ЭКСПЕРИМЕНТ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эксперимент
experiment) - процедура исследований, при которой с переменной проводят манипуляции и затем проверяется эффект этой манипуляции.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ЭКСПЕРИМЕНТ
исследование, в котором ученый намеренно изменяет один или несколько факторов в определенных условиях, чтобы изучить последствия.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Эксперимент
experiment). Процедура исследования, при которой одни факторы остаются постоянными, другие изменяются и фиксируется некий результат.

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

Эксперимент
создание системы условий для воспроизведения психического явления с целью его последующего качественного и количественного анализа.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ЭКСПЕРИМЕНТ
лат. experimentum - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Эксперимент
(Experiment) – метод исследования, при использовании которого исследователь систематически манипулирует одним источником влияния, оставляя другие в неизменном виде.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

Эксперимент
Experiment) — метод исследования, когда исследователь осуществляет систематическое манипулирование одним источником влияния, в то время как остальные остаются постоянными.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Эксперимент
планомерное искусственное вызывание изучаемых явлений. Эксперимент отличается от простого наблюдения своей искусственностью. Эксперимент позволяет вызывать, изолировать, повторять и искусственно изменять природный факт. (12.1, 198)

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Эксперимент
проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственных связях; основной метод психологии, опирающийся на точный учет влияния изменяемой независимой переменной на зависимую переменную.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Эксперимент
(experiment) — исследовательская стратегия, в которой участники эксперимента разделяются на экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальной группе сообщается определенная информация, которая, как ожидается, должна изменить поведение в каком-либо направлении.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Эксперимент
метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагогический, формирующий. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Эксперимент
(лат. experimentum проба, опыт) — научный опыт, обеспечивающий его повторение. В условиях эксперимента установлены специфические изменения хроматолиза при патологии. Экспериментальное животное. Экспериментальное обоснование. Установлена прямая зависимость величины условного секреторного пищевого рефлекса от интенсивности освещения экспериментальной камеры.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

