ЭНЕРГИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭНЕРГИЯ
реальность, отличная от материи и являющаяся источником существующих в мире движений и преобразований. Психическое (психику) также можно считать одним из проявлений энергетического начала в мире. См. психика.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭНЕРГИЯ
1. Общая мера различных видов движения и взаимодействия. 2. Мера движения, мера способности производить работу, - одно из основных свойств материи. 3. Деятельная сила, настойчивость, решительность в действиях, в достижении цели.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭНЕРГИЯ
Один из тех терминов, которые имеют приемлемо точное определение в физических науках, но теряют их четкость, когда перемещаются в психологический жаргон. Самое лучшее, что можно сделать в данном случае, это указать, что этот термин обычно используется как приблизительный эквивалент понятий сила или мощь, как описание психологической активности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Энергия
Понятие, обозначающее особого вида силы, позволяющие человеку осуществлять свою жизнедеятельность. В китайской философии такую жизненную Э. обозначают как Ци (с мужским началом Ян и женским Инь), в индийской – как прану. Согласно восточным взглядам, здоровье определяется как гармония движения в организме различных видов энергии, а болезнь – как нарушение этой гармонии. На этом принципе построена методика рефлексотерапии и точечного массажа.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ЭНЕРГИЯ
Energy; Energie) - в аналитической психологии это понятие, взятое из физики, представляет сложную метафору.
"Я не гипостазирую понятие энергии, а пользуюсь им как термином для обозначения интенсивностей или ценностей. Вопрос о том, существует или не существует особенная психическая сила, не имеет ничего общего с понятием либидо. Я нередко пользуюсь термином либидо вперемежку с термином "энергия"" (ПТ, пар. 754).
Согласно Юнгу, понятие "энергия" носит архетипический характер и в области переживаний проявляется как комплекс, обладающий автономными стимулами. Юнг описывает эти феномены также при помощи моделей энергетических систем, которые, если их рассматривать с теоретической точки зрения, характеризуются абсолютной взаимозаменяемостью. В психической системе энергия вызывает продолжительное возбуждение. В разнообразном душевном опыте психика проявляет свой энергетический облик.
В доэдиповых фазах развития энергия принимает и другие формы: питательную, пищеварительную и т. д.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Энергия
греч. energeia – деятельность) – 1. общая мера различных видов движения и взаимодействия. Главные известные ныне разновидности энергии: механическая, тепловая электромагнитная, химическая, гравитационная, ядерная. Согласно закону сохранения энергии, при всех превращениях энергии ее общее количество в мире не изменяется; 2. деятельная сила, настойчивость, решительность в достижении поставленной цели; 3. термин, теряющий четкость и превращающийся в метафору, когда он применяется в психологии, например, в выражении «психическая энергия». Например, выражение «снижение энергетического потенциала», явное заимствование из физики, означает только то, что пациент становится вялым, пассивным, утратившим инициативу, безвольным. Чаще вместо термина «психическая энергия» используется термин «психическая активность»; 4. в психоанализе – гипотетическая, не имеющая аналогов с известными в естествознании видами энергии психическая энергия, которая существует в двух формах. Одна из них, считает З.Фрейд (1940), «имеет свободу перемещения, а другая, напротив, связана». Эта концепция не предназначена для объяснения таких явлений, как психическая усталость, различия в жизненной силе и т.п.. Она разъясняет проблемы перемещения внимания, интереса и привязанности с одного объекта или вида деятельности на другой, то есть процесса, в ходе которого «подвижные кванты энергии» вкладываются в те или иные психические представления объектов так, что одни идеи или образы легко символизируют какие-то другие. Упомянутые вложенные кванты энергии называют «катексисами», те представления, с которыми сцеплена энергия – «катектированными», а те, у которых она забирается, - «декатектированными». Повидимому, при построении этой теории психической энергии З.Фрейд, при его склонности к суждениям по аналогии, использовал сведения об электричестве из учебника во физике.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭНЕРГИЯ
(Energy; Energie). Юнг пользовался этим термином и «либидо» попеременно (Собр. соч. Т. 6. Парагр. 778). Следует заметить, что психическая Э. считается ограниченной количественно и неразрушимой. В этом отношении юнговские идеи соответствуют фрейдовской теории либидо. Дискутируется исключительно сексуальный характер, который Фрейд приписывал либидо или психической Э. Представления Юнга весьма близки к концепции психической Э. как формы жизненной Э., нейтральной по своему характеру (СМ. ИНЦЕСТ; ПСИХОАНАЛИЗ). Он указывал на то, что психическая Э. в доэдиповых фазах развития принимает многие формы: питательную, пищеварительную и т. д. Психическую Э. можно использовать как связующее понятие между телесным зональным развитием и объектными отношениями (см. МЛАДЕНЧЕСТВО И ДЕТСТВО). Хотя оно и появилось в составе физической терминологии, но, используемое психологически, понятие психической Э. представляет собой сложную метафору: 1) необходимо указывать интенсивность любой отдельной психологической деятельности. Это дает нам возможность определить ценность и важность такой деятельности для индивида. В общем, этого можно достичь, обращаясь к количеству затраченной психической Э., хотя не существует объективных способов измерить или как-то оценить это количество Э.; 2) необходимо также продемонстрировать смещение фокуса интереса и участия. Это можно осуществить путем установления ряда различных каналов, по которым может течь эта психическая Э. Юнг предполагает наличие биологического, психологического, духовного и морального каналов. Гипотеза заключается в том, что, если блокировать течение в одном канале, психическая Э. потечет по-другому. Здесь Э. не меняется, она лишь изменяет свое направление; 3) изменение в направлении течения не происходит случайным образом. Т. е. сами каналы имеют врожденную структуру (см. АРХЕТИП). Характерно, что блокированный поток смещает Э. в противоположный канал; это можно проиллюстрировать на примере инстинктивных импульсов, связанных с инцестом, которые при запрете на инцест терпят крушение и принимают духовное направление (СМ. ЭНАНТИОДРОМИЯ; ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ). Согласно Юнгу, это пример естественной тенденции психики к поддержанию равновесия. Благодаря этому психическая Э. будет менять свое направление и интенсивность при возникновении неустойчивости, а не только в результате блокировки (см. КОМПЕНСАЦИЯ). Изменение в потоке Э. можно рассматривать с точки зрения его результата, как если бы оно происходило в направлении какой-то цели (см. ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ). Юнговский энергетический подход связан с образцами и смыслом. Он уделял особое внимание символам, возникающим как до, так и после трансформации психической энергии; 4) психологический конфликт можно обсуждать в терминах нарушений в потоке психической Э. Таким образом, сам конфликт воспринимается как естественный. При обсуждении инстинкта смерти и инстинкта жизни их можно рассматривать как происходящие из одного энергетического источника, хотя движение осуществляется соответственно либо к концу, либо к началу.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ЭНЕРГИЯ
energy) "Только энергия является жизнью, и она - из тела, а разум есть граница и внешняя периферия энергии" - Вильям Блейк. "Мы предполагаем - и этому научили нас другие естественные науки, - что в психической жизни действует некоторый вид энергии; но мы не имеем данных, которые позволили бы нам подойти ближе к познанию ее по аналогии с другими видами энергии. Мы, видимо, признаем, что нервная, или психическая энергия существует в двух формах: одна имеет свободу перемещения, а другая, напротив, связана" - Freud (1940). Подвижная энергия характерна для ИД, а связанная - для ЭГО.
Фрейдовская концепция психической энергии не предназначена для объяснения таких явлений как психическая усталость, различия в жизненной силе и т.д.; она разъясняет проблемы перемещения внимания, интереса и привязанности с одного объекта или вида деятельности на другой. Они объясняются утверждением, что КВАНТЫ энергии вложены в психические ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ и что эти кванты различаются своей подвижностью.. связан-ная энергия относительно неподвижна и характеризует структурированные части ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, т.е. ЭГО и ВТОРИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ, тогда как вложение свободной (подвижной) энергии является характеристикой неструктурированных частей психического аппарата, т.е. Ид и ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ. Другими словами, в мышлении первичного процесса, например, СНОВИДЕНИИ, идеи и образы относительно взаимозаменяемы, так что одна идея или образ легко символизирует другие (см. СИМВОЛ), тогда как в мышлении вторичного процесса, сознательного и рационального, образы, идеи и слова имеют относительно постоянный смысл и значение. Трудно не прийти к заключению, что фрейдовская теория связанной и подвижной энергии имеет мало общего с концепциями энергии "других естественных наук" и что в действительно это замаскированная теория СМЫСЛА. Соображения, которыми руководствовался Фрейд, пытаясь объяснить мышление через движение энергии, берут начало в его "Проекте научной психологии" (Freud project for a scientific psychology, 1895), где он сделал попытку объяснить психические процессы в терминах квантов энергии, движущихся от одного НЕЙРОНА (клетки мозга) к другому.
Сопутствующим "энергии" словом является прилагательное "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ". Кванты энергии, вложенные в определенные психические представления, названы "КАТЕКСИСАМИ", поэтому представления, с которыми сцеплена энергия, описываются как "катектированные", а те, из которых она забирается, - "декатектированными".
Проблема, беспокоившая психоанализ, - это выяснение того, используют ли различные ИНСТИНКТЫ и СТРУКТУРЫ разные виды энергии. Когда Фрейд придерживался точки зрения о существовании двух групп инстинктов - сексуальных (см. СЕКС) и ЭГО-ИНСТИНКТОВ, - он считал ЛИБИДО энергией сексуальных инстинктов; но он так и не пришел к определенному мнению о том, используют ли инстинкты Эго также энергию либидо или какой-то другой род энергии. Аналогично, когда он решил, что двумя группами инстинктов являются ИНСТИНКТЫ ЖИЗНИ и СМЕРТИ, он стал считать, что либидо - это энергия инстинктов жизни, но не придумал термина для энергии инстинкта смерти. Согласно ЭГО-ПСИХОЛОГАМ, в ИД вложена сексуальная и агрессивная энергии и, тогда как Эго использует заимствованную у Ид энергию, которая была ДЕСЕКСУАЛИЗИРОВАНА и ДЕАГРЕССИФИЦИРОВАНА.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ЭНЕРГИЯ
термин, используемый в естественных науках и в философии для обозначения силы, приводящей в движение различные механизмы и процессы или способствующей осуществлению, реализации действий человека.
   В процессе становления и развития психоанализа З. Фрейд выдвинул положение о наличии в душевной жизни человека особого рода энергии, являющейся основой функционирования психического аппарата. Не углубляясь в понимание природы данного вида энергии, он назвал ее психической и сосредоточил внимание на рассмотрении того, как и каким образом происходит ее накопление в психике человека, распределение в системах сознания, предсознательного и бессознательного, а также перетекание из одной системы в другую.
   В работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд высказал соображение о том, что при регрессии в сновидении происходит изменение «распределения энергии в отдельных системах», и, благодаря находящейся между ними цензуре, восприятия оказывают воздействие на «распределение нашей психической энергии». При рассмотрении вопроса о функционировании психического аппарата он выделил в нем первую систему (бессознательное) и вторую систему (предсознательное). Первая система характеризуется, по его мнению, свободной, подвижной энергией, вторая – связанной. По сравнению с первой системой, второй системе «удается сохранить большую часть энергии и использовать для отодвигания лишь небольшое количество ее».
   Соответственно рассмотренным им системам, З. Фрейд вычленил первичные и вторичные психические процессы. В более общем плане первичные процессы были отнесены им к бессознательным, а вторичные – к сознательным. Подвижная, несвязанная, свободная энергия свойственна первичным процессам, в то время как неподвижная, связанная, сдерживаемая – вторичным процессам. В бессознательном отдельные заряды энергии могут быть перенесены, смещены, сгущены, что находит свое отражение, в частности, в сновидениях.
   Исследуя роль сексуальности в жизни человека и образовании неврозов, основатель психоанализа использовал понятие «либидо» как силы, в которой выражено сексуальное влечение. Фактически речь шла об энергии сексуальных влечений, как одной из составных частей психической энергии. Позднее, в 1920-х гг., когда он выдвинул иную теорию влечений (противопоставление не между сексуальными влечениями и влечениями Я, а между влечением к жизни и влечением к смерти), понятие либидо было отнесено З. Фрейдом к энергии влечения к жизни, энергии Эроса. При этом ему пришлось пересмотреть ранее выдвинутое им представление о свободно-подвижной энергии первичных процессов. Так, в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он заметил, что «мы имеем мало основания отождествить первичный психический процесс со свободно движущимся зарядом». Исходя из представления о навязчивом повторении, З. Фрейд пришел к мысли, в соответствии с которой влечение можно было бы определить как «наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния», то есть своего рода «выражение косности в органической жизни». Сделанный им вывод, что все живущее должно вследствие внутренних причин умереть, способствовал рассмотрению психической энергии в плане действенности влечения к жизни и влечения к смерти, инстинкта разрушения.
   Представление З. Фрейда о влечении к жизни и влечении к смерти вносило уточнение в его концепцию развития человека и человечества, что нельзя сказать о психоаналитическом понимании природы психической энергии. Не случайно в работе «Очерк о психоанализе» (1940) он писал о сложности постижения существа этой энергии. Так, если энергия Эроса рассматривалась им в плане энергии сексуального влечения, либидо, то, как был вынужден признать З. Фрейд, «у нас нет аналога термина «либидо» для описания энергии инстинкта разрушения». Фактически основатель психоанализа лишь приблизился к скрытой тайне психического. Признавая это, он писал: «Пользуясь примером остальных естественных наук, мы полагаем, что в психической жизни задействован какой-то вид энергии; но у нас нет ничего, что позволило бы больше узнать о нем, используя аналогии с другими формами энергии…Мы говорим о катексах и гиперкатексах психического материала и даже решаемся предположить, что гиперкатексы вызывают синтез различных процессов – синтез, в ходе которого свободная энергия трансформируется в связную, дальше этого мы не продвинулись».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
12.67 мб

Движение как неотъемлемое свойство материи и энергия как одна из мер движения

Рындин В.В.
Читать PDF
372.06 кб

Энергия пассионарности в социальной коммуникации

Дорошок Екатерина Леонидовна
Научная мысль подходит к феномену энергии в социальных коммуникациях с различных сторон.
Читать PDF
703.14 кб

Энергия научного поиска. К 90-летию со дня рождения Анатолия Николаевича Ванеева

Варганова Г. В.
Читать PDF
316.59 кб

Энергия мечты о мировом расцвете (музейные проекты к 100-летию Великой российской революции)

Чувилова Ирина Валентиновна
Статья посвящена обзору и анализу музейных проектов, созданных к 100-летнему юбилею Великой Российской революции.
Читать PDF
160.91 кб

Свободная энергия и тензор напряжений в биологических мембранах и примембранных слоях электролита в

Акимов Владимир Николаевич
Цель исследования провести сравнительный анализ выражений для свободной энергии и тензора напряжений в мембранах и электролите при наличии электрического поля, полученных методами локальной и макроскопической термодинамики; устано
Читать PDF
160.91 кб

Свободная энергия и тензор напряжений в биологических мембранах и примембранных слоях электролита в

Акимов Владимир Николаевич
Цель исследования провести сравнительный анализ выражений для свободной энергии и тензора напряжений в электролите при наличии электрического поля, полученных методами локальной и макроскопической термодинамики; установить пределы
Читать PDF
99.04 кб

Энергия для полноценной жизни стратегия лечения больных ранним раком молочной железы (по материалам

Летягин В. П.
Читать PDF
318.33 кб

Электрическая энергия при гистероскопии

Ключаров И.В., Морозов В.В.
Электрохирургия наиболее часто используемая и неверно понимаемая медицинская технология.
Читать PDF
242.53 кб

Энергия, творчество и созидание (к 70-летию профессора В.Н. Овчинникова)

Колесников Ю. С.
Читать PDF
415.46 кб

Energia omnium fundamentum («Энергия - основа всего»)

Зернес Светлана Павловна
В 2010 году Московский энергетический институт отмечает серьёзный юбилей своё 80-летие.
Читать PDF
239.00 кб

Энергия созидания

Читать PDF
978.70 кб

К изложению темы «Энергия проводника во внешнем однородном электростатическом поле»

А. И. Григорьев, В. А. Коромыслов, С. О. Ширяева
Читать PDF
165.40 кб

2016.01.026. МЭННИНГ Р.А., ДЖЭФФ А.М. РОССИЯ, ЭНЕРГИЯ И ЗАПАД. MANNING R.A., JAFFE A.M. RUSSIA, ENER

Летов О.В.
Читать PDF
85.68 кб

2005. 03. 026. Зарубина Н. «Экономический человек» в глобальном мире: энергия экспансии и толерантно

Летов О. В.
Читать PDF
411.50 кб

Особенности методики обучения физике в школе по теме «Энергия заряда в электростатическом поле и пот

Альтшулер Ю. Б.
Рассматривается авторский вариант методики обучения физике по теме «Электростатика» в старших классах средней школы.

Похожие термины:

  • Агрессивная энергия

    Aggressive energy). Энергия, предположительно имеющая те же самые основные свойства, что и либидо. Она также называется энергией влечения к смерти.
  • ЭНЕРГИЯ ДЕЙСТВИЯ

    См. потенциал действия.
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЭНЕРГИЯ

    Термин классической этологической теории, употребляющийся в отношении предполагаемого источника энергии, который, как принято считать, связан с какой-то определенной неизученной ответной реакц
  • ЭНЕРГИЯ ОРГОННАЯ

    gt; оргон.
  • ЭНЕРГИЯ СВОБОДНАЯ ЭНЕРГИЯ СВЯЗАННАЯ

    Нем.: freie Energie - gebundene Energie. - Франц.: ?nergie libre - ?nergie li?e. - Англ.: free energy - bound energy. - Исп.: energia libre - energia ligada. - Итал.: :energia lib?ra - energia legata. - Португ.: energia uvre - energia ligada.
  • ЛУЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ

    Электромагнитная энергия, обычно понимаемая как распространяющаяся в виде волн. Хотя полный спектр лучистой энергии варьируется от самих длинных волн (например, радиоволны с длиной от пика до пик
  • Энергия оргона

    Orgone energy). Фундаментальная энергия, сущая во всех живых организмах; один из аспектов не обладающей массой космической энергии. В основе этого понятия лежит фрейдовская концепция либидо.
  • ЭНЕРГИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

    Psychic energy; Psychische Energie) см. либидо.
  • РЕАКТИВНО-СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

    См. деятельно-специфическая энергия.
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ

    Концепция социальной энергии представляет собой одно из фундаментальных положений теории и практики динамической психиатрии. Она создает информационно-энергетическую модель, заменяющую интра
  • СВЯЗАННАЯ ЭНЕРГИЯ

    в психоанализе – энергия Эго, которая используется целенаправленно и направляется представлениями действительности.
  • Электромагнитная энергия

    ионизирующая — коротковолновые электромагнитные волны гамма и рентгеновского излучения.
  • ОРГАН ЧУВСТВ: КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИИ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ

    gt; концепция энергии специфической.
  • концепция специфической энергии органов чувств

    (от лат. specificus – особенный) – совокупность научных взглядов о качественно разнородном влиянии одних и тех же раздрожителей на различные органы чувств и в то же время о вызове различными, разнокач
  • Энергичный

    1. деятельный, активный, решительный; 2. ярко, сильно проявляющийся.
  • СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ ЭНЕРГИИ, ДОКТРИНА

    Обобщение, первоначально выдвинутое Йоханнесом Мюллером, о том, что различные качества опыта получаются не вследствие различий в воздействующих на нас физических стимулах и стимулах окружающей
  • Обмен веществ и энергии

    (син. метаболизм) – совокупность процессов превращения веществ и энергии в живом организме и обмена организма веществами и энергией с окружающей средой.
  • Источник энергии

    телесное возбуждение, цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту.
  • КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИИ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ

    концепция специфической энергии органов чувств) - представление о том, что качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден. Одна внешняя причина, воздействуя на разные органы чувст
  • Закон специфической энергии Миллера

    Характер ощущений не зависит от качества (модальности) раздражителя, так как определяется лишь заложенной в органах чувств специфической энергией, выделяющейся под влиянием раздражителя. Сформу