ЭРГОНОМИКА

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭРГОНОМИКА
Наука о "соответствии" работы и людей друг другу, изучающая связи между анатомией, физиологией и психологией индивида и требованиями, предъявляемыми определенными видами работ. См. человеческие факторы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Эргономика
эрго + греч. nomos - закон) – наука об организации труда, условий эффективной трудовой деятельности, о «соответствии» работы и людей друг другу, характеристиках организма и психологии требованиям, предъявляемыми определенными видами работы.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭРГОНОМИКА
ergonomics) - наука, изучающая проектирование машин и условий труда с учетом человеческого фактора. Эргономика подразумевает применение как психологических, так и физиологических принципов при проектировании зданий, машин, средств передвижения, упаковок, оборудования - то есть всего того, с чем постоянно контактирует человек на производстве и в быту.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Эргономика
Известная также как «человеческий фактор», эргономика является дисциплиной, изучающей соответствия между профессиональными требованиями и рабочей обстановкой. Специалисты по эргономике пользуются знаниями о человеческой анатомии и производительности труда при проектировании рабочих мест, где люди могли бы работать с максимальной отдачей и минимальным ущербом для здоровья.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЭРГОНОМИКА
комплексная научная дисциплина, изучающая условия труда человека с целью его оптимизации. В Э. используются психологические, физиологические, медицинские, гигиенические, технические и другие знания, имеющие отношение к трудовой деятельности человека. Основной объект исследования в Э.-система «человек-машина», причем, чаще всего имеется в виду взаимодействие людей с современными, сложно устроенными машинами и техническими системами. См. психология инженерная, психология труда.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭРГОНОМИКА
область научного знания, связанная с научением трудовой (ратной) деятельности человека (военнослужащего) и имеющая целью разработку научных основ для создания средств, условий и методов высокопроизводительного безаварийного труда. Э. комплексно изучает системы «человек – машина – среда», пути совершенствования и повышения эффективности труда (см. Эффективность труда), использует достижения инженерной психологии, физиологии и гигиены труда, антропологии, технической эстетики, теории управления и др.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭРГОНОМИКА
(греч. ergon — работа, nomos — закон) — наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств, содействующих развитию способностей работника. Использует данные технических наук, психологии, физиологии, социологии, антропометрии, гигиены труда, технической эстетики. Комплексно изучает систему «человек — коллектив — машина — среда» с целью оптимизации организации, оздоровления и повышения производительности труда. Лежит в основе гуманизации техники и научной организации труда. В таком смысле это понятие было введено в науку в 1921 г. В. Н. Мясищевым и поддержано В. М. Бехтеревым под названием эргология. Но впоследствии был принят термин Э., предложенный в 1857 г. польским биологом В. Ястшембовским.
Существующие попытки подмены Э. инженерной психологией ошибочны.
Синоним — эргология.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЭРГОНОМИКА
общее название группы наук, занимающихся комплексным изучением человека в деятельности производственной и оптимизацией средств и условий труда. В состав эргономики включаются прикладные разделы: психологии инженерной; психологии, физиологии и гигиены труда; антропологии; некие аспекты организации труда научной, эстетики технической, кибернетики, теории систем общей, теории управления автоматического и пр. Эргономика теснейшим образом связана с дизайном (художественным конструированием) техники, рабочих мест, интерьеров, средств и систем транспорта, визуальных коммуникаций и пр. Предмет эргономики - изучение и оптимизация систем человек - машина - среда. Ее методологическую основу образует подход системный, позволяющий получить всестороннее представление о трудовом процессе и о путях его совершенствования. Эргономика совместно с психологией инженерной решает такие проблемы:
1) оценка надежности, точности и стабильности работы человека-оператора;
2) распределение функций между человеком и машиной;
3) исследование влияния напряженности психической, утомления, стресса, состояний эмоциональных на эффективность труда;
4) разработка методов и средств отбора и обучения специалистов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭРГОНОМИКА
от греч. ergon — работа и nomos — закон) — общее название группы наук, занимающихся комплексным изучением человека в производственной деятельности и совершенствованием средств и условий труда. В эргономический комплекс включаются прикладные разделы общей и инженерной психологии, физиологии и гигиены труда, антропометрии, биомеханики; некоторые аспекты научной организации труда, технической эстетики, кибернетики, общей теории систем и др. Круг дисциплин, входящих в этот комплекс, пока еще точно не очерчен, что создает на пути развития Э. ряд трудностей методологического характера. Э. тесно связана с дизайном (художественным конструированием) техники, рабочих мест, интерьеров, средств и систем транспорта, визуальных коммуникаций и т. д. Основная цель Э.— изучение и оптимизация СЧМ—среда. Ее методологическую основу составляет системный подход, позволяющий получить всестороннее представление о трудовом процессе и путях его совершенствования. Многие задачи, решаемые Э., являются характерными и для инженерной психологии. Обобщенно их можно определить как приспособление техники и среды к человеку (группе людей) и формирование способностей у работающих в соответствии с требованиями, которые предъявляет к нам техника. Поэтому весьма важным является вопрос взаимоотношения Э. с инженерной психологией. По этому вопросу пока еще нет единого мнения. Некоторые авторы считают, что инженерная психология является одной из составных частей Э. Иногда Э. рассматривается как несколько расширенная гигиеническими, антрометрическими и др. сведениями инженерная психология. В ряде случаев инженерная психология трактуется как одна из теоретических основ Э., иногда же между ними вообще ставится знак равенства. Сейчас пока еще трудно однозначно сказать, какое из этих мнений является правильным. Важно отметить другое. В любом случае Э. не подменяет, не заменяет, не поглощает ни инженерную психологию, ни физиологию, ни гигиену труда, никакую другую науку. Включаясь в эргономический комплекс, ни одна из них не теряет своей самостоятельности..

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЭРГОНОМИКА
это комплексно-научное название целой группы наук, на стыке психологии, нейрофизиологии, антропологии, психоанализа, психофизиологии, социологии, дифференциально-технических и других наук; нюансивно-детальное исследование-интерпретация-изучения человека или же группы субъектов и происходит в совр. эпоху с широким применением технических средств и, в частности, новейших ЭВМ, а основной объект исследования Э. — это система-модель человек — машина, человек — ЭВМ; Э. исследует-интерпретирует-модифицирует свойства и предикаты этой системы, кот. детерминируются ролью субъекта и спецификой человеческого фактора в технике, что помогает устанавливать-дефиницировать интегрально-дифференциальные корреляции между человеком и ЭВМ, между объектами и экстеросредой, между отдельными свойствами-предикатами, характеристиками субъекта, машины и предметами деятельности, а интеграция различных наук и когнитивно-научных моделей, дает возможность моделировать-проектировать среду или же, например, психические акты субъекта, психофизиологические акты субъекта с целью эффективной гностизации этих феноменов и с целью-задачей рационально-эффективно использовать данные-регистры взаимодействия-корреляции человек — ЭВМ, а на базисе таких разработок-исследований и решаются адаптации техники и среды к субъекту, а также выработка-формирование оригинальных способностей у людей, связанных с оптимизацией их научно-производственной и научно-практической деятельности; в совр. эпоху эргономические интерпретации-модификации сынтенционированы на моделирование-проектирование наличной реальности, деятельности-активности субъектов, а также на средства и модусы, кот. должны быть задействованы-подключены в модель самой деятельности с ориентацией на регистры-показатели самого эргономического анализа, проблем организации, проектирования, моделирования, программирования; исследования-изучения активности субъекта выступает в эргономических мультимоделях, как интродуктивное начало, содержание и итог-завершение феноменов эргономического анализа, критериев, проектирования и мультимодификаций, связанных с проектированием, моделированием, с учетом многочисленных модальностей-характеристик деятельности субъекта и самих модальностей эффективного функционирования системы субъект—ЭВМ, а в этих целях и создаются в нынешнее время эргономическо-моделирующие программы.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Эргономика
(от греч. ergon — «работа», nomos — «закон») — прикладная дисциплина, занимающаяся проектированием человеко-машинных систем и условий их функционирования. Объектами выступают:
структурно-динамические составляющие техники и рабочей среды (рабочее место, включая средства управления, работа техники и оборудования, система управления производственной деятельностью, производственные помещения, микроклимат, специальные средства оптимизации состояния работника и т. п.);
деятельность работника в системе «человек — машина» (система рабочих действий, операций самоконтроля, средства саморегуляции; система обучения работника).
Критерии эффективности при эргономическом проектировании:
производственная эффективность;
степень удовлетворения жизненных интересов человека, включенного в систему «человек — машина» (удовлетворение насущных потребностей, самореализация и развитие).
В отличие от психологии труда и организационной психологии, для которых в качестве приоритетной выступает вторая группа критериев, эргономическое проектирование устанавливает приоритеты в зависимости от поставленной заказчиком цели. Если главной становится одна из групп критериев эффективности, вторая позволяет определить ограничения, при этом оптимизация системы и условий ее функционирования, согласно первому критериальному ряду, не должна привести к снижению эффективности по второму ниже установленной величины (к примеру, затраты, производительность, состояние, удовлетворенность и т. п.). В этом отношении Э. непосредственно связана с такими науками, как психология труда, инженерная психология, организационная психология, физиология труда, гигиена труда, техническая эстетика, научная организация труда (НОТ), экономика, технические науки. Наиболее тесная связь установлена с психологией труда и инженерной психологией, что отражено в системе классификации научных дисциплин, принятой ныне.
Как правило, специалист по Э. непосредственно взаимодействует в своей работе с конструкторами, технологами, программистами, дизайнерами, врачами, психологами и другими специалистами, определяя эргономические требования к тому или иному проекту (техническому устройству, средству отображения информации, системе управления, рабочему месту, помещению, технологии и т. п.).
В последнее время особую актуальность приобретает эргономическое проектирование систем «человек-компьютер», производственных и культурно-бытовых комплексов.
Литература
Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М., 2001.
Эргономика / Под ред. А. А. Крылова, Г. В. Суходольского. Л., 1988.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЭРГОНОМИКА
ЭРГАНОМІКА / ERGONOMICS– научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Предметом Э. является система «человек– машина– среда», основная цель– поиск путей повышения эффективности труда посредством совершенистования тех ни ки и среды с учетом психологических особенностей человека. Методологической основой Э. являются системный и междисциплинарный подходы. Э. сформировалась на стыке наук: психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук; при решении своих задач использует даные антропологии, технической эстетики, теории управления и др. Проблемы Э. разрабатываются коллективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач могут входить психологи, физиологи, гигиенисты, антропологи, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры. В СССР развитие Э. связано с возникновением и становлением в 20–30-х гг. XX в. научной организации труда (Н. А. Бернштейн, А. К. Гастев, С. Г. Геллерштейн, П. М. Керженцев и др. ). На основе комплексного изучения отдельных видов трудовой деятельности человека В. М. Бехтерев и В. Н. Мясищев разработали первую содержательную концепцию Э., которую тогда называли эргологией или эргонологией. Впос ледствии Э. развивалась в рамках военной психологии в первые годы после Великой Отечественной войны (военная Э.) в связи со все большим усложнением воен ной техники (в том числе в авиации, ракетных, космических войсках и т. д.) и с необходимостью изучения особенностей восприятия и деятельности операторов, поскольку резко возросли стоимость технических средств и цена ошибки человека при управлении сложными системами. Чуть позже в условиях совершенствования всех сфер производства во всех его отраслях, при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться, что дало стимул для развития промышленной Э. в 1960-е гг. Позже с широким внедрением компьютерной техники развивалась компьютерная Э. (Э. прог раммного обеспечения). Сейчас актуальными направлениями является Э. товаров массового потребления (в том числе особенности дизайнерских решений интерьеров, городских пространств и т. д.), а также когнитивная Э. Среди задач, которые решала Э., были, например, изучение совместимости внутри системы «человек– машина», включавшей антропометрическую совместимость (учет размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе и т. д.); сенсомоторную совместимость (учет скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей); энергетическую совместимость (учет силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления); психофизиологическую совместимость (учет реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины). В результате подобного анализа составлялись перечни требований к психофизиологическим характеристикам человека-оператора (в частности, возможность рабты женщин на том или ином устройстве), а также с учетом рекомендаций осуществлялась доработка технических приспособлений. В задачи Э. входило составление рекомендаций по организации рабочего места или его оценки, которые включали такие параметры, как выбор положения работающего, пространственную компановку рабочего места, взаимное расположение рабочих мест, размещение технологической и информационной оснастки, обзор и наблюдение за технологическим процессом. Важнейшей, задачей, решаемой с помощью Э., являлись обеспечение безопасности в системе «человек– машина» и предотвращение аварий, несчастных случаев, технологических катастроф. Одним из важных результатов и понятий, вошедших в научный обиход благодаря Э., является человеческий фактор (см. Человеческий фактор), а также эргатическая система. Сегоня Э. является востребованной и интенсивно развивающейся прикладной отраслью, в предметное поле которой входят все новые объекты.
Эргатическая система / Эргатычная сiстэма / Human-machine system– схема производства, одним из элементов которой является человек-оператор (или группа людей) и техническое устройство, посредством которого человек осуществляет свою деятельность с учетом возможных средовых и социально-психологических аспектов. Наряду с недостатками (присутствие человеческого фактора) эргатические системы обладают рядом преимуществ (нечеткая логика, эволюционирование, принятие решений в нестандартных ситуациях и др.). Примерами эргатических систем являются система управления блоком станции, система управления самолетом, диспетчерская служба аэропорта, вокзала. По целевому назначению и по характеру деятельности человека эргатические системы могут быть управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные. Человек-оператор / Чалавек-аператар / Human operator– в системе управления является элементом системы и представляет собой сложное «устройство» с многоканальным приемом, переработкой и выдачей информации (зрительные (визуальные), акустические (слуховые), тактильные, обонятельные и вкусовые). Сигналы, воспринимаемые оператором, называют афферентными, а выдаваемые– эфферентными. Оператор воспринимает всю поступающую извне информацию, анализирует для отбора необходимой для работы, перерабатывает ее в центральной нервной системе, имея определенные навыки и знания. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЭРГОНОМИКА
от греч. ergon - работа + nomos - закон) - научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук. Междисциплинарное изучение человека или группы людей в условиях их деятельности с применением технических средств составляет содержание Э. как научной дисциплины. Эргономические исследования подчинены задачам проектирования и ориентированы г. о. на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования Э. - система "человек-машина". Э. изучает определенные свойства этой системы, обусловленные местом и ролью человека в ней и получившие название "человеческого фактора" в технике. Эти свойства не сводятся к отдельным характеристикам человека, машины, предмета деятельности и среды. Человеческие факторы в технике представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета и среды; они существуют "здесь и теперь", конкретно проявляются во время взаимодействия человека и технической системы. Поэтому их относят к виртуальной реальности с ее свойствами: порожденностью (спроектированностью), актуальностью и интерактивностью. Механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью их использования при проектировании техники и среды оказывается не только недостаточным, но и невозможным на практике. Возникла необходимость в междисциплинарных исследованиях, базирующихся на системной трактовке человеческих факторов в технике и открывающих возможность их целостного представления в проектировании и использовании машин, оборудования и технически сложных потребительских изделий. На основе таких исследований решаются задачи не только приспособления техники и среды к человеку (группе людей), но и формирования способностей у работающих в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним техника.
