ЭРОС

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Эрос
Eros). Совокупность инстинктов жизни.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Эрос
любовный стиль, основанный на чувственности, сексуальном влечении.

Источник: Бендас Т. Гендерная психология. 2009

ЭРОС
в Древней Греции - название стихийной, страстной влюбленности, направленной обычно на телесное, физическое обладание.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

Эрос
В теории Фрейда этот термин использовался для обозначения жизненных инстинктов, главным из которых считается половой, или репродуктивный инстинкт.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЭРОС
у З. Фрейда - одно из обозначений влечения сексуального, инстинкта сексуального и инстинкта жизни. В греческой мифологии Эрос (Эрот) - бог любви, одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭРОС
Греческий бог любви. В теории Фрейда Эрос обозначает целый комплекс инстинктов, направленных на самосохранение. К ним, конечно, относятся и сексуальные инстинкты. Ср. с использованием в теории Фрейда понятия Танатос, вся сумма смертельных инстинктов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Эрос
греч. Eros – бог любви, тайный любовник Психеи, полуабстрактная персонификация космической силы) – в теории З.Фрейда – комплекс инстинктов, направленных на самосохранение, включая сексуальные инстинкты. Противопоставляется Танатосу – сумме разрушительных инстинктов.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭРОС
древнегреческий бог любви. В теории З. Фрейда, который в молодости увлекался древнегреческой мифологией, Э.-это общее понятие, относящееся к целому комплексу инстинктов, направленных на сохранение и продолжение жизни. В психоаналитической теории Э. противопоставляется танатосу, понимаемому, в свою очередь, как комплекс инстинктов смерти. См. психоанализ, танатос, Фрейд Зигмунд.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Эрос
Содержание этого понятия в теории Фрейда охватывает совокупность инстинктов к жизни. По мнению Фрейда, предназначение этих инстинктов заключается в создании активных, многочисленных связей между людьми. Расстройства в этой совокупности инстинктов можно наблюдать при невротических и психических болезненных смущениях в направлении к болезненному усилению или ослаблению. См. Эротизм.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЭРОС
eros) Греческий бог сексуальной любви, использован Фрейдом для персонификации ЖИЗНЕННОЙ силы и сексуальных инстинктов. В поздних сто работах Эрос противопоставлен ТАНАТОСУ - богу Смерти, который персонифицирует ИНСТИНКТ СМЕРТИ. Использование Фрейдом Эроса - скорее поэтическая метафора, чем наука. Уместность метафоры связана с тем, что
а) Эрос был тайным любовником ПСИХЕИ, и
б)"его роль состояла в координации элементов, составляющих Вселенную.
Именно он "вносит гармонию в хаос" и дает жизни возможность развиваться. Это примитивное божество, полуабстрактная персонификация космической силы…" - larousse encyclopedia of mythology.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ЭРОС
/греч. Eros/, 1) философская категория у Платона и его последователей: изначальная космогоническая сила, мировой закон Гармонии и Любви;
«Если Эрос животный, подчиняясь слепому, стихийному влечению, воспроизводит на краткое время жизнь в телах, непрерывно умирающих, то высший, человеческий Эрос истинною своею целью должен иметь возрождение, или Воскресение жизни навеки в телах…» В. Соловьев. Смысл любви.
2) у древ. греков одно из проявлений любви: страстное желание, необузданная чувственность, направленная на физическое обладание. Ср. Агапэ (1); Людус; Сторгэ; Филия;
«Так ненасытные туземцы сбивались к этой проволоке с двух сторон, женщины становились так, как моют полы, и мужчины овладевали ими, не переступая запретной черты. Ведь чего-то же стоит и бессмертный Эрос!» А. Солженицын. Архипелаг Гулаг.
3) то же, что Эрот.

