ЭПИГЕНЕЗ
ЭПИГЕНЕЗ
Представление о том, что в ходе развития сложные морфологические свойства организма постепенно развиваются, независимо от взаимодействия с пренатальной средой и внутриклеточными процессами. Ср. с преформационизмом.
ЭПИГЕНЕЗ
см. эпи- и -генез] - биол. учение о зародышевом развитии организма как процессе, осуществляющемся путем последовательных новообразований. Термин «Э.» предложен в 1651 г. англ. врачом, физиологом, эмбриологом У. Гарвеем (W. Harvey)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Эпигенез
греч. epi – на, над, сверх, при, после; genesis – происхождение) – положение о том, что в ходе онтогенеза образование сложных морфологических структур организма повторяет в своем развитии определенные этапы филогенеза независимо от взаимодействия с пренатальной средой и внутриклеточными процессами.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Эпигенез
учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Термин эпигенез впервые появился благодаря Харви Уильяму Гарвею в биологии в 1651 г. Эпигенез рассматривается как интенсивное развитие организмов (наряду с экстенсивным развитием - преформизмом, то есть появлением и увеличением уже имеющегося).
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Эпигенез
одна из теорий о зародышевом развитии организмов, предполагающая, что развитие представляет собой процесс последовательного возникновения новообразований. В современной биологии и генетике развития под эпигенезом подразумевают единый системный процесс развития, в котором происходит последовательное развертывание генетической информации при участии нейрогуморальных, гормональных, средовых и других факторов.
Источник: Словарь по психогенетике
ЭПИГЕНЕЗ
EPIGENESIS)
Принцип развития, заимствованный из эмбриологии. Был впервые применен к психоаналитической теории Эриксоном (1959) и подразумевает, что личностный рост подчинен определенным законам, общим для всего, что растет. У каждого типа организма имеется своя программа, в соответствии с которой для каждой части наступает свое время особой значимости, и так до тех пор, пока из этих частей не образуется функционирующее целое. Соответственно, происходящие в процессе развития события по мере роста личности возникают с определенной частотой и в определенной последовательности.
Принцип развития, заимствованный из эмбриологии. Был впервые применен к психоаналитической теории Эриксоном (1959) и подразумевает, что личностный рост подчинен определенным законам, общим для всего, что растет. У каждого типа организма имеется своя программа, в соответствии с которой для каждой части наступает свое время особой значимости, и так до тех пор, пока из этих частей не образуется функционирующее целое. Соответственно, происходящие в процессе развития события по мере роста личности возникают с определенной частотой и в определенной последовательности.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
ЭПИГЕНЕЗ
биологическое представление о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляющемся путем последовательных новообразований. Все, что растет, имеет общий план, но каждая часть имеет свой благоприятный период для развития под влиянием внешних факторов. Эпигенетическая концепция жизненного пути (Э. Эриксон) признает последовательность стадий результатом биологического созревания, но содержание развития – результатом ожиданий и требований общества, к к–рому принадлежит индивид. Темпы и интенсивность развития вариативны, но основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Эпигенез
греч. epi — над, сверх, после + genesis — происхождение] — развитие, происходящее благодаря появлению новообразований и дифференциации частей целого. Общий принцип «Основ психологии» Г. Спенсера (2 изд., 1872) —от гомогенности через дифференциацию к связной гетерогенности — являлся, в сущности, эпигенетическим. В дальнейшем идея Э. в эволюционной психологии связана с соотношением врожденного и приобретенного в психике человека и животных. Представление об эпигенетическом характере психического развития, происходящего исключительно под влиянием внешней среды, в настоящее время подвергается обоснованной критике. В то же время врожденными следует признать лишь пределы значений, в которых проявляет себя норма реакции на воздействия среды. Содержательная сторона онтогенетических изменений в психике всегда эпигенетична. «Чистый» Э., как и полная наследственная обусловленность психических процессов, принадлежит к парадигме научного знания, сложившейся в XIX в. и ныне сохраняющей лишь исторический интерес. А.А. Брудный