Проектирование систем "человек-машина", направленное на оптимизацию деятельности человека (группы людей) по их освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в нормальных и экстремальных условиях, выделилось в самостоятельное направление и получило название "эргономическое, или человеко-ориентированное, проектирование". Оно восполняет недостающее звено общего процесса проектирования, в результате чего с самого начала разрабатываются системы "человек-машина", а не только технические средства, которые лишь на стадии их практической "подгонки" к человеку становятся компонентами этой системы.
Эргономическое исследование и проектирование имеют свою специфику. Во-первых, направленность Э. на проектирование деятельности, ее средств и среды требует применения не только экспериментальных, но и проектировочных методов, а также приемов, с помощью которых удается формализовать то, что ранее задавалось лишь описательно. Во-вторых, оперирование обобщенными показателями активности, напряженности и комфортности деятельности обусловливает процедуры получения интегральных критериев на основе комплекса частных показателей. В-третьих, эргономическое исследование, проектирование и оценка предполагают одновременное применение различных методов. Изучение деятельности человека выступает в Э. как начало, содержание и завершение эргономического анализа, организации, проектирования и оценки.
Особое значение для Э. приобретает моделирование, т. к. многие сложные системы "человек-машина" невозможно исследовать в реальных условиях. Необходимо организовать такие исследования и соответствующим образом представить их результаты, чтобы выявить взаимосвязь между многочисленными характеристиками деятельности человека и параметрами функционирования системы "человек-машина". В этих целях создаются эргономические моделирующие стенды.
Различают микро- и макроэргономику. Первая ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов "человек-др. компонент рабочей системы" (в т. ч. интерфейсы "человек-работа", "человек-машина", "человек-программное обеспечение" и "человек-среда"). Макроэргономика ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом. В концептуальном отношении используется подход теории социотехнических систем, т. е. изучение и проектирование рабочей системы осуществляется с верхнего ее уровня через подсистемы к уровню человека-работника. Этот подход пронизывает все проектные характеристики рабочей системы, в т. ч. микроэргономическое проектирование интерфейсов, и обеспечивает целостность рабочей системы и ее гармонизацию. Последняя характеристика означает, что все подсистемы и компоненты системы синхронизированы и действуют как единое целое.
Э. как научная и проектировочная дисциплина сформировалась в 1940-50-е гг., однако ее истоки восходят ко временам первобытного общества, которое научилось сознательно изготовлять орудия, придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. В доисторические времена удобство и точное соответствие орудия потребностям человека были вопросом жизни и смерти.
Прежде каждый новый вариант орудия труда столетиями проверялся в работе и постепенно претерпевал изменения. Сейчас нет времени для такого отбора. За последние десятилетия сменилось несколько поколений ЭВМ и продолжается разработка новых образцов.
Развитие техники предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, в годы Второй мировой войны, когда произошел качественный скачок в военной технике, эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные. Когда оказались исчерпанными возможности профессионального отбора и обучения, на первый план выступила проблема приспособления техники и условий труда к человеку.
Термин "Э." возник в Англии в 1949 г., когда группа англ. ученых, возглавляемая К. Марреллом, положила начало организации эргономического исследовательского общества. Позже выяснилось, что этот термин был предложен в 1857 г. польским естествоиспытателем В. Ястшембовским.
В 1921 г. на 1-й Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства в докладах В. М. Бехтерева и его ученика В. Н. Мясищева была выдвинута идея создания научной дисциплины эргологии, название которой год спустя уточнили как эргонология. В 1920-30-х гг. А. А. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, Н. М. Добротворский, Н. В. Зимкин, Н. А. Эппле и др. ученые развивали идеи эргономического содержания и одними из первых в мировой практике выполнили прикладные работы в этой области.
Второе рождение Э. в России произошло в нач. 1960-х гг. В эти годы в промышленно развитых и многих развивающихся странах стали образовываться национальные эргономические ассоциации или общества, а в 1961 г. была создана Межд. эргономическая ассоциация, издающая в Англии журнал "Эргономика" и др. См. Взаимодействие человек-компьютер, Когнитивная эргономика, Надежность системы "человек-машина", Человеко-системный интерфейс, Человеко-центрированный подход, Эргономика участия. (В. М. Мунипов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
131.10 кб

