1. Реализация, действительность. В этом смысле термин используется в определенном противопоставлении потенциальному или тому, что находится на пути к реализации. 2. "Жизненная сила", предполагаемая в философии витализма.
Энтелехия
ЭНТЕЛЕХИЯ
Энтелехия
греч. entelecheia) – 1. в философии Аристотеля – активное начало, превращающее возможность в действительность; 2. реализация, осуществление или реальность, действительность (в противоположность возможности или тому, что находится на пути к превращению в реальность); 3. у сторонников витализма – некая жизненная сила, особое жизненное начало, которое направляет развитие организмов.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЭНТЕЛЕХИЯ
устаревший, малоупотребительный в настоящее время термин, означавший в древних философских учениях о душе «жизненную силу», заложенную в душе от природы, причем не только в ней как таковой, но отчасти и во всей природе в целом. В философских и психологических учениях более позднего периода (Средние века) под Э. стали понимать процесс актуализации, реализации какого-либо, не обязательно душевного свойства, противопоставляемый потенциальному существованию этого свойства, а также его неполной, частичной реализации. См. витализм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Энтелехия
Словообразование. Происходит от греч. entelecheia - то, что имеет в себе завершение.
Автор. Аристотель.
Категория. Причина или наличие актуальной возможности.
Специфика. Понятие рассматривалось Аристотелем как объяснительный принцип природной самоорганизации, в его философии душа выступала первой энтелехией, определяющей телесную организацию.
В дальнейшем в традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гете, В.Вундт, Х.Дриш. В частности, в теории Дриша душе приписываются такие свойства, как автономия, нематериальность, непространственность, телеологичность, формообращующая способность, жизненность (фактор Е), отсутствие внешней причинной обусловленности.
Синоним. "Психоид" Э.Блейлера.
Литература. Drisch H. Philosophie des Organischen. Lpz., 1909
Автор. Аристотель.
Категория. Причина или наличие актуальной возможности.
Специфика. Понятие рассматривалось Аристотелем как объяснительный принцип природной самоорганизации, в его философии душа выступала первой энтелехией, определяющей телесную организацию.
В дальнейшем в традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гете, В.Вундт, Х.Дриш. В частности, в теории Дриша душе приписываются такие свойства, как автономия, нематериальность, непространственность, телеологичность, формообращующая способность, жизненность (фактор Е), отсутствие внешней причинной обусловленности.
Синоним. "Психоид" Э.Блейлера.
Литература. Drisch H. Philosophie des Organischen. Lpz., 1909