Источник: Словарь доктора либидо

ЭРОС
Eros) - в греческой мифологии, поэзии и культе бог любви - персонификация любви, космогоническая сила природы; психологически Эрос олицетворяет связующее начало, функцию связи, родства (см. также логос). Как принцип психической активности соответствует, по мнению Юнга, женской психологии. В данном контексте соответствующий принцип в мужской психологии - логос. Правда, во многих случаях Юнг считает возможным сосуществование эроса и логоса в пределах одного индивида любого пола.
В более широком глубинно-психологическом смысле Эрос как принцип персонифицирует жизненную силу в отличие от Танатоса - бога смерти, который персонифицирует инстинкт смерти. Здесь фигура Эроса ближе к поэтической-метафоре, уместность которой связана и с тем, что Эрос был тайным возлюбленным Психеи - читай, психического. К тому же ему отводилась роль координатора элементов, составляющих Вселенную. Именно Эрос вносит гармонию в хаос и дает жизни на земле возможность развиваться.
"Я использую Эрос и Логос в качестве концептуальной подмоги, чтобы описать тот факт, что женское сознание в большей степени характеризуется связующим качеством Эроса, чем способностью различать и познавать, связанной с Логосом. У мужчин Эрос, функция связанности, родства, обычно развита менее, чем Логос. С другой стороны, Эрос у женщин является выражением их истинной природы, а Логос зачастую присутствует как случайный элемент" (CW 9ii, par. 29).
"Эрос - весьма сомнительный малый и всегда таковым и останется <...> Он принадлежит, с одной стороны, изначальной животной природе человека, которая будет существовать до тех пор, пока человек имеет животное тело. С другой стороны, он связан с высшими формами духа. Но он преуспевает только тогда, когда дух и инстинкт пребывают в подлинной гармонии" (CW 7, par. 22; ср. ПБ, с.57-58).
"Там, где царствует любовь, нет стремления к власти, а где верховодит стремление к власти, там любовь влачится на задворках. Одно составляет тень другого: человек, принимающий позицию Эроса, обнаруживает свою компенсаторную противоположность в стремлении к власти, а для человека, выбравшего власть, компенсацией станет Эрос" (CW 7, par. 78; ПБ, с. 90).
"Бессознательный Эрос всегда выражает себя в стремлении к власти" (CW 9i, par. 167).
Юнг предположил, что потребность женщины в психической близости составляет ее характерную особенность и доминирует над нуждой в чисто сексуальных отношениях как таковых, хотя и был далек от абсолютизации данного предположения. Он пришел к выводу, что Эрос не может рассматриваться как синоним секса, но остается неотделимым от него или выступает как один из его аспектов в контексте других действий психической природы - эстетических, духовных, бытовых.
Юнг предложил пять стадий эротического выражения: биологическую, сексуальную, эстетическую, духовную и в форме мудрости.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ЭРОС
бог любви, олицетворяющий собой созидательное начало, страсть, сексуальность.
   В древнегреческих мифах Эрос выступал в качестве величайшего блага, объединяющей жизненной силы, одухотворяющего начала. Древнегреческие мыслители, включая Аристофана, Платона, Ариксимаха, соотносили Эрос с телесной и духовной любовью, с всепоглощающей разрушительной страстью и с творческой созидательной энергией.
   В психоанализе понятие Эроса используется в нескольких значениях: сексуальное влечение или либидо, сексуальность как таковая, любовь в широком и узком смысле этого слова, инстинкт жизни.
   В период становления и первоначального развития психоанализа З. Фрейд отдает предпочтение термину либидо. В книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и в предисловии к четвертому изданию «Трех очерков по теории сексуальности» (1920) он впервые вводит в свои размышления понятие Эроса. В первой работе основатель психоанализа одновременно апеллирует к либидо, либидозным влечениям и к Эросу, инстинкту жизни. По его мнению, стремление Эроса объединять все органическое во все большие единства заменяет собой то, что некоторые аналитики, в частности А. Адлер, называют «инстинктом совершенства». Либидо сексуальных первичных позывов можно было бы рассматривать как совпадающее с «объединяющим все живущее Эросом поэтов и философов». В этой же работе З. Фрейд писал о том, что Эрос действует как инстинкт жизни в противоположность инстинкту смерти и что при рассмотрении либидозного характера инстинкта самосохранения он отваживается на дальнейший шаг и признает «сексуальный инстинкт Эросом». В предисловии же к четвертому изданию «Трех очерков по теории сексуальности» основатель психоанализа подчеркивал, что ставшее необходимым благодаря анализу детей и так называемых перверсных взрослых расширенное понятие сексуальности является близким «к Эросу «божественного» Платона».
   В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) З. Фрейд сделал дальнейшие пояснения по поводу психоаналитического понятия либидо, любви и Эроса. Под либидо понимается энергия первичных влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви. Под любовью – половая любовь, любовь к себе, любовь родителей, детей, дружба и общечеловеческая любовь. Расширенным понятием любви психоанализ не создал ничего оригинального. В своем происхождении, действии и отношении к половой любви Эрос Платона соответствует психоаналитическому понятию любовной силы, либидо.
