Экзистенциализм

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

экзистенциализм
[existentialism] Современный светский подход к жизни, основывающийся на принятии того, что существует в данное время; был разработан в Европе во время и после Второй мировой войны.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
existentialism) Философская теория, отдающая предпочтение ФЕНОМЕНОЛОГИИ и ОНТОЛОГИИ, а не КАУЗАЛЬНОСТИ. Теория, которая отказывается от объяснений с позиций сущностей, стимулирующих, как полагают, поведение изнутри, в пользу изучения самих явлений. По поводу развернутых дискуссией об отношениях между экзистенциальным и фрейдистским психоанализом см. Hartmann (1964), Lomas (1967), May (1967) и работы R.D.Laing. См. также ЭССЕНЦИАЛИЗМ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Экзистенциализм
1 . (философия существования) - иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в XX в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции, и пользовавшееся большим влиянием в 40 - 60-е гг. 2. направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Важное философское движение 20-го века, которое заняло место между рационалистическим идеализмом и полностью объективным материализмом. Основное значение придается решению личности, принимаемому в мире без причины и без цели. Экзистенциализм подчеркивает субъективизм, свободную волю и индивидуальность и выполняет роль философского противовеса теориям, которые подчеркивают роль общества и социальных групп. Это направление также породило форму психотерапии (см. экзистенциальная терапия), которая сосредоточивается на свободной воле и потребности в индивидуальном выборе, действии и решении.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Экзистенциализм
(Existentialismus) (от лат. existentia - существование). Субъективно-идеалистическое направление в философии, которое признает единственно реальность человеческого существования. В основу этого существования экзистенциалисты ставят страх, беспокойство, бесперспективность. Родоначальник экзистенциализма - Кьеркегор. Психиатры, стоящие на позициях экзистенциализма, видят свою задачу в проведении экзистенциального анализа и в приложении соответствующей психотерапии. Экзистенциалисты считают, что мысль о смерти и страх ее являются основным содержанием сознания. Потому «первичным феноменом экзистенции» они объявляют тревогу.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Экзистенциализм
термин, обозначающий одно из направлений философской мысли, которое, преодолевая идеализм и позитивизм, сосредоточивается на конкретном существовании человека.
Жан-Поль Сартр называет себя и Хайдеггера атеистическими экзистенциалистами, которые, исходя от примата существования. приходят к возможности его определения. Человек в рамках этого мышления становится результатом своего собственного решения и потому единственным законодателем для себя самого. Такую установку мысли легко представить себе в союзе с нигилизмом — теорией, которая отрицает существование какой бы то ни было абсолютной ценности и создает образ человека, не обладающего ни истинной и собственной целью, ни каким бы то ни было законом, обязательным для совести.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
философское учение ХХ в., опирающееся на идею о том, что главным предметом изучения и философского анализа должно стать существование человека-его экзистенция. Она, в свою очередь, представляет собой особого рода внутреннее ощущение человеком факта своего существования, данное ему непосредственным образом и не поддающееся рациональному, научному объяснению. Философия Э. принята в экзистенциальной психологии и лежит в основе многих современных методов индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции. В практически ориентированной экзистенциальной психологии ставится цель сделать существование человека, т. е. его экзистенцию, благополучной, вполне приемлемой для него и для значимых для него людей. См. психология гуманистическая, психология экзистенциальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Экзистенциализм
лат. existentia – существование) – 1. направление в философии 20 века (особенно в немецкой и французской), возникшее как реакция на бесчеловечность, жестокости и ужасы второй мировой войны. Подчеркивает роль целостности, свободной воли и индивидуальности человека, то есть его сущности (нем. Dasein), которая в той или иной форме конкретного существования или образе жизни отдельного человека обнаруживает себя в бесцельном и беспричинном мире («бытие в мире»). Человек, как при этом утверждается, чаще изменяет своей подлинной природе, в этом смысле он является «экзистенциальным предателем», и в этом состоит источник его несчастья, поскольку в этом случае его жизнь наполняется ощущением смыслоутраты, тревогой и страхами. Мир суть феноменологическое явление, некая реальность момента, которая слагается из: а) биологического и физического (Umwelt); б) человеческого и социального (Mitwelt) и в) личностного (Eigenwelt) компонентов; 2. в психологии – теория, которая отказывается от объяснений с позиций каузальности, сущностей, стимулирующих поведение изнутри, в пользу изучения самих явлений.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
ЭКЗІСТЭНЦЫЯЛІЗМ / EXISTENTIALISM (фр. exis tentia lisme от лат. existentia– существование)– направление в философии XX в., акцентирующее свое внимание на уникальности бытия человека. Основная идея Э.– преодоление (а не раскрытие) человеком собственной сущности и акцент на глубине его эмоциональной природы. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, Э.– это, скорее, культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. Основы Э. заложил С. Кьеркегор, позже идеи Э. развивали Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар и др. Значительное место в экзистенциальной философии занимает проблема свободы, которая определяется как выбор личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несет ответственность за каждое совершенное им действие, делает выбор и является сам для себя создающим. Идеальная свобода человека– это свобода личности от общества. Согласно Р. Мэю, человек всегда пребывает в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, в котором он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты. Страх (или тревога)– фундаментальное понятие Э., при этом боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определенной угрозы: людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. Страх характеризуется неопределенностью, он возникает без всякого предмета, человек не может понять, что его страшит. При этом страх в Э. носит позитивную окраску: он потрясает человека во всех его жизненных отношениях, необходим для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни, страх дает возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на все происходящее со стороны. Подлинность существования также одна из ключевых категорий. Подлинное бытие– то, которое совершается в согласии со свободой и принятием ответственности за существование. Также центральным понятием Э. является экзистенция.
