ЭМОЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДИНАМИКА

Найдено 1 определение
ЭМОЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДИНАМИКА
Э. могут быть как врожденными, так и приобретенными. На врожденность некоторых Э. указывают следующие факты. Простейшие или биологические Э. есть, как известно, у любого живого организма. У человека и высших животных, например у человекообразных обезьян, можно обнаружить аффекты: радость, печаль, страх, гнев. Одним из первых к такому выводу пришел Ч. Дарвин, убедительно подтвердив это своими наблюдениями за поведением человекообразных обезьян. Он же создал первую биологическую теорию Э., объясняющую их происхождение и роль в жизни животных и человека. К приобретенным Э. относятся, прежде всего, чувства, а также страсти, настроения, аффекты и стрессы. Чувства представляют собой переживания, ассоциируемые с людьми, с конкретными предметами, с определенными событиями, а соответствующие чувствам ассоциации приобретаются в процессе жизни и зависят от индивидуального опыта человека. С одной стороны, в отношении одних и тех же объектов разные люди могут испытывать разные чувства; с другой стороны, разные объекты у разных людей могут порождать одинаковые чувства. Страсти представляют собой чрезмерно выраженные чувства человека, поэтому они в своей основе являются приобретенными. Правда, проявление страстей, их сила и стойкость могут зависеть от некоторых врожденных особенностей человека, имеющих биологическую природу. Это касается, например, темперамента, который может оказывать воздействие на проявление страстей человека, а также на силу и частоту возникновения у него биологических потребностей, которыми, в свою очередь, могут определяться его страсти. То же можно сказать об аффектах. Сами по себе они вызываются такими факторами, которые могут возникать и проявляться в условиях, связанных с удовлетворением как биологических, так и социально-культурных потребностей человека.
Следовательно, часть аффектов может быть врожденной, а часть приобретенной. Кроме того, проявления аффектов людьми зависит от их воспитания и культуры, и в этом плане аффекты также выступают как приобретенные эмоциональные состояния. Однако некоторые динамические особенности проявления аффектов, такие, например, как сила, длительность, частота и др., могут зависеть от биологических особенностей организма. Поэтому аффекты можно и считать частично врожденными Э. Несколько сложнее, чем с чувствами, страстями и аффектами, обстоит дело с настроениями. С одной стороны, настроение человека может зависеть от его актуального физического самочувствия и состояния здоровья в данный момент времени, и тогда соответствующее эмоциональное состояние будет выступать в основном как биологически (физиологически) детерминированное. С другой стороны, настроение человека не в меньшей (а иногда даже в большей степени) зависит от его актуального психологического настроя, и этот настрой, в свою очередь, во многом определяется событиями, происходящими в данный момент или происходившими раньше в жизни человека. Поэтому в отношении настроения трудно определенно утверждать, является ли оно биологически или социально (психологически) обусловленным фактором, тем более врожденным или приобретенным. Стрессы так же, как аффекты и страсти, могут порождаться как социально-культурными, так и биологическими причинами, и поэтому в отношении стрессов справедливо все то, что выше говорилось об аффектах и страстях. Однако стрессом, если он уже возник и начал проявляться в психике и в поведении человека, управлять довольно сложно.
Начавшийся стресс приводит к определенным, стойким изменениям в организме, которые порождают и соответствующие устойчивые отклонения в психике и поведении. Физиологический механизм возникновения и действия стрессов на организм, безусловно, являет ся врожденным, а вот податливость человека стрессам, умение их предотвращать и регулировать свои действия в состоянии стресса-это приобретенная человеком способность. Механизм онтогенетического возникновения и изменения чувств человека можно представить следующим образом. Вначале, вскоре после своего рождения, ребенок, по-видимому, обладает только простейшими, биологическими Э.-врожденными эмоциональными переживаниями, которые в основном связаны с удовлетворением его органических потребностей. Главную роль среди этих переживаний играют удовольствие и неудовольствие во всевозможных их проявлениях (например, приятное и неприятное, удовольствие и боль). В ходе приобретения жизненного опыта, при столкновения с различными жизненными событиями, в процессе взаимодействия с людьми и окружающими предметами ребенок получает массу разнообразных приятных и неприятных ощущений, в том числе многократно ощущения удовольствия и неудовольствия. По механизму условно-рефлекторных и оператных связей все эти ощущения становятся ассоциированными с соответствующими действиями самого ребенка, событиями, людьми и предметами, причем настолько, что само появление соответствующих людей, предметов, практическое выполнение определенных действий или возникновение тех или иных событий начинает рефлекторно вызывать у ребенка связанные с ними эмоциональные переживания. Это и есть простейшие чувства.