   Поясняя свою позицию по данному вопросу, основатель психоанализа замечал: «Кто видит в сексуальном нечто постыдное и унизительное для человеческой природы, волен, конечно, пользоваться более аристократическими выражениями – эрос и эротика. Я бы и сам с самого начала мог так поступить, избегнув таким образом множества упреков. Но я не хотел этого, так как я, по мере возможности, избегаю робости. Никогда не известно, куда таким образом попадешь. Сначала уступишь на словах, а постепенно и по существу. Я не могу согласиться с тем, что стыд перед сексуальностью – заслуга; ведь греческое слово эрос, которому подобает смягчить предосудительность, есть не что иное, как перевод нашего слова любовь».
   В последующих своих работах З. Фрейд часто использовал понятие Эроса как в противопоставлении инстинкта жизни инстинкту смерти, так и в качестве аналога любви, либидо. В частности, в работе «Недовольство культурой» (1930) он писал о «вечном Эросе», отстаивающим свои права в борьбе с равно бессмертным противником, инстинктом смерти. В «Очерках о психоанализе» (1938) – об «Эросе (или инстинкте любви)» и энергии Эроса, о которой, как подчеркивал З. Фрейд, «далее мы будем говорить как о «либидо».
   В современной психоаналитической литературе понятие Эроса используется наряду с такими понятиями, как либидо и любовь. Наиболее часто данный термин употребляется в контексте противопоставления Эроса (влечения к жизни) Танатосу (влечению к смерти).    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ЭРОС
(Eros). Принцип психической связанности, родственности; иногда Юнг предполагал, что этот принцип лежит в основе психологии женщины; обнаруживает себя на уровне интуитивной формулировки, которую невозможно ни точно определить, ни доказать научно. В этом контексте соответствующий принцип, действующий в мужской психологии, — логос. Но во многих случаях Юнг считает возможным сосуществование Э. и Логоса в пределах одного индивида любого пола. Двусмысленность Э. в отличие от направленного Логоса затрудняет понимание термина. Как психологические принципы, интерпретации Э. с Логоса носили самый разнообразный характер. Ошибочное приравнивание Э. к «чувству» беспокоило аналитическую психологию на протяжении многих лет (см. ТИПОЛОГИЯ). Данный принцип нельзя оценить в количественных терминах, так же как и нет точного ярлыка для одного конца в спектре противоположностей, поскольку он может проявляться либо положительным, либо отрицательным образом. Существует мнение (см. Guggenbuhl-Craig, 1980), что Э. есть свойство, которое делает и богов и людей любящими, творческими и увлеченными (см. БОГИ). Э. воспринимается как бессознательная сила, величина которой возрастает пропорционально тому, насколько она остается неосознанной (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). Предположение Юнга заключалось в том, что потребность женщины в психической близости составляет ее характерную особенность и перевешивает ее нужду в чисто сексуальных отношениях как таковых; хотя он же предупреждал, что это не следует рассматривать в абсолютном смысле, и был весьма внимателен, уделяя аналитическое внимание тому, где и каким образом данный принцип применяется. Во всех случаях, когда Юнг писал об этом, рассматривая дискуссионные и общедоступные проблемы, трудно установить, в какой степени он говорил как психолог, а в какой — как просто человек. Он пришел к заключению, однако, что Э. нельзя рассматривать как синоним секса, но также и нельзя отрывать от него, при этом он «участвует» в сексе или выступает как один из его аспектов наряду со всеми другими парными или групповыми видами деятельности психической природы: человеческими, эстетическими, духовными. Со временем Фрейд пришел к убеждению, что существуют два основных инстинкта: инстинкт жизни, который он идентифицировал с Э., и инстинкт смерти. Он относил к первому установление и сохранение фундаментальных отношений, а к последнему — уничтожение и разрушение этих связей. Юнг уделил значительное внимание тому, чтобы опровергнуть такое противоположение. «Логически противоположностью любви является ненависть, — писал он ,— но психологически это стремление к власти (Собр. соч. Г. 7. Парагр. 78). Этот фон, присутствующий в интерпретациях Юнгом работ как Фрейда, так и Адлера, полезен для понимания его собственного осмысления Э. как принципа. Юнг продолжал утверждать, что бессознательный Э. неизбежно находит выражение во властном побуждении. Если согласиться с предположением, что женщина, действующая под влиянием анимуса, отрицает или в действительности никак не соприкасается с Э., тогда ее действия надо рассматривать скорее не как «логические», а как устремленные к господству (см. АНИМА И АНИМУС; ОДЕРЖИМОСТЬ). Там, где Логос предстает как «вечный разум», замещение личного разума может восприниматься как власть. Клинических исследований принципа Э. у женщин и соответствующего принципа Логоса у мужчин проводилось мало, и поэтому данная теория не получила своего развития. Сегодняшний социальный прорыв женщин с соответствующими изменениями в сексуальном поведении, половых ролях и в понятиях стали причиной того, что женщины-аналитики подвергли новому исследованию первичные источники женских образов в попытке найти отражение или подтверждение тому, как современная женщина уходит от проявления или проявляет свою эротическую тенденцию новым творческим образом. Возможно, неудивительно поэтому то внимание, которое уделяется сейчас взаимоотношениям отца и дочери, а также пяти стадиям эротического выражения, предложенным Юнгом: биологической, сексуальной, эстетической, духовной и в форме мудрости (sapientia). См. ПОЛОВАЯ РОЛЬ; РЕФЛЕКСИЯ; СИЗИГИЯ.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
278.55 кб