Экзистенция / Экзiстэнцыя / Existence (от лат. exsistentia– существование)– одно из основных понятий Э., означающее способ бытия человеческой личности. Экзистенция представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому он выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Экзистенция– это «открытая возможность». Одно из важнейших определений экзистенции– ее необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически– в виде внешних предметов; он может далее сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т. д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его как практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от рационального познания– экзистенция. Через понятие экзистенции М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель выходят к понятию бытия, которое, по их мнению, было предано забвению как в немецком идеализме, так и в материализме. Когда человек погружен в мир повседневных забот и тревог, его подлинное «Я» остается невыявленным, утрачивает свою индивидуальность, самостоятельность, он поступает и думает так, как другие. Согласно Э. лишь страх, понимание бессмысленности существования освобождают человека от этого состояния и приводят его к подлинному бытию. Чтобы осознать себя как экзистенцию, человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир экзистенции объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Г. Марселя, «понимание» у М. Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у К. Ясперса), которая являет собой трактовку феноменологического метода Э. Гуссерля. О. Н. Слоботчиков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Экзистенциализм
existentialism) Родоначальником совр. философии считается Рене Декарт, к-рый, пытаясь найти абсолютную начальную точку всякого знания, описал сознание как зону очевидности (indubitability), совершенно отсутствующую у материи, и тем самым разделил человека на две обособленные части: разум (сознание) - предмет философии, и тело (материя) - предмет наук. Дальнейшее развитие эта идея нашла в трудах Иммануила Канта, к-рый провел непроходимую границу между познаваемыми и непознаваемыми ноуменами (объектами разума), отдавая приоритет первым, и объяснил, почему сознание (consciousness) и его априорные категории яв-ся необходимыми условиями возможности приобретения любого знания. Гегель пошел дальше своих предшественников и создал систему, осн. на универсальном разуме, в к-рой решающая роль принадлежит абсолютной идее, а конкретному чел. отводится незначительная роль. Схоластическая философия, в той степени, в какой она еще сохраняла жизнеспособность, была исключительно интеллектуалистичной и становилась все более рафинированной. Т. о., к тому времени, когда появился Э., философия была систематической, интеллектуалистичной, абсолютистской, безличной, формальной, абстрактной и объективной. Кьеркегор полагал, что такая философия упускает из виду самые важные вопросы. Вместо создания очередной системы, он заявил, что истина заключена в челов. существе. Он отстаивал приоритет индивидуумов перед системами и делал упор на процесс становления, а не на статичном проникновении в сущность бытия. Он считал свободу индивидуума более важной, нежели филос. необходимость, и у него хватило смелости для того, чтобы усомниться в верховенстве рациональности в челов. поступках. Кьеркегор был прежде всего религиозным мыслителем, а в философию те же самые темы ввел Хайдеггер, объединив прозрения Кьеркегора с некоторыми аспектами феноменологического метода Гуссерля; в результате возникла настоящая экзистенциальная философия, дающая реальный анализ важных филос. проблем. Хотя подлинный Э. - сохраняя верность истокам - исключительно антисистематичен и представляет конкретный анализ тем на основе дневников, записных книжек, драматургии и художественной литературы, др. направление Э. тяготеет к несколько большей систематичности благодаря влиянию феноменологии, к-рая снабдила его методом обобщения конкретного опыта без его формализации и создала возможность научного изучения конкретного опыта. Э. оказал влияние на психиатрию и психологию благодаря своей способности постигать конкретный опыт. Проникновение Э. в психиатрию связано с именами Бинсвангера и Босса: оба имели психоаналитическую подготовку и находились под влиянием идей Хайдеггера. Через психиатрию Э. проник и в психологию - преимущественно благодаря усилиям Ролло Мэя. В представлении экзистенциалистов, люди испытывают тревогу, страдают от сознания бессмысленности своего существования, от недостатка заботы о них, от одиночества и страха смерти. Что же касается академической психологии, то ее больше интересовали точные оценки и измерения, а также усовершенствование методов изучения проблем, лежащих преимущественно за пределами челов. опыта. Это и послужило основой для объединения психологов-экзистенциалистов как с психологами-гуманистами, так и с некоторыми психологами, ориентированными на феноменологию, для создания "третьей силы в психологии" - альтернативы для тех исследователей, к-рым было тесно как в рамках бихевиоризма, так и в рамках психоанализа. Т. о., главной программой экзистенциальной психологии стало придание жизненному опыту со всеми его сложностями и во всех его конкретных проявлениях статуса легитимного предмета изучения психологии. Для большинства экзистенциальных психологов соответствие требованиям, предъявляемым к ним реальными проблемами индивидуумов и об-ва, гораздо важнее формальных критериев науки. Для экзистенциальных психологов важны поиски индивидуумом моральных ценностей, вопросы самоактуализации и препятствия на ее пути, развитие личной свободы, уверенность чел. в добром отношении окружающих и его собственная забота о них, понимание индивидуумом высшего смысла жизни и сто способность справляться со стрессами и тяготами повседневной жизни в гармонизирующей манере. В конечном счете, экзистенциалисты полагают, что более адекватное понимание этих проблем возможно в контексте философии, считающей челов. существа незавершенными, при безусловном понимании того, что люди должны пользоваться теми преимуществами, к-рые дает им эта незавершенность, и свободно самоактуализироваться во благо себе и другим. См. также Гуманистическая психология, Свобода воли, Феноменологический метод А. Джорджи

