Эстетические чувства
ЧУВСТВА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
форма эстетического отражения: через отношения красоты и уродства, трагического и комического, юмора, сарказма, «смеха сквозь слезы», возвышенного и др.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Эстетические чувства
чувства, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
ЧУВСТВА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Ч.э. – форма эстетического отражения: через отношения красоты и уродства, трагического и комического, юмора, сарказма, «смеха сквозь слезы», возвышенного и др.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
переживание эстетического отношения к действительности. Они выражают понимание прекрасного, активизируют деятельность, помогают яснее понять высокое назначение человека, осуждать неблаговидные поступки, заставляют быть пунктуальным, собранным, аккуратным, следить за одеждой, чистотой помещений, точно и четко выполнять обязанности. Э. ч. разнообразны: чувство удовлетворения, восхищения, чувство героического, чувство отвращения и т. д. Чувство удовлетворения возникает в связи с восприятием того, что человек считает красивым, возвышенным. При восприятии безобразного, низменного появляется чувство отвращения, неудовлетворенности, гнева. Развитие Э. ч. требует от учащихся выработки эстетического идеала и усвоения эстетических оценок содержания и форм объектов. Эти нормы и оценки, как и понятие о прекрасном, совершенном в жизни, создаются на основе мировоззрения, овладения научными знаниями и культурой. В работе «Педагогическая психология» Л. С. Выготский рассматривал эстетическое переживание как средство воспитания. В частности, эстетическое переживание предполагает наличие трех моментов: раздражение, переработка и ответ. Центральным звеном выступает процесс переработки, предполагающий осуществление слушателями или зрителями сложнейшей конструктивной деятельности. Она заключается в том, что «из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект, к которому уже и относятся все его последующие реакции». Эти последующие реакции, по мнению Л. С. Выготского, могут быть названы «вторично творческим синтезом». Таким образом, то содержание и чувства, которые наблюдатель связывает с объектом искусства, заключены не в объекте, а привносятся им самим. Происходит процесс так называемого «вчувствования», в ходе которого происходит возобновление целого ряда внутренних реакций субъекта и их определенная творческая переработка. Эта деятельность и составляет существо эстетической активности человека.