Если жизненный опыт ребенка складывается таким образом, что переживания, ассоциированные с теми или иными действиями, событиями, людьми и предметами, часто и положительно подкрепляются, то соответствующие чувства закрепляются в психике ребенка и становятся частью его эмоциональной сферы (частью его личности). Если же появление данных действий, событий, людей или предметов порождает новые неприятные переживания ребенка, то и его чувства могут изменяться. Таков основной механизм возникновения и изменения чувств человека, и психофизиологически он основан на известных законах научения, т. е. формирования и изменения условнорефлекторных и оперантных связей между элементами жизненного опыта. Возникновение или изменение чувств человека имеет, кроме того, системный характер, и, если, например, мы знаем, что у человека возникло какое-то новое чувство или существенно изменилось его старое чувство, мы вправе ожидать соответствующих изменений и в других чувствах человека по отношению к соответствующему объекту. Э. в их общей динамике можно оценивать по продолжительности, силе, периодичности возникновения, скорости перехода из одного эмоционального состояния в другое, противоположное ему.
Продолжительность-это длительность существования того переживания, которое связано с данной Э., а также длительность его воздействия на психику и поведение человека. Если сравнивать разные Э. по этому параметру, то их последовательность от самой продолжительной до самой короткой Э. выглядит следующим образом: чувство, страсть, настроение, биологическая эмоция, стресс, аффект. Силой Э. называется интенсивность соответствующего ей внутреннего переживания, а также степень его влияния на психику и поведение человека. Чем сильнее переживает человек ту или иную Э., тем значительнее она влияет на его психологию и поведение. Условно известные нам Э. по их силе можно расположить в следующий ряд: стресс, аффект, страсть, чувство, биологическая эмоция, настроение. Параметр «периодичность возникновения» относится к тем Э., которые могут возникать и изменяться периодически. Это, например, настроения и биологические Э. Периодичность возникновения Э. означает их частоту или время, через которое данные Э. вновь появляются у человека, достигая достаточной силы. Скорость перехода из одного эмоционального состояния в другое характеризует все Э., которые могут возникать, исчезать или переходить в противоположные эмоциональные состояния. Например, такая Э., как удовольствие, имеет противоположную ей эмоцию-неудовольствие; такие Э., как аффекты, чувства или страсти, могут появляться, обостряться, ослабляться или вовсе исчезать. Чувства способны, кроме того, переходить в противоположные им чувства. Например, любовь к человеку может смениться безразличием или даже ненавистью к нему. То, насколько быстро появляется, исчезает или заменяется та или иная Э. противоположной, называется скоростью возникновения или изменения соответствующей Э. Условно по скорости их возникновения или изменения Э. можно расположить так: страсти, чувства, настроения, стрессы, аффекты. Поскольку большинство эмоций имеет циклический характер, т. е. способны появляться, нарастать, некоторое время оставаться на стабильном уровне, а далее уменьшаться, исчезать, иногда переходить в свою противоположность, то можно следующим образом представить себе типичную динамику циклических изменений, характеризующих Э. Вначале Э. нарастает, достигая через некоторое время своей максимальной величины. Однако ни одна из Э. не в состоянии в течение длительного времени удерживаться на очень высоком и постоянном уровне. После достижения максимальной величины Э. начинает постепенно уменьшаться и через некоторое время исчезает. Далее этот цикл может многократно воспроизводиться.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007