокупность взглядов и концепций, широко разрабатывавшихся в США в первой половине - середине XX в. и объяснявших своеобразие культурно-исторического облика народов. Наиболее яркими представител