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
349.93 кб

Экзистенциализм и персонализм: определение образовательных идеалов ХХI века

Романенко Инна Борисовна
В статье исследуется процесс оформления современной образовательной парадигмы, которая определяется как экзистенциально-персонологическая.
Читать PDF
88.31 кб

Предисловие переводчика к работе г. Лукача «Экзистенциализм»

Болдырев И. А.
Читать PDF
375.32 кб

Экзистенциализм

Лукач Георг
Читать PDF
362.00 кб

Некоторые проблемы бытия современного человека и экзистенциализм

Кушова Ирина Андреевна
В статье рассматриваются основные проблемы экзистенциализма: жизни, смерти, свободы и ответственности, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом разрешении на любом этапе развития человеческой цивилизации.
Читать PDF
461.42 кб

Экзистенциализм Ж. -П. Сартра и экзистенция М. Хайдеггера: два представления о гуманизме в европейск

Беспечанский Юрий Васильевич
В статье предпринята попытка выявить отличия представлений о человеческом бытии в двух ключевых философских системах европейской философии ХХ века. Автор показывает, что в экзистенциализме Ж.-П.
Читать PDF
166.61 кб

Экзистенциализм это аристотелизм

Иваненко Алексей Игоревич
В статье предлагается новое экзистенциалистское прочтение метафизики Аристотеля, где за основу кладется понимание небытия как возможности. Центральной темой статьи является онтологическое обоснование движения.
Читать PDF
323.49 кб

Коэкзистенциальное общение в свете религиозного персонализма (на основе религиозного экзистенциализм

Байбородов Алексей Юрьевич
Анализируется экзистенциальная концепция общения Г. Марселя, в которой Другой мыслится как зримое воплощение Бога. Основные свойства, приписываемые Богу, переносятся на Другого, который становится предметом безусловного интереса.
Читать PDF
316.50 кб

«Бытие и время»: экзистенциализм versus антропология

Красиков Владимир Иванович
Анализируется основной труд М. Хайдеггера. Особенностью авторского подхода является экспликация основных черт понимания Хайдеггером человеческого бытия. Его точка зрения сравнивается с философско-антропологической позицией.
Читать PDF
284.43 кб

Экзистенциализм М. Хайдеггера и Ж. П. Сартра о справедливости и проблемах техногенеза

Мушинский Н. И.
Этика экзистенциализма ставит вопрос о развитии творческой личности в контексте проблемы справедливости. Философское наследие М. Хайдеггера и Ж. П. Сартра является очень важным в настоящее время.
Читать PDF
205.21 кб

Экзистенциализм как философско-методологическое основание естественноправовых концепций

Туганаев Кирилл Александрович
Рассматриваются естественноправовые теории в контексте экзистенциальной философии. Делается акцент на достижениях эпистемологии, обусловливающей необходимость включения иррационального субъекта в юридический дискурс.
Читать PDF
293.52 кб

Экзистенциализм и интерпретация гендерного равенства во «Втором поле» С. Де Бовуар

Власова О. П.
В статье исследуются противоречия взаимодействия экзистенциализма и феминиз ма во «Втором поле» С. де Бовуар как эпохальной вехе в истории феминизма.
Читать PDF
171.61 кб

Рорти как зеркало континентальной философии: экзистенциализм Сартра в свете лингвистического поворот

Целищева Оксана Ивановна
Философия Р. Рорти рассматривается в сопоставлении с экзистенциалистской философией Ж.- П. Сартра. В качестве основы сравнения -утверждается антиэссен-циалистский характер работ обоих авторов.
Читать PDF
0.00 байт

Французский экзистенциализм: политическая философия в условиях национальной катастрофы

Полякова Наталья Валерьевна
Данная статья посвящена исследованию специфики социально-политического и культурного контекста формирования политической философии французского экзистенциализма.
Читать PDF
0.00 байт

Экзистенциализм и богословская мысль Георгия Флоровского

Визгин Виктор Павлович
В статье исследуются связи между историческим богословием Георгия Флоровского и экзистенциализмом как философским направлением. При этом автор выделяет три главных момента.
Читать PDF
392.91 кб

Экзистенциализм: бытие между жизнью и смертью

Силенин Иван Александрович
Статья посвящена изучению феномена человеческой жизни, которая представляет собой суть бытие между жизнью и смертью.

Похожие термины:

  • КАТОЛИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

    (Г.О.Марсель)Путь к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутр. самосознавания, условием которого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности на самое себя, установление "
  • Депрессия экзистенциальная

    1. депрессия с переживанием “мировой скорби”, тоски по исчезнувшим всеобщим и универсальным ценностям (гармонии, красоты, справедливости и др.), ощущения хаоса, краха миропорядка и цивилизации. На
  • Экзистенциальная философия

    Existential philosophy). Философская точка зрения, состоящая в том, что каждый человек сам ответствен за свою жизнь. Акцент на человеке как на "сущем-в-мире".
  • Гуманистически-экзистенциальная модель

    humanistic-existenzial model) - теоретическое представление, подчеркивающее роль ценностей и выбора в определении человеческой индивидуальности и реализации человеческих возможностей.
  • Изоляция экзистенциальная

    переживание глубокой пропасти между собой и другими, отдаленность между индивидом и миром, это долина одиночества.
  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

    Это совр. направление в психологии личн. уходит корнями в экзистенциализм как популярную филос. школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С.
  • Экзистенциальная модель

    existential model) - теоретическое представление о том, что люди рождаются совершенно свободными и придают своей жизни смысл или уходят от ответственности.
  • Экзистенциальная психология

    ранее этот термин обозначал структуралистское направление в психологии (Э. Титченера), ныне обозначает обычно психологию, базирующуюся на экзистенциализме.
  • Экзистенциальная психотерапия

    ряд методов психотерапии (психокоррекции), философской основой которой является экзистенциализм. К этим разновидностям психотерапии относятся, в частности, клиенто-ориентированная психотерапия
  • РЕФЛЕКСИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ

    сложный многофункциональный механизм, осуществляющийся при разрешении проблемно-конфликтной ситуации и включающий: оценку сложности ситуации для личности, оценку протекания и окончания процес
  • Экзистенциальная терапия

    existential therapy) - терапия, которая побуждает людей взять на себя ответственность за свою жизнь и наполнить ее большим смыслом и ценностями.
  • Экзистенциальная тревога

    Чувство страха, даже ужаса, которое может сопровождать выбор, включающий неизвестность.
  • ПОДХОД ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ

    К коррекции психологической - сюда относятся те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, кои основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческог
  • Экзистенциальность

    от слова exsistentia — существование) склонность к уходу во внутренний, духовный мир.
  • Экзистенциальные блага

    или экзистенциальные ценности) [лат. existential — существование] — жизнь, надежды, любовь, милосердие, удача, дети, воспоминания и сны индивида. В противовес материальным благам, выступающим как услови
  • Экзистенциальные дихотомии

    Existential dichotomies). Вопросы, которые, по мнению Фромма, неустранимо определяют жизнь человека, различаясь лишь в соответствии с типами культуры и нашими индивидуальными особенностями. Первая и самая гл
  • Экзистенциальные потребности

    Existential needs). Специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования, избежав при этом помрачения рассудка. Здоровый индивидуум обладает способностью находит
  • Хефнера экзистенциальные депрессии

    (Hafner H.). Депрессивные состояния, при которых в типичной клинической картине эндогенной депрессии наблюдаются признаки, характерные для реактивной депрессии.
  • АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

    Общепринятый перевод Daseinanalyse. См. обсуждение термина экзистенциализм и экзистенциальная терапия.
  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС

    психологическое состояние утраты смысла жизни, кризис существования. Обусловлен резким изменением (разрушение) образа жизни или внутриличностной картины себя и мира. Различают экономический, по