Инна Осиновская. Ирония и эрос. Поэтика образного поля

Галинская И. Л.
Читать PDF
261.18 кб

Контркультурный эрос в рок-музыке

Мирская Людмила Анатольевна, Пигулевский Виктор Олегович
Возникновение контркультуры в 60-х годах XX века связано со стремлением молодежи освободиться от социальных и культурных клише, духа прагматизма в обществе ради раскрепощения личности.
Читать PDF
241.81 кб

Эрос русской идеологии: сексуальные сцены в современном российском блокбастере

Салтыков Денис Игоревич
Современный российский блокбастер возникает примерно в то же время, когда к власти в России приходит Владимир Путин, а председателем Союза кинематографистов становится Никита Михалков.
Читать PDF
278.51 кб

Эрос как проявление демонического начала в творчестве А. Ахматовой

Сискевич А. Е., Уразаева Т. Т.
В статье анализируется ахматовская демоническая философско-поэтическая концепция любви, одним из важнейших источников которой является философско-эстетический контекст рубежа веков, а также пушкинские и лермонтовские демонические
Читать PDF
2.10 мб

Эрос в философии Платона

Толстенко А. М.
Читать PDF
249.28 кб

Личность и эрос

Яннарас Х.
Пер. Г.В.Вдовиной
Читать PDF
93.19 кб

Ирония и эрос в пространстве образного поля

Скворцов Л. В.
Читать PDF
388.07 кб

Эрос и революция: теория А. Коллонтай

Китаи Сатоко
Читать PDF
107.10 кб

Русский эрос: история и современность

Брылина Ирина Владимировна
Представлен анализ состояния проблемы пола и любви в истории русской философии от истоков до наших дней. Рассмотрены три концепции любви (Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева и В.В. Розанова) и попытки их синтеза в ХХ в.
Читать PDF
76.29 кб

Преображенный эрос нравственная основа семьи и брака (опыт русской философии)

Попова Вера Васильевна
В статье анализируются проблемы формирования философии семейных ценностей, опирающейся на любовь как нравственное преодоление эгоизма.
Читать PDF
188.79 кб

Эрос как предмет социального конструирования: Пролегомены к исследованию

Тагиров Филипп Владимирович
Автор данной статьи, обращаясь к эросу как предмету социального конструирования, показывает, что многое в нашей жизни находится в прямой или косвенной зависимости от этого конструкта.
Читать PDF
125.41 кб

Эрос: между нормой и перверсией

Тагиров Филипп Владимирович
Автор показывает, как последовательно, начиная с рождения психоаналитического дискурса и до настоящего момента, область межличностных отношений и сексуальности, семейная и сексуальная мораль пережили ряд «освобождений», раскрепоще
Читать PDF
527.85 кб

Русский Эрос в религиозной эстетике Серебряного века: от «Родового пола» к теургии

Джежер Нина Станиславовна
В статье рассматривается Эрос как движущая сила творческого процесса в контексте русской религиозной эстетики Серебряного века. На основании анализа творческого наследия таких мыслителей, как Вл. Соловьев, В. Розанов, Д.
Читать PDF
640.67 кб

Привязанность (Эрос и агапэ)

Бре Ивон
Доклад посвящен понятию привязанности, которое, по мнению автора, заслуживает того, чтобы играть гораздо более значительную роль в современной философской, психологической и богословской традиции, чем та, которую оно играет фактич
Читать PDF
501.05 кб

Эрос, Танатос и депопуляция: экзистенциальные аспекты демографической ситуации в России

Мосиенко Л. И.
Обосновывается необходимость философского анализа современной демографической ситуации в России.

Похожие термины: