Эмоциональный разрыв Эмоциональный ступор

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ

Найдено 3 определения термина ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Эмоциональный слух

англ.emotional car) – термин В.П.Морозова (1985), обозначает способность по голосу человека в нескольких фразах распознавать его эмоциональное состояние.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ

англ. emotional ear) - сравнительно новый термин, предложенный биологом В. П. Морозовым (1985) для давно известной и изучавшейся в психологии способности распознавать по звуку голоса (в частности, говорящего) человека его эмоциональное состояние. Э. с. рассматривается как эволюционно более древняя форма слухового восприятия по сравнению с речевым (семантическим) слухом. В. П. Морозов разработал тест для определения степени развития Э. с. В этом тесте обследуемому предъявляются для декодирования эмоционального состояния три фразы (в магнитофонной записи), произнесенные профессиональным актером, который имитировал 5 состояний (радость, печаль, страх, гнев и нейтральное состояние). Сначала предъявляется 10 раз одна фраза, затем 10 раз вторая и 10 раз третья. Разные эмоциональные экспрессии предъявляются равновероятно и в случайном порядке. Сразу после прослушивания прозвучавшей фразы слушатель должен определить ее эмоциональную окраску. (Б. М.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Эмоциональный слух

способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. В музыкальном искусстве Э. с. - способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков. Как науч. понятие и термин Э. с. впервые введен в 1985 г. В терминах теории О. Э. с. определен как сенсорно-перцептивная часть системы невербальной коммуникации, специализированная к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме. В отличие от речевого слуха, центр к-рого расположен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр Э. с. расположен в правой височной области. Нарушение этой зоны (напр., при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональную интонацию речи. Для оценки индивидуальных и типологических различий среди людей по степени развитости Э. с. разработаны психоакустические тесты (Морозов), представляющие собой наборы эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пения, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов. Процедура исследования позволяет с достаточно высокой степенью объективности выявить способность любого человека к адекватному восприятию эмоциональной интонации (радость, печаль, гнев, страх, нейтрально) и количественно оценить эту способность в баллах, точнее, в процентах правильной идентификации всех прослушанных индивидом эмоционально окрашенных фрагментов речи, пения, музыки. Среднестатистический норм. индивид обладает Э. с. 60-70 %. Но встречаются люди с Э. с. всего лишь 10-20 %, что можно характеризовать как эмоциональную тугоухость или даже глухоту, обнаруженную, в частности, у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. С др. стор., имеются обладатели сверхвысокого Э. с. (до 90-95 %) среди музыкантов, дирижеров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета. Дети 1-3 классов общеобразовательной школы имеют Э. с. от 26 % до 73 %, в среднем 45-60 %Исследования показали положительную корреляцию Э. с. с такой психол. характеристикой, как эмпатия (тестируемой по опроснику Меграбяна), эмоциональностью (по Изарду), высокую повторяемость результатов тестирования разл. возрастных и профессиональных групп людей. Сравнительные исследования Э. с. у людей, принадлежащих к 2 разл. категориям по критерию художественный - мыслительный типы показали в среднем более высокие уровни Э. с. у «художников» (72-75 %) по сравнению с «мыслителями» (60-70 %). Исследования разных молодежных, студенческих, а также детских коллективов, включая школьников начальных классов, обнаружили значительное снижение адекватности восприятия интонации гнева, а также печали по сравнению с др. эмоциональными контекстами в тесте на Э. с. Феномен объяснен адаптацией сенсорно-перцептивной сферы совр. человека к доминирующей в акустической среде агрессивно-гневной мелодике речи и музыки (особенно рок). В результате человек перестает адекватно реагировать на интонации гнева, раздражения, страха, принимая их за норму. Данное явление можно рассматривать как своего рода защитную реакцию психики на постоянно действующий негативно-эмоциональный стрессирующий фактор. Происходит деформация эмоционально-эстетического эталона слухового восприятия людей, т. е. смещение нормы в сторону гнева и печали (и нередко - страха) как следствие агрессивности звуковой среды, окружающей совр. человека (в голосах людей, а также в средствах массовой коммуникации - радио и ТВ). Лит.: Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998; Он же. Эмоциональный слух человека // Журн. эволюц. биохимии и физиологии. № 6. 1985; Он же. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991; Морозов В. П., Жданов В. Ф., Фетисова Е. В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися и М. Г. Ярошевского. М., 1991. В. П. Морозов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ — 0

Найдено книг по теме ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ — 0

Найдено презентаций по теме ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ — 0

Найдено рефератов по теме ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ — 0

Вы можете заказать написание реферата: