Экспериментальные методы

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД
См. эксперимент и научный метод.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Экспериментальный метод
(Experimental method) – процедура для выявления каузальных процессов посредством систематического манипулирования различными аспектами ситуации.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

Экспериментальный метод
исследовательский метод, предполагающий разработку плана управления независимой переменной и точный учет изменений характеристик независимой переменной, влияющих на объект или предмет изучения.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Экспериментальный метод
experimental design). Широкий термин, обозначающий выбор исследователем обстановки, испытуемых, способов измерения, а также многие другие аспекты, которые необходимо учитывать для проведения осмысленных и валидных экспериментов.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Экспериментальный метод
Experimental method). Стратегия исследования, в ходе которой экспериментатор манипулирует одной или большим количеством независимых переменных под тщательным контролем, а также наблюдает за тем, как эти манипуляции воздействуют на другую (зависимую) переменную.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
внешне может показаться схожим с методом интроспекции (-> интроспекция), но имеет существенные отличия:
1) для эксперимента берется не опытный в самонаблюдении специалист, а "наивный" наблюдатель, и чем меньше он знает психологию, тем лучше;
2) от испытуемого требуется не аналитический, а самый обычный отчет о воспринятом, - в тех терминах, коими он пользуется повседневно.
Задача экспериментатора - придумать экспериментальный прием, который заставит таинственный психический процесс раскрыться и обнажить свои механизмы. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ "внутреннего опыта", аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях - все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах.
Изменение отношения к интроспекции выражается и терминологически: методу интроспекции противоставляется использование данных самонаблюдения. Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто - значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания. К тому же предполагается обращение к фактам сознания как к явлениям или "сырому материалу"; регистрация фактов сознания - не метод исследования, но лишь один из способов получения исходных данных. Для вскрытия связей экспериментатору надлежит в каждом случае применить специальный методический прием; он должен полагаться на изощренность собственного ума, а не изощренность самонаблюдения-интроспекции испытуемого.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД
Ян и Анна — студенты, готовящиеся к сдаче экзаменов. Ян вспомнил, что он где — то читал о том, как лучше всего запоминать. Для этого нужно по-настоящему понимать то, что запоминаешь, проводить связи между новой информацией и тем, что уже знаешь (осознанное запоминание). Анна же, напротив, полагает, что лучше всего запоминать посредством «зубрежки» — читать нужный материал снова и снова, пока не запомнишь (механическое запоминание). Для того чтобы выяснить, кто из них прав, можно провести эксперимент.
Большинство экспериментов начинается с того, что предсказываются события, то есть выдвигается гипотеза. В случае с Анной и Яном гипотеза может быть приблизительно такой: «Механическое запоминание и осознанное запоминание приводят к различным уровням воспоминания при проведении последующих проверок». Во время экспериментов наблюдают за тем, какое влияние на поведение участников оказывает изменение некоторого параметра ситуации. В данном случае переменной служит метод запоминания, а поведением — поведение во время проверки. Для того чтобы проверить нашу гипотезу, нужно, как того требует основная схема эксперимента, чтобы Анна и Ян запомнили определенную информацию, используя разные методы, а затем проверить их знания.
Одна из основных целей любого эксперимента — установить причинно-следственную связь между переменными, чтобы, когда эксперимент будет закончен, мы с определенной долей уверенности могли заявить, что изменение данного параметра действительно приводит к предсказуемым изменениям в наблюдаемом поведении. Это значит, что мы должны быть уверены в отсутствии других переменных, влияющих на поведение испытуемых. Что касается вышеуказанного случая, то при проведении эксперимента нам потребуется принять во внимание ряд факторов. Например, мы можем потребовать, чтобы Анна и Ян начали запоминать материал в установленное время суток и чтобы они запоминали строго определенное количество информации для последующего воспроизведения.
См. также статьи «Количественные и качественные методы анализа», «Корреляция», «Надежность и валидность», «Опросы», «Этика».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Экспериментальные методы
experimental methods) Э. м. входят в категорию научных методов, используемых в психол. исслед. Подлинные эксперименты предполагают тщательное наблюдение воздействия одной или более входных переменных (независимые переменные) на одну или более выходных переменных (зависимые переменные) в тщательно контролируемых условиях у испытуемых, случайно распределенных в различающиеся по характеру оказываемого воздействия группы. Эксперимент может усложняться путем введения дополнительных независимых или зависимых переменных. Напр., время суток может использоваться в качестве второй независимой переменной с тремя уровнями (утро, день, вечер), с тем чтобы испытуемых можно было случайно распределить в любое из 12 различных условий (0 мг утром, 10 мг вечером и т. д.) Очевидно, что сложные планы будут требовать большего числа испытуемых в сравнении с более простыми планами, поскольку количество испытуемых в каждом из условий (напр., 10 мг в послеполуденное время) должно оказаться достаточным для обобщения последующих результатов по каждому из событий. Несмотря на существование др. научных методов, подлинный эксперимент яв-ся единственным методом, к-рый позволяет исследователям приходить к выводам о существовании причинно-следственных связей. В случае простого эксперимента с одной независимой переменной (доза лекарственного препарата) с двумя уровнями, если испытуемые в обеих, эксперим. и контрольной, группах подвергаются одним и тем же воздействиям (за исключением независимой переменной), и если испытуемые случайно распределены в отношении условий оказываемого воздействия, тогда любые различия в оценках их уровня активности должны быть результатом влияния независимой переменной. Пристрастность экспериментатора может порождать неуловимые различия между группами, примешивающиеся к рез-там эксперимента, что снижает достоверность их интерпретации как функции независимой переменной. Любые различия в условиях могут примешиваться к рез-там эксперимента. Если различные исследователи используют различные стимулы, то последние могут повлиять на конечные рез-ты в большей степени, нежели сама независимая переменная. Испытуемые могут проявлять большее сотрудничество с привлекательным исследователем и меньшее с непривлекательным, или различные исследователи могут по-разному оценивать одни и те же реакции. Подобным же образом, на результаты может влиять место сбора данных. Предполагаемые целевые характеристики условий исслед. - служащие подсказками испытуемым в отношении "правильных" реакций на стимулы - могут также приводить к искажению рез-тов. Напр., поведение др. испытуемых, реагирующих на стимулы, может влиять на испытуемых, к-рые тестируются в той же самой группе, или непроизвольные одобрительные улыбки исследователя могут подкреплять испытуемых, к-рые реагируют желаемым образом. Один из способов устранения эффектов ожиданий экспериментатора и испытуемого заключается в использовании стратегий "слепого" исслед., при к-ром или только испытуемые ("слепое" исслед.), или испытуемые и экспериментаторы ("двойное слепое" исслед.) не знают, в какое из эксперим. условий был помещен каждый испытуемый. Иногда исследователь не может манипулировать независимыми переменными. Напр., в исслед., где в роли независимых переменных выступают пол, раса, принадлежность к политической партии, частота употребления марихуаны или образовательный уровень, отсутствует возможность случайно распределять испытуемых по уровням независимых переменных. Такие переменные иногда называют неманипулируемыми (nonmanipulated) переменными. Изучение таких переменных не может производиться в подлинном эксперименте, однако они часто изучаются в