Экзорцизм

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Экзорцизм
Вид знахарства: имитация лечения путем заклинания.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Экзорцизм
exorcism) - распространенная в ранних обществах практика лечения психической патологии путем действий, направленных на то, чтобы вынудить злых духов покинуть тело человека.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Экзорцизм
(Exorcismus) (от греч. exorkismos - заклинание, exorkizo - заклинать, изгонять заклинанием). Изгонять духа сатаны, «вселившегося в больного», посредством заклинаний. «Психотерапевтический метод» средневековья, применявшийся католической церковью для борьбы с психогенными эпидемиями, возникавшими часто в монастырях (особенно женских). Подобные методы применялись и для «лечения» подлинных психически больных, чьи заболевания также объяснялись «одержимостью дьяволом».

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЭКЗОРЦИЗМ
греч. exorkizo - заклинать). Изгнание бесов. Применение для лечения психических расстройств средневековых методов заклинания, отчитывания с целью изгнать поселившегося в теле больного дьявола, причиняющего якобы наблюдаемые у него психические расстройства. Ведет происхождение от давних представлений о бесоодержимости как о сущности происхождения психоза. Был распространен в средние века, однако встречается и в настоящее время, будучи близким к знахарству, колдовству и другим ритуальным способам воздействия на дурные, черные силы в человеке.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Экзорцизм
греч. exorkizo – заклинать) – древняя, средневековая, но сохранившаяся и поныне колдовская практика изгнания из организма нечистой силы, бесов, используемая и в лечении соответствующих пациентов. Такое лечение может быть действенным в той степени, в какой сами пациенты в это верят, и вполне оправданным, если разделять прагматичную точку зрения Гиппократа, будто бы считавшего, что неважно, чем лечить больных, важно, чтобы это им помогало. Пропаганда и распространение демономании, религиозного дурмана и оккультизма является в этом смысле весьма насущным и для кого-то выгодным делом: чем больше пациентов, которые верят в чудеса исцеления, а не в иммунизацию, психопрофилактику и т.д., тем более эффективными, востребованными и популярными будут рассматриваться нетрадиционные методы терапии, что собственно и происходит в настоящее время со многими людьми, теряющими сознание или избегающими сознания реальности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Экзорцизм
Словообразование. Происходит от греч. exo - вне.
Категория. Форма традиционной психотерапии.
Специфика. Изгнание духов. Основан на том, что "изгоняющий злых духов" причиняет больному мучения. Но при этом должны выполняться определенные условия. Во-первых, экзорцист должен абсолютно верить в реальность злого духа, во-вторых, дух-помощник экзорциста, от лица которого происходило все действие, должен занимать в демонической иерархии место более высокое, чем злой дух, в-третьих, перед изгнанием духов экзорцист должен продолжительное время молиться и поститься. Важно, что все его действия при проведении экзорцизма направлялись не против больного, который, напротив, укреплялся в его решимости освободиться от заболевания, а против мучающего его духа. Формой исцеления "одержимого" было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.), с тем чтобы телесные страдания заставили злого духа покинуть это тело. Часто практиковалось предоставление для злого духа нового объекта (прежде всего животных) для вселения.
Литература. Korner J. Nachricht vom Vorkommen des Besessenseyns. Stuttgart, 1836

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Экзорцизм
exorcism) Э. (заклинание бесов) - это обряд, формализованный римско-католической церковью в XVII в., проводившийся над чел., проявляющим признаки одержимости бесами. Этот обряд, описанный в Ritual romanum в 1614 г. и все еще признаваемый в качестве официальной процедуры, был нацелен на дьявола или "злого духа", предположительно поселившегося в теле одержимого. В ист. плане одержимость бесами - одно из наиболее привлекательных и волнующих объяснений расстройств поведения - в Ветхом завете упоминалась лишь однажды. Однако одержимость нередко упоминается в Новом завете. Четыре успешных случая заклинания бесов были продемонстрированы Христом. Т. Остеррейх в классической книге "Одержимость и экзорцизм" (Possession and exorcism) утверждает, что объяснения, осн. на идее одержимости бесами, были распространены во мн. странах мира в различные времена на всем протяжении истории. Признаки одержимости бесами могут включать такие проявления, как отвратительное зловоние, плотно сжатые губы, неспособность молиться, странное содержимое рвотной массы, вращение глазами, демонстрацию сил, выходящих за пределы физ. возможностей чел., выкрикивание непристойностей, изменения личности, пророчествования, конвульсии и употребление или понимание чужого языка. Подавляющее большинство среди признанных одержимыми составляли женщины. В период раннего христианства умение заклинать бесов считалось особым даром. Позднее, в середине III в., церковь ввела официальную должность экзорциста (заклинателя). Экзорцистом обычно было духовное лицо низшего ранга. Э. состоял из двух частей: сначала экзорцист укреплял себя молитвами; затем бес - часто упоминаемый экзорцистом - подвергался оскорбительным нападкам и ему приказывалось покинуть тело одержимого. Считалось, что выздоровление наступает с обретением чел. своего прежнего состояния, свойственного ему до одержимости. Совр. римско-католическая вера проводит различие между большим и малым Э., в зависимости от степени демонстрируемой одержимости. Краткий экзорцистский обряд часто включается в обряд крещения римско-католической церкви. См. также Псевдопсихология, Религия и психология Ч. Фишер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
364.14 кб

Экзорцизм в христианстве: Pro et contra

Косых Елена Семеновна
В статье показана практика становления в христианстве экзорцизма обряда изгнания бесов. Рассмотрены раннехристианские источники, описывающие данный обряд.
Читать PDF
293.60 кб

Экзорцизм и «Ставрогинский комплекс»

Скворцов Л. В.
Читать PDF
66.04 кб

Вербально-коммуникативные методы в практике христианского экзорцизма

Орлова Лидия Владимировна
Статья посвящена вербально-коммуникативным методам, используемым священнослужителем при обряде изгнания бесов из одержимого (экзорцизме).
Читать PDF
130.35 кб

О действии фасцинации в молитвах христианского экзорцизма

Орлова Лидия Владимировна
Статья посвящена действию фасцинации в молитвах экзорцизма Римско-католической церкви. Мы рассматриваем молитвенные тексты, представленные в чине изгнания бесов из «Rituale Romanum» 1614 г.