Эмоциональная устойчивость

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Эмоциональная устойчивость
характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний).

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Эмоциональная устойчивость
Способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. Э. у. определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные приоритеты и регулировать свое психофизическое состояние.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Эмоциональная устойчивость
свойство человека, проявляющееся в его функциональной устойчивости к эмоциогенным условиям.
В настоящее время существует весьма широкий спектр представлений о механизмах и формах проявления Э. у. Можно указать на несколько позиций в понимании сущности Э. у.:
Эмоциональная невозмутимость, невпечатлительность, т. е. нереагирование человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.
Способность подавлять эмоциональные реакции, выражающаяся в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), которые и обеспечивают стабильность эффективности деятельности, т. е. «сила воли», проявленная в напряженной эмоциогенной обстановке, мешающей сосредоточиться на выполняемой деятельности.
Интегративная характеристика человека, который действует в напряженной эмоциональной ситуации, объединяющая различные психологические механизмы устойчивости личности к влиянию разных эмоциогенных факторов. «Общей» Э. у. не существует, но можно говорить об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (другими словами: по отношению к различным эмоциогенным факторам человек продемонстрирует разную Э. у.).
Следует отличать Э. у. от «устойчивости эмоций» (см. Эмоциональная лабильность-ригидность).
Литература
Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Э. у. – интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. Э. у. уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Благодаря Э. у. как качеству личности, в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности: такая перестройка ее побудительных регуляторных и исполнительских функций позволяет сохранить и далее увеличить эффективность деятельности. В числе показателей Э. у. – правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка, принятие решений; последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей; поведенческие реакции: точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость и выразительность речи, ее грамматический строй; изменения во внешнем виде: выражение лица, взгляд, мимика, пантомимика, тремор конечностей и др. Предпосылки Э. у. кроются в содержании эмоций, чувств, переживаний, динамике психики, в зависимости от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач. В совместной деятельности Э. у. поддерживается сплоченностью группы, коллектива, взаимным доверием и взаимоуверенностью, навыками успешных взаимодействий.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях воздействия эмоциогенных факторов. Э. у. характеризует момент наступления эмоциональной напряженности (см. Эмоциональные состояния). Чем меньше Э. у., тем скорее при прочих равных условиях развивается эмоциональная напряженность. Э. у.— это личностное качество, связанное с социально обусловленными ценностными ориентациями (направленностью), определяющими мотивы к преодолению последствий психогенных воздействий, стремлением противостоять напряженности. Э. у. зависит от силы нервных процессов. Слабость тормозного и возбудительного процессов обычно совпадает с низкими показателями Э. у. Зависит она и от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы. Повышенная эмоциональность, выраженность, избыточность эмоциональных реакций способствует развитию напряженности, которая, как уже отмечалось, свидетельствует обычно о недостаточно высокой Э. у. Последняя характеризуется некоторой динамичностью: она может снижаться в связи с неблагоприятным функциональным состоянием, недостаточной подготовленностью к деятельности, неуверенностью в ее успехе; с другой стороны, хорошая профессиональная и специальная психологическая тренировка, адаптация к вероятным эмоциогенным факторам, чувство уверенности в своих силах предопределяют повышение Э. у. Кроме того, можно выделить Э. у. при выполнении какой-либо определенной профессиональной деятельности в связи с хорошей к ней подготовкой, адаптацией. Напр., говорят об Э. у. летчика, оператора, водителя и т. п. Такие свойства часто имеют взаимный перенос, но могут и не иметь его. Так, оператор, который с высоким самообладанием держится за пультом управления, может не проявить высокой Э. у. в некоторых жизненных ситуациях, и наоборот. Однако все эти свойства находятся, как правило, в прямой зависимости от общего уровня Э. у., характеризующей личность в ее наиболее общих чертах.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
105.90 кб

Формирование эмоциональной устойчивости студентов

Гоголева М. В.
Трудные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к ресурсам личности.
Читать PDF
1,021.63 кб

Формирование эмоциональной устойчивости подростков

Печеневская Елена Ивановна
Статья посвящена психолого-педагогической проблеме формирования эмоциональной устойчивости подростков.
Читать PDF
328.24 кб

Эмоциональная устойчивость сотрудника правоохранительных органов

Кириленко Дмитрий Николаевич
В статье теоретически обоснованы характеристики эмоциональной устойчивости и представлены результаты психологического тестирования показателей эмоционального интеллекта, эмоциональных барьеров, неблагоприятных психических состояни
Читать PDF
218.04 кб

Эмоциональная устойчивость как фактор педагогической деятельности

Антонова Елена Анатольевна
В статье анализируются состояние научной разработанности и основные проблемные сюжеты формирования эмоциональной устойчивости как одного из факторов педагогической деятельности.
Читать PDF
836.50 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТНИКОВ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ

Завейборода Д.В.
В статье исследуется эмоциональная устойчивость работников жилищной сферы, которая понимается как оптимальная степень эмоционального возбуждения, не превышающая пороговой величины и не нарушающая поведение человека.
Читать PDF
964.63 кб

Исследование эмоциональной устойчивости студентов - будущих учителей

Черников Н.К., Черникова А.А.
Статья посвящена проблеме изучения и развития эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества будущего учителя.
Читать PDF
307.77 кб

УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Белобородов Антон Михайлович, Сыманюк Эльвира Эвальдовна
Введение.
Читать PDF
189.03 кб

Гендерные различия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков

Векшина Ольга Александровна
В статье обсуждаются понятия «эмоциональная устойчивость», понятие «гендер» и гендерные различия, дана характеристика подросткового возраста и отличия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков.
Читать PDF
420.37 кб

Особенности проявления эмоциональной устойчивости старшими дошкольниками

Гамова Светлана Николаевна
Представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня развития эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF
1.21 мб

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образования

Дарвиш О. Б.
В статье рассматриваются проблемы эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образования, выявлены факторы, влияющие на проявление эмоциональной устойчивости педагогов.
Читать PDF
367.71 кб

Исследование устойчивости к эмоциональному стрессу студентов-гуманитариев

Зёлко Александра Сергеевна
В статье дается определение понятию «стресс», раскрывается классификация поведенческих типов личности, описано исследование и отражаются результаты по выявлению типа поведенческой активности студентов, обучающихся по гуманитарному
Читать PDF
289.54 кб

Модель формирования эмоциональной устойчивости будущих педагогов-психологов

Огнева Татьяна Владимировна
В статье представлена модель формирования эмоциональной устойчивости будущих педагогов-психологов. Рассмотрены ее генетический, морфологический, функциональный и структурный аспекты.
Читать PDF
318.18 кб

Педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя

Савченков Алексей Викторович
В данной статье описаны педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию модели развития эмоциональной устойчивости будущих учителей, а именно: создание позитивных субъект-субъектных отношений между участниками образоват
Читать PDF
160.09 кб

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости сотрудников ОВД

Кириленко Дмитрий Николаевич
Статья посвящена изучению теоретических подходов к изучению эмоциональной устойчивости сотрудников ОВД.
Читать PDF
234.97 кб

Критерии и показатели развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов

Яковлева Юлия Владимировна
В статье рассматривается проблема развития эмоциональной устойчивости учителей как одной из наиболее актуальных для педагогической практики в настоящее время.

Похожие термины: