Эстетические чувства

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЧУВСТВА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
форма эстетического отражения: через отношения красоты и уродства, трагического и комического, юмора, сарказма, «смеха сквозь слезы», возвышенного и др.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Эстетические чувства
чувства, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ЧУВСТВА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Ч.э. – форма эстетического отражения: через отношения красоты и уродства, трагического и комического, юмора, сарказма, «смеха сквозь слезы», возвышенного и др.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
переживание эстетического отношения к действительности. Они выражают понимание прекрасного, активизируют деятельность, помогают яснее понять высокое назначение человека, осуждать неблаговидные поступки, заставляют быть пунктуальным, собранным, аккуратным, следить за одеждой, чистотой помещений, точно и четко выполнять обязанности. Э. ч. разнообразны: чувство удовлетворения, восхищения, чувство героического, чувство отвращения и т. д. Чувство удовлетворения возникает в связи с восприятием того, что человек считает красивым, возвышенным. При восприятии безобразного, низменного появляется чувство отвращения, неудовлетворенности, гнева. Развитие Э. ч. требует от учащихся выработки эстетического идеала и усвоения эстетических оценок содержания и форм объектов. Эти нормы и оценки, как и понятие о прекрасном, совершенном в жизни, создаются на основе мировоззрения, овладения научными знаниями и культурой. В работе «Педагогическая психология» Л. С. Выготский рассматривал эстетическое переживание как средство воспитания. В частности, эстетическое переживание предполагает наличие трех моментов: раздражение, переработка и ответ. Центральным звеном выступает процесс переработки, предполагающий осуществление слушателями или зрителями сложнейшей конструктивной деятельности. Она заключается в том, что «из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект, к которому уже и относятся все его последующие реакции». Эти последующие реакции, по мнению Л. С. Выготского, могут быть названы «вторично творческим синтезом». Таким образом, то содержание и чувства, которые наблюдатель связывает с объектом искусства, заключены не в объекте, а привносятся им самим. Происходит процесс так называемого «вчувствования», в ходе которого происходит возобновление целого ряда внутренних реакций субъекта и их определенная творческая переработка. Эта деятельность и составляет существо эстетической активности человека.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
1.37 мб

Первоначала эстетического чувства и искусства

Прозерский Вадим Викторович
В статье автором поставлен вопрос, можно ли говорить об эстетическом чувстве у человека архаической культуры, начиная с верхнего палеолита. Ведется полемика с теми исследователями, которые это отрицают.
Читать PDF
581.37 кб

Развитие эстетических чувств у младших школьников

Азизова Татьяна Ашотовна
У младших школьников необходимо развивать чувство красоты, гармонии цвета, линий, формы. Рисование дает ребенку основы представления о гармоничности.
Читать PDF
224.90 кб

Эстетическое чувство как естественная основа социальной личности

Бондарева Алла Ивановна
В статье исследуются психофизиологические и социальные истоки развития эстетического чувства в связи со способностью социальной личности в условиях противоречий окружающего мира развивать в себе гармоничные основы духовности и тво
Читать PDF
207.51 кб

Разделение чувственного — эстетическая феноменология Ж. Рансьера

Шестакова Марина Анатольевна
Концепция разделения чувственного Ж. Рансьера рассматривает эстетику и политику как равнозначные виды деятельности, смысл которых сводится к реконфигурации чувственного опыта. Такой подход является феноменологическим.
Читать PDF
290.95 кб

Искусство как средство формирования эстетических чувств студентов

Кудинова А.Л.
Проанализирована значимость эстетических чувств в духовном развитии студентов и роль искусства в их формировании.
Читать PDF
146.09 кб

Теоретические аспекты диагностики развития эстетических чувств младших подростков

Парамонова А. Е.
В статье раскрывается актуальность развития эстетических чувств в младшем подростковом возрасте, представлена структура эстетических чувств, теоретически обосновывается необходимость выбора показателей и критериев развития эстетич
Читать PDF
229.07 кб

Формирование эстетических чувств младших школьников средствами музыкальной культуры

Краснокутская Ольга Алексеевна
В статье представлена методика реализации личностного подхода при восприятии музыкальных произведений младшими школьниками.
Читать PDF
399.84 кб

Развитие культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников средствами изобразительной деятель

Хачатрян Жанна Левушовна, Карапетян Владимир Севанович
В статье представляется аргументация ученых по поводу значимой роли изобразительно-творческого процесса.
Читать PDF
446.56 кб

Вопрос о развитии эстетических чувств у детей в педагогической психологии России на рубеже XIX–XX ве

Рихтер Нина Павловна
Рассмотрены взгляды представителей педагогической психологии в России конца XIX – начала ХХ в. по вопросу о природе и развитии эстетических чувств у детей.