ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Генетическая эпистемология
термин Ж. Пиаже. - раздел гносеологии, включающий в себя изучение возникновения и развития научного знания. Поскольку генезис научного знания у истоков человеческого общества невозможно выявить, анализ возникновения и развития научных представлений осуществляется в экспериментах с детьми.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

генетическая эпистемология
термин, которым часто описывается теория Пиаже. Термин «генетическая» не имеет ничего общего с наследственностью и имеет, скорее, эволюционный оттенок. Эпистемологией называется изучение знания; таким образом, под термином «генетическая эпистемология» понимается изучение знания как функции созревания и опыта.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Генетическая эпистемология
греч. genetikos + epistemologia - теория познания) - психология развития знания. Чаще всего при этом имеется в виду когнитивная психология, представленная в трудах Ж.Пиаже и его школы. Основные положения теории Ж.Пиаже таковы: 1. знание развивается поэтапно и, по мере его накопления, оно используется в целях адаптации к конкретным ситуациям в ходе контактов ребенка с реальными обстоятельствами; 2. этот процесс основан скорее на активном конструировании со стороны индивида, чем на внутренне заданных идеях; 3. это конструирование осуществляется благодаря врожденной потребности ребенка преодолевать противоречия, существующие между его знанием и реальностью.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Подход в психологии, который сосредоточивается на изучении развития знания. Само название обычно ассоциируется с ориентацией на развитие Швейцарского психолога Жана Пиаже. Согласно этой точке зрения: (а) знание развивается в смысле становления все более и более организованным и адаптированным к окружению; (б) этот процесс развития основывается не на внутренне заданных идеях и не на каком-либо простом автоматическом созревании, но скорее на активном конструировании со стороны индивида, и (в) это конструирование знания инициируется и осуществляется благодаря потребности преодолеть противоречия, вызванные функционированием в сложной, изменяющейся среде. См. Пиаже.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
(от греч. episteme – знание, logos – учение, genos – происхождение) – направление в исследованиях мышления, разработанное Ж.Пиаже и его школой (Женевская школа генетической психологии), поставившее целью создать общую теорию развития познания, к–рая синтезировала бы данные онтогенеза (экспериментальнопсихологического изучения интеллекта ребенка) и филогенеза (истории науки), параллели между субъектом и объектом умственных операций. На обоих уровнях прогресс выражается в преодолении эгоцентризма, в углублении рефлексии и построении логикоматематических структур. Э.г. способствовала разработке проблемы отношений между логикой и психологией мышления, оказав, в частности, большое влияние на развитие психологической концепции Ж.Пиаже. Однако исходный замысел Э.г. не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
учение известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, представляющее собой подход к познанию и объяснению психических явлений, в котором основное внимание обращается на процесс развития познавательных способностей человека. В Г.э. особо подчеркиваются следующие вещи: 1. Знания и познавательные способности человека развиваются в процессе совершенствования (усложнения) их внутренней организации и адаптации (приспособления) к условиям внешнего мира. 2. Развитие знаний и познавательных способностей человека основывается не только на постепенной реализации имеющихся у него внутренних, врожденных идей. Эти знания и способности активно конструируются (создаются) самим человеком в ходе приобретения им жизненного опыта. 3. Развитие знаний происходит в результате преодоления противоречий, которые неизбежно возникают в процессе жизни человека в сложном современном мире. См. операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже, Пиаже Жан.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Генетическая эпистемология
Словообразование. Происходит от греч. genesis - происхождение и epistemоlоgia - теория познания.
Автор. Ж.Пиаже.
Категория. Вариант биогенетической концепции.
Специфика. В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Здесь сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики.
Исследования. Как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж.Пиаже при генетическом анализе формирования физических понятий "скорости" и "длительности", что позволило вывести их из отношений пространственного порядка.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
направление в исследованиях мышления, разработанное Ж. Пиаже и его школой (-> школа Женевская). В центре внимания стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания (эпистемология - теория познания). Поставлена цель создать общую теорию развития познания, синтезирующую данные онтогенеза (экспериментально-психологического изучения интеллекта ребенка) и филогенеза (истории науки, общих теорий современной логики и математики). Параллели между этими двумя рядами усматривались в изменении характера отношений между субъектом и объектом операций умственных как у индивида, так и в ходе общей эволюции научных идей. На обоих уровнях прогресс выражается в преодолении эгоцентризма и феноменализма, в углублении рефлексии и построении логико-математических структур. Теория познания Пиаже представляет собой новый вариант концепции биогенетической. Как исторический, так и" онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, характерного невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие происходит и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной активности познавательной. Такая стратегия исследования была применена Пиаже, например, при генетическом анализе формирования физических понятий скорости и длительности, что позволило вывести их из отношений пространственного порядка. Эпистемология генетическая способствовала разработке проблемы отношений между логикой и психологией мышления, оказав большое влияние и на развитие концепции Пиаже. Однако ее исходный замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Эпистемология генетическая
греч. episteme — знание + logos — наука, учение; genetikos — относящийся к рождению, происхождению] — направление в исследованиях мышления, созданное Ж. Пиаже и его школой и поставившее целью разработать общую теорию развития познания, которая синтезировала бы данные онтогенеза (экспериментальнопсихологического изучения интеллекта ребенка) и филогенеза (истории науки). Параллели между этими двумя рядами усматриваются в том, что как у индивида, так и в ходе общей эволюции научных идей происходит изменение характера отношений между субъектом и объектом умственных операций. На обоих уровнях прогресс выражается в преодолении эгоцентризма и феноменализма, в углублении рефлексии и построении логико-математических структур. Согласно концепции Э. г., законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания. Исходным для школы Ж. Пиаже является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывно совершающихся процессов — ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, тогда как при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды. Из такого общебиологического подхода Ж. Пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой, организм создает познавательные структуры. Одним из ключевых понятий в Э. г. является понятие децентрации, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное общение с другими людьми, в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Д.В.Ушаков

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
гносеологическая концепция Ж. Пиаже, кот. связана с исследованием психомеханизмов, детерминирующих полимодели знаний и их эволюцию; по Ж. Пиаже, существует два основных взаимосвязанных направления: онтогенетическая эволюция, закономерности которой выявляются с помощью практико-психологического эксперимента, а также второе направление. где закономерности психомеханизмов, обусловливающих модель знания, можно исчислять-денотатировать с помощью общетеоретических постулатов современной логики и математики; эпистемология (наука о знании, познании) включает в себя логико-понятийные модели-схемы точно также, по Ж.Пиаже, как и психологическо-исследовательские данные; между онтогенезом и филогенезом существуют те же отношения-конвергенции, кои существуют между эмбриологией и сравнительной анатомией; эволюция же знаний, по Ж.Пиаже, имеет своим центральным пунктом состояние эгоцентризма и феноменализма, при которых приоритетными являются гностические акты познания чего-то достоверного, налично-реального, а также невозможность дискурсосмыслить собственную диспозицию индивидом, как познающим-эпистемоизирующим субъектом.
По Ж.Пиаже, эволюция-трансформация знания происходит при помощи «конструирования», кот. детерминируется эпистемоизированным-глобальным проникновением в сущности объектов, моделей бытия, а также при помощи размышления-рефлексии, направленной на имманентно-личностную гностическо-познавательную активность-инициативность; по Ж.Пиаже, каждая сфера знания интегрирует сама в себе ингредиенты общей координацией, — здесь он подразумевает логико-математические модели разных модификаций, — и в то же время, любые логико-математические модели являются виртуальными единицами того или иного содержания; аксиоматизируя корреляцию субъекта и объекта в процессе гностических актов и апеллируя при этом к «прогрессу познания», Ж.Пиаже коррелирует-ассоциирует этот феномен с абсолютизацией мерил-критериев истинности, достоверности; по его мнению мультикоординация поведенческих актов и действий субъекта уже может сама по себе автоматизированно, без флуктуаций-деформаций, предполагать-моделировать точность моделей наличной реальности, достоверности; согласно его концепции, ключевая-приоритетная роль в изучении индивида отводится психологии, а другие науки должны быть изучаемы в имманентных структурах психологической науки, для понимания целостности эволюционных этапов в развитии индивида, эпистемоизации структур его сознания.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

(англ. genetic epistemology) - гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики - с др. Эпистемология (теория познания) предполагает "уже решенными проблемы логики", поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см. Биогенетический закон), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний - как исторически, так и генетически - имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании "общими координациями" (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.
Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей "ключевую позицию в системе наук" в том смысле, что др. науки хотя и "не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах", но овладение этими структурами "возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии" (см. Психологизм). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как "скорость" и "длительность времени", в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
376.81 кб

Генетическая эпистемология Жана Пиаже в контексте антропологических исследований: доводы против педа

Шкаев Д. Г.