Психология труда, инженерная психология и эргономика: историко-психологический анализ

Носкова Ольга Геннадьевна
Автор обсуждает предмет, задачи, общественный статус психологии труда, инженерной психологии и эргономики, соотношение этих научных дисциплин в разные периоды второй половины ХХ - начала XXI в. в России.
Читать PDF
381.58 кб

ЭРГОНОМИКА И ИНФОРМАЦИЯ. КВАНТОВЫЙ ПОДХОД

Дементьев В. И., Кабалдин Ю. Г.
Изложена проблема взаимоотношения речи и мышления. Показаны квантовые истоки этих процессов.
Читать PDF
193.75 кб

Психология и эргономика: единство теории и практики

Серкин Владимир Павлович
Сообщение о девятой Международной конференции «Психология и эргономика: единствотеории и практики» (Тверь, 17-19 сентября 2015 года).
Читать PDF
1.77 мб

Эргономика туризма как предмет научных исследований

Третьякова Т.Н.
В статье дано теоретическое обоснование эргономики туризма как предмета научных исследований. Рассмотрено понятие эргономики с точки зрения туристики, ее составные элементы, применительно к теме исследования.
Читать PDF
3.77 мб

Эргономика ручного строительного инструмента. К вопросу о выборе оптимальных характеристик лопат, пр

Ершов М.Н.
Исследована эргономика лопаты. Изучены такие аспекты работы лопатой как скорость работы лопатой, нагрузка при работе лопатой, величина броска; влияние параметров лопаты на эффективность работы.
Читать PDF
5.41 мб

Информационные технологии и эргономика

Жаргалсайхан Н., Оюунчимэ Ш.
Статья посвящена изучению влияния информационных технологий на эргономику.
Читать PDF
204.36 кб

Эргономика и биотехнические системы: 40 лет рядом

Падерно Павел Иосифович
Дана краткая характеристика проблемной области «Эргономика».
Читать PDF
525.28 кб

Исследовательский проект smart-учебника «Эргономика» в среде LMS Moodle

Афанасьев Александр Николаевич, Куклев Валерий Александрович, Егорова Тамара Михайловна
В статье описаны авторские подходы к созданию смарт-учебника по дисциплине «Эргономика», описана его структура, приведены примеры экспериментальных заданий для системы электронного обучения.
Читать PDF
145.36 кб

Логическая архитектоника и дизайн-эргономика учебно-методического издания

Сахарова Евгения Геннадьевна, Клецкая Зинаида Михайловна
Статья посвящена проблемам внутреннего строения произведений учебно-методической литературы, а также редакторской и технической подготовки учебно-методических изданий для высшей школы на современном этапе развития издательского де
Читать PDF
656.63 кб

Разработка творческого задания по дисциплине «Эргономика и антропометрия» для студентов, обучающихся

Фех Алина Ильдаровна, Исаева Елизавета Сергеевна, Скачкова Лариса Александровна
В данной статье рассматриваются ключевые этапы разработки творческого задания по дисциплине «Эргономика и антропометрия» для студентов-дизайнеров второго года обучения.
Читать PDF
142.93 кб

От инженерной психологии к эргономике

Мунипов В. М.
Читать PDF
2.42 мб

Этапы развития эргономики и методы эргономического анализа

Ережепова А.К.
Читать PDF
297.78 кб

Концепция учебного плана преподавания эргономики в техническом вузе

Городецкий И. Г., Амочкин В. М.
Читать PDF
385.33 кб

Социально-психологические (эргономические) аспекты организации пространства современного города

Раузеев Искандер Зиннурович
Читать PDF
0.00 байт

Медико-эргономические подходы к оздоровлению школьников с заболеваниями позвоночника

Новосельский А. Н., Быков А. А., Пузырев О. И., Новосельская О. И., Белов И. В., Быкова Н. А.

Похожие термины:

  • КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА

    англ. cognitive ergonomics) - раздел эргономики, в котором изучаются и проектируются интерфейсы "человек-др. компоненты рабочем системы* (особенно программное обеспечение) на основе изучения деятельности
  • ЭРГОНОМИКА УЧАСТИЯ

    англ.participatory ergonomics) - вовлечение будущих пользователей в эргономический анализ и проектирование технических средств, рабочей среды и деятельности. (К. В. Самойлов.)
  • ЭРГОНОМИКА УПРАВЛЕНИЯ

    раздел эргономики, связанный с изучением деятельности человека по управлению техническими устройствами и коллективами людей. Как известно, традиционная эргономика изучает деятельность людей и
  • Предмет эргономики

    трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами в условиях влияния на пего факторов внешней среды.
  • ПСИХОЛОГ-ЭРГОНОМИСТ

    Его функции - улучшение условий труда, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям рабочих. Психологи-эргономисты, основываясь на знаниях о поведении людей, дают рекомен
  • ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    получившее в 60 —70-х гг. бурое развитие в странах восточной Европы одно из направлений прикладной антропологии. Цели Э. а. совпадают с целью эргономики, но достижение их осуществляется путем решени
  • ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ БИОМЕХАНИКА

    раздел биомеханики, изучающий движения человека. Данные Э. б. используются при рационализации управляющих движений человека, выборе формы и размеров органов управления, конструировании рабочих с
  • ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

    определение соответствия показателей объекта оценки эргономическим требованиям и установление эргономического уровня качества оцениваемого объекта, т. е. степени реализации эргономических тре
  • ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    нормированные по отношению к образцу техники (его элементам), к качеству и напряженности деятельности (или отдельных действий, решающих промежуточные задачи деятельности) значения показателей эр
  • ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

    показатель качества, используемый для определения соответствия изделия эргономическим требованиям; характеризует приспособленность изделия к работе совместно с человеком. Э.п. к. п. определяетс
  • БАНК ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ДАННЫХ

    совокупность технических, программных, информационных и организационных средств, обеспечивающих накопление, хранение и выдачу по запросу индивидуального или коллективного пользователя необход
  • ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    совокупность мероприятий, направленных на обеспечение и повышение эффективности СЧМ путем рационального учета, закономерностей трудовой деятельности работающих в ней людей и использования дос
  • Эргономия

    Совокупность исследований с целью изучить наиболее полно организацию труда, техническое оборудование и целостную систему «человек-машина» с тем, чтобы создать самые благоприятные условия, не по