квазиэкспериментах. Интерпретация рез-тов в исслед. с неманипулируемыми переменными сопряжена с определенными сложностями, поскольку с ними обычно смешиваются различные дополнительные переменные. Один из способов, облегчающих интерпретацию неманипулируемых независимых переменных, состоит в уравнивании испытуемых по релевантным смешивающимся переменным. Напр., каждого имеющего аттестат о среднем школьном образовании можно объединить в пару с имеющим диплом об окончании колледжа, к-рый сопоставим с ним по возрасту, полу, соц. классу, уровню интеллекта и личностным характеристикам. Чем более полным яв-ся такое совпадение, тем легче исследователю сравнивать эффекты независимой переменной. Альтернативный способ может заключаться в поддержании неизменными таких переменных (напр., проводить исслед. только с представителями мужского пола среднего класса с примерно сходными интеллектуальными и личностными характеристиками), с тем чтобы эти смешивающиеся переменные не могли повлиять на результаты. Однако, это будет ограничивать возможности исследователя в последующем обобщении рез-тов. Третья альтернатива связана с использованием более сложного плана с полом, возрастом и т. д. в качестве дополнительных переменных. Иногда исследовательские стратегии предполагают повторное тестирование тех же самых испытуемых: в лонгитюдном исследовании челов. развития одна и та же группа испытуемых может последовательно тестироваться в возрасте 2, 5, 10 и 20 лет, или в исслед. научения испытуемые могут тестироваться после каждого предъявления стимула. Это приводит к возникновению др. сложностей, к-рые связаны с эффектом порядка (order effect): если тестирование первого уровня независимой переменной всегда предшествует тестированию второго ее уровня, последующие различия могут отражать не только эффект самой независимой переменной, но также эффекты научения, утомления или естественного развития. Так, если испытуемых просят оценить физ. привлекательность десяти людей с использованием в качестве стимульного материала слайдов, предъявляемых всем испытуемым в одном и том же порядке, оценка испытуемыми третьего слайда может отражать не только эффект данного стимула, но и эффект порядка его предъявления. Если, напр., второй слайд изображает чел. с высокой физ. привлекательностью, третий слайд может недооцениваться вследствие эффекта контраста. Если бы этот третий слайд находился на др. порядковой позиции, его оценка могла бы быть совершенно иной. Очевидно, решение этой проблемы предполагает манипулирование порядком, с тем чтобы различные испытуемые получали стимулы, группируемые в случайные последовательности. Такая процедура называется уравновешиванием (counterbalancing technique). Когда изучается более чем одна независимая переменная, интерпретация результатов может усложняться. Дисперсионный анализ - это именно тот статистический метод, к-рый наиболее часто используется в анализе эксперим. исслед. Ключевыми словами в этом анализе яв-ся главный эффект (main effect) и взаимодействие (interaction). Главный эффект обнаруживается, если в среднем оценки различных уровней независимой переменной значимо отличаются друг от друга. Если независимая переменная имеет только два уровня, значимый главный эффект указывает на то, что эти два уровня приводят к значимо различающимся оценкам зависимой переменной. Однако при наличии трех или более уровней, главный эффект указывает на существование значимых различий в оценках по меньшей мере одной пары уровней, не отрицая возможности существования значимых различий в оценках каждой пары уровней (то есть А1 и А2 различаются, А1 и А3 различаются, и А2 и А3 различаются, и т. д.). В последнем случае, для интерпретации главного эффекта и установления того, какие пары или подмножества уровней статистически значимо различаются (или не различаются), проводят соответствующий post hoc анализ. Если изучается более чем одна независимая переменная, эти независимые переменные могут взаимодействовать таким образом, что эффект одной или более переменных будет зависеть от уровня одной или более оставшихся переменных. Двумя основными типами независимых переменных являются межгрупповые (between-group) и интраиндивидные (within-subject) переменные. Межгрупповые переменные предполагают использование различных испытуемых для каждого уровня, что позволяет осуществлять последующие сравнения уровней на основе сравнений независимых групп испытуемых. Интраиндивидные переменные предполагают использование тех же самых (или сопоставимых) испытуемых для более чем одного уровня, что позволяет осуществлять последующие сравнения уровней на основе сравнений тех же самых (или сопоставимых) испытуемых. Испытуемые могут распределяться по эксперим. условиям различными способами. При однофакторном плане (one-way design) испытуемые могут либо случайно распределяться по различным уровням (межгрупповой план), либо тестироваться на каждом уровне (интраиндивидный план). При двухфакторном плане (two-way design) к.-л. одна или обе независимые переменные могут выступать в роли интраиндивидных или межгрупповых переменных. Наиболее простым двухфакторным планом яв-ся полностью рандомизированный факторный план с испытуемыми, случайно только одному уровню каждой переменной, и с условиями воздействия, включающими все возможные комбинации уровней. План по меньшей мере с одной межгрупповой и хотя бы с одной интраиндивидной переменной называется смешанным планом (mixed design). В этом случае испытуемый (или группа сопоставимых испытуемых) обычно называется "блоком" (термин, пришедший из области сельскохозяйственных работ), и предполагается, что при отсутствии влияния независимых переменных на выполнение наблюдения внутри каждого блока будут идентичными (в пределах ошибки измерения). Кэмпбелл и Стэнли описывают три плана подлинных экспериментов (true experimental designs): план с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой; план Соломона для четырех групп и план с тестированием только после воздействия и контрольной группой. Каждый из этих трех экспериментов требует случайного распределения испытуемых по условиям и обладает достаточными средствами контроля, обеспечивая тем самым более надежную основу для последующих выводов о причинно-следственных отношениях в сравнении с др. планами. Набор независимых переменных может увеличиваться через использование факторных методов. Квазиэкспериментальные планы предполагают использование переменных, к-рыми не может манипулировать или к-рые не может контролировать исследователь, напр., пол или партийная принадлежность (без контрольных групп). Такие планы включают эксперим. планы с временными рядами (с проведением повторных замеров на одном испытуемом или группе испытуемых с одним или несколькими промежуточными условиями между замерами) план с неэквивалентной контрольной группой и предварительным и итоговым тестированием (подобный плану с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой, но без случайного распределения испытуемых в отношении условий); и план с множественными временными рядами (являющийся комбинацией двух предыдущих планов). Квазиэкспериментальные планы используются в тех случаях, когда реализации планов подлинных экспериментов препятствуют этические или практ. соображения, и представляют собой компромиссный вариант, допускающий возможность получения некоторых выводов о причинно-следственных отношениях. Корреляционные планы и планы ex post facto не позволяют делать выводов о причинно-следственных отношениях, но могут обладать эвристической ценностью (в смысле генерирования гипотез для дальнейших исследований). Планы ex post facto сравнивают уже существующие группы и могут использовать ретроспективные данные (данные, собираемые в настоящем, основанные на воспоминаниях о прошлом) и подбирать испытуемых на основе архивных или ретроспективных переменных. Ретроспективные данные вызывают серьезные проблемы с валидностью, поскольку люди имеют тенденцию согласовывать воспоминая со своими текущими взглядами. Такие планы обладают меньшей мощностью, чем планы подлинных экспериментов, но могут быть более этичными и легкими в реализации. Все Э. м. должны использоваться с большой тщательностью и осторожностью, с вниманием к этическим, практ. и статистическим соображениям. Научная теория строится на многократных, согласующихся результатах исслед.; единичное исслед. дает лишь частицу информ. для научной оценки. См. также Дисперсионный анализ, Исследование методом двойного ослепления, Контрольные группы, Методология (научных) исследований М. Эллин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
160.67 кб

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ГИНГИВИТА

А. П. Левицкий, О. В. Деньга, О. А. Макаренко, Л. Н. Хромагина, Е. П. Ступак, Т. В. Томилина, О. Э. Кнава
В работе дана характеристика методам моделирования наиболее распространённой патологии пародонта – гингивита.
Читать PDF
471.72 кб

Методологический контур экспериментальной дидактики

Перминова Л. М.
Цель данной статьи – определить методологический контур экспериментальной дидактики, выяснить ее философские основания в свете новых научных воззрений, обозначить новые тенденции в развитии теоретических и прикладных аспектов дида
Читать PDF
231.19 кб

Методы экспериментального моделирования остеоартроза

Шевелев О. А., Терешенков В. П., Загородний Н. В., Ходорович Н. А., Билибин Д. П., Берченко Г. Н., Ремизов А. Н.
Читать PDF
690.43 кб

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Кабаева Ирина Игоревна
В статье описываются методика формирования экспериментальных умений учащихся по физике.
Читать PDF
280.25 кб

Методология экспериментальных исследований в хирургии (лекция)

Лепехова Светлана Александровна
Важнейшее значение для познания сущности различных видов хирургической патологии, расшифровки этиологии и патогенеза болезней и вероятных путей их лечения имеет моделирование патологических процессов и болезней в эксперименте.
Читать PDF
756.32 кб

Методы экспериментального определения поверхностного натяжения

Шимко Елена Анатольевна, Соломатин Константин Васильевич, Кирколуп Евгений Романович, Лескова Светлана Сергеевна
Приведены два метода определения поверхностного натяжения жидкостей: метод отрыва пластины и метод равновесной капли.
Читать PDF
167.01 кб

Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии

Корнилова Татьяна Васильевна
Опора на экспериментальную парадигму то общее, что объединяет научные школы в психологии.
Читать PDF
919.22 кб

Экспериментальная модель врожденных пороков и методы их предупреждения

Полушин А. В., Горшков А. С.
Читать PDF
307.81 кб

Технонаука как экспериментальная среда и экспериментальная методология

Столярова О.Е.
В тексте комментируется статья Б.Г. Юдина о связи технонауки и современных биоинженерных проектов с медицинскими практиками «улучшения» человека.
Читать PDF
107.50 кб

Экспериментальная методика обучения взрослых по модели «Школа здоровья»

Спивак Игорь Маратович
Существующие традиционные методики обучения взрослых пациентов с сахарным диабетом не обеспечивают, как правило, достижения основной цели обучения изменения образа жизни пациента.
Читать PDF
525.14 кб

Методические особенности использования экспериментальных задач по химии

Сафина Лилия Галимзановна
В статье рассматриваются методические особенности использования экспериментальных задач по химии, их классификация и методические рекомендации по решению.
Читать PDF
596.74 кб

Ф. Бэкон - основатель методологии экспериментальной науки нового времени

Челышев Павел Валентинович
В статье рассмотрен процесс зарождения методологии западноевропейской опытной науки XVII-XVIII веков в связи с формированием новой духовной парадигмы стихийно самоутверждающегося человека. На основе анализа текстов Ф.
Читать PDF
158.15 кб

Экспериментальное обоснование новой методики хирургической коррекции афакии

Фокин В. П., Кадатская Н. В., Марухненко А. М.
Цель исследования апробировать в эксперименте новую методику хирургического лечения люксированного в стекловидное тело хрусталика или его фрагментов в ходе факоэмульсификации и определить возможность ее использования в клинике.
Читать PDF
161.39 кб

Экспериментальная оценка метода аэроионной диагностики компартмент-синдрома

Решетилов Ю.И., Дмитриева С.М., Ткач А.В.
С целью усовершенствования диагностики и лечения компартмент-синдрома разработан и предложен к внедрению новый неинвазивный метод аэроионного тестирования.
Читать PDF
247.70 кб

Экспериментальное обоснование новой методики лазерной обработки культи нерва

Хубутия Б. И., Жеребятьева С. Р., Ухов Ю. И.
Экспериметально обоснована новая методика профилактики постампутационных невром с применением лазерного луча.

Похожие термины:

  • АМНЕЗИИ РЕТРОГРАДНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

    психофизиологический метод, применяемый для исследования процесса возникновения, сохранения и восстановления следов памяти с помощью искусственной электрической стимуляции мозга после воспри