ЭКСПЕРИМЕНТ
метод исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными. Этот метод более активен, чем метод наблюдения. Он дает данные, необходимые и для описания, и для объяснения психических явлений. В Э. создаются и изменяются специальные условия для того, чтобы вызвать изучаемые процессы и влиять на их течение. Это дает возможность получить количественные и качественные характеристики исследуемого явления.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Эксперимент
Словообразование. Происходит от лат. experimentum - проба, опыт.
Категория. Исследовательская стратегия.
Специфика. Характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.
Виды:
- естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых,
- лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Эксперимент
лат. experimentum – проба, опыт) – 1. процедура проверки какой-либо гипотезы в условиях антецедента, то есть контроля независимых переменных и систематического наблюдения за поведением зависимых переменных (изучаемых явлений). Главное достоинство такого эксперимента состоит в том, что он, как считается сторонниками экспериментальных процедур, позволяет выявлять причинно-следственные отношения. На самом деле все обычно заканчивается составлением таблиц с корреляциями сомнительных переменных; 2. более широкое значение – наблюдение, любая процедура изучения, в которой отсутствует жесткий контроль независимых переменных. Например, это обычные в клинической практике приемы, когда пациенту предлагают произвести счетную операцию, сообщить о своем понимании образного выражения и т.п.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Эксперимент
(Experiment). Способ изучения природных явлений посредством их искусственного воспроизведения на основе научно поставленного опыта на человеке или животном. Имеет большое значение для т. н. экспериментальной медицины. Нет такой области в медицинской науке, которая не стремилась бы посредством эксперимента приблизиться к объективной истине и получить ценные прикладные знания. Для изучения некоторых психических расстройств или различных аспектов их возникновения, развития и лечения проводится множество экспериментальных исследований. См. Психоз, экспериментальный, Эксперимент, ассоциативный.
Э., ассоциативный (Experimentum associativum) (от. лат. experimentum - опыт и associare - присоединять) - см. Ассоциативный эксперимент.
Э. словесный - син. Ассоциативный эксперимент (см.)
Э., структурно-ассоциативный, Иванова (Иванов Вл.) - см. Структурно-ассоциативный эксперимент Иванова.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЭКСПЕРИМЕНТ
Современная научная психология гордится (возможно, немного самоуверенно) тем, что она экспериментальная. Подразумевается, что психологические принципы основаны на хорошо контролируемых и повтори-мых экспериментах. В сущности, любой эксперимент – это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы. При разработке эксперимента основное внимание уделяется: (а) самим условиям антецедента, обычно называемым независимыми переменными (или экспериментальными переменными), и (б) последствиям или результатам экспериментов, обычно называемым зависимыми переменными. Основной аспект любого эксперимента – контроль над независимыми переменными, при котором причинно-следственные связи могут быть обнаружены однозначно. Имеется тенденция использовать форму прилагательного экспериментальный в более широком и свободном смысле так, что оно охватывает и случайные наблюдения или простые процедуры попыток, которые не всегда хорошо контролируются. Это использование не является неправильным в любом этимологическом смысле, хотя его следует избегать, так как оно уменьшает строгость основного значения. См. контроль (1), экспериментальный проект, научный метод.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЭКСПЕРИМЕНТ
в психологии) (от лат. experimentum – проба, опыт) – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный Э. позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Разделяют традиционные и факторные планы проведения Э. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько. Для статистической обработки результатов Э. в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном Э., результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и Э. позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем Э. (лат. – experimentum crucis). Контрольный Э. осуществляется с целью проверки каких-л. зависимостей. Применение Э., однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Э. в конфликтологии – один из основных методов изучения конфликтов. Используется преимущественно лабораторный Э. Применяется при изучении внутриличностных, межличностных конфликтов, а также конфликтов между микрогруппами в социальной группе. Основой Э. служат конфликтные игры, а также конфликтные ситуации, моделирующие реальные жизненные столкновения. Основные трудности связаны с организацией, нравственной оценкой, моделированием реальной мотивации участников Э.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЭКСПЕРИМЕНТ
(от лат. experimentum – проба, опыт) – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Э. – основной метод психологической науки, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, к–рые влияют на зависимую переменную (объект Э.). Э. предполагает социально- организованную ситуацию исследования, активное вмешательство исследователя в ситуацию, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными и регистрирующего соответствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить Э. – это значит изучить влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. Основное достоинство Э. в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Недостатки Э. оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать Э. так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Результаты Э. могут искажаться некоторыми факторами. Один из самых частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона; может появиться и эффект Хоторна. Выделяются такие разновидности Э., как лабораторный, естественный и полевой. По иному основанию различают Э. констатирующий и формирующий. Различие последних особенно важно для возрастной и педагогической психологии. К развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, – тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, – тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЭКСПЕРИМЕНТ
один из базально-эмпирических методов научно-гностического Познани, или же психологической интерпретации-исследования объектов и их свойств-предикатов-отношений-корреляций с ориентацией на регистрацию-фиксацию тех или иных трансформаций, например, в психике или в поведенческих реакциях-паттернах исследуемого-изучаемого субъекта; рационально-эмпирично-приемлемо поставленный Э. позволяет эффективно выверять-уточнять догадки-гипотезы; устанавливать-дефиницировать детерминантно-следственные корреляции между субъектами или же психическими феноменами, фиксировать-детектероизировать различные психоединицы-психоперемены, связанные с метаболизационными факторами психодинамических процессов индивида; для статистическо-экспериментально-эмпирической обработки информации в совр. эпоху широко применяются различные модусы-методики, с целью проверки-гностизации каких-либо отрицательно-побочных феноменов или же приемлемо-эффективных, а также с целью-задачей установить-зафиксировать какие-либо зависимости между психическими процессами и поведенческими паттернами-реакциями у субъектов; к примеру, в дифференциальной психологии индивидуально-эмпирические единицы-зависимости-переменные, в основном, статусно-кластерно-консолидационны и, как максима, позволяют, при точно-вывереноэмпирическом подходе, делать достоверно-конкретно-реальные выводы-резюме о детерминантных корреляциях-взаимодействиях; в процессе Э. необходимо учитывать, что субъект-экспериментатор, вступая в постоянную коммуникацию с субъектом-испытуемым, может т.о. влиять на его психику, его поведение, на чувственно-эмотивно-мотивационную сферу, в корреляции с факторами-матрицами-условиями реверсобратной связи: от испытуемого-реципиента, его установок-диспозиций к установкам-диспозициям-индексам-интерпретациям экспериментатора, и наоборот, что характерным образом трансформирует, например, в корригационно-психотерапевтическом порядке, поведение-смыслы-ориентиры субъекта-испытуемого.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЭКСПЕРИМЕНТ
проведение исследования в условиях  заранее запланированного (в частности, специально созданного) измерения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить: средство проверки экспериментальной гипотезы. Э. называются как реально выполняемые ( actual ) исследования, так и их мысленные образцы ( standards ).
Реальные Э., обсуждаемые в книге, подразделяются, прежде всего, на естественные (дублирующие реальный мир), искусственные (улучшающие реальный мир) и лабораторные. Цели первых двух видов Э., как правило, чисто практические, а в третьем исследуются сами механизмы изучаемого поведения, и поэтому он называется также собственно научным:
— Э., который дублирует реальный мир,—Э., проводящийся в естественных условиях, в которых экспериментатор изменяет только независимую переменную; это индивидуальный Э. В смысле распространения его результатов только на данного конкретного испытуемого.
— Э., который “улучшает” реальный мир, или искусственный Э. — Э. в условиях имитации реальности, позволяющий достичь относительной стабилизации уровней побочных дополнительных переменных;
— лабораторный Э.—Э. в условиях специального выделения независимой переменной и очищения ее условий.
Реальные Э. различаются также по используемым в них экспериментальным схемам, получая от них свои названия:
— индивидуальный, или интраиндивидуальный Э. (см. Схема экспериментальная );
— Э. с одним испытуемым ( single - subject ) частный вариант индивидуального Э.;
— групповой, межгрупповой Э. (см. там же);
— кросс-индивидуальный Э. (см. там же);
— бивалентный Э, - Э. с двумя условиями независимой переменной;
— мультивалентный, многоуровневый Э.—Э. с несколькими (более двух) уровнями независимой переменной;
— факторный Э. (см. там же);
— многомерный ( multivariate ) Э.— Э. с несколькими (не менее двух) независимыми и несколькими зависимыми переменными.
Мысленный образец для проведения любых возможных реальных Э. (выполнение которого невозможно или бессмысленно) —
— безупречный ( perfect ) Э., идея которого соотносится с понятием валидности Э. Различные типы безупречного Э. (примеры их содержательных интерпретаций приведена в табл. 3) соответствуют разделению внутренней и внешней валидности. Так, образцами для достижения высокой внутренней валидности являются:
— идеальный Э.—Э., при проведении которого изменяется только независимая переменная, а все другие факторы остаются неизменными; таким образом, исследуется только само отношение между независимой и зависимой переменными;
— чистый ( pristine ) Э.- разновидность идеального Э., при проведении которого экспериментатор оперирует единичной независимой переменной и ее полностью очищенными .условиями; мысленный образец для лабораторного Э.;
— бесконечный Э. — бесконечно продолжающийся Э. (т. е. Э. с бесконечным количеством проб, испытуемых и т. п.), позволяющий усреднить результаты неизбежных изменений всех побочных факторов, влияющих на зависимую переменную.
Мысленный Э., обладающий безупречной внешней валидностью — Э. полного соответствия — Э. с привлечением таких уровней необходимых дополнительных переменных, которые совпадают с уровнями этих переменных в изучаемой реальности.

Источник: Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента

ЭКСПЕРИМЕНТ
от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого (оператора). Э. позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в Э. можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными— одно из важных преимуществ Э. перед наблюдением. Достоинство Э. заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий. Выделяются такие разновидности Э., как лабораторный эксперимент (Э. на основе моделированной деятельности) и естественный эксперимент (Э. на основе реальной деятельности). Разновидностью последнего является полевое исследование. При исследовании деятельности оператора большое значение имеет ситуационный Э., при котором в лабораторных или реальных условиях воспроизводятся наиболее важные ситуации, характерные для деятельности оператора. Различают также констатирующий и формирующий Э. Первый из них направлен на констатацию связей, складывающихся в ходе развития психики. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др. При проведении Э. большое значение имеет правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы Э. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном— несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов — изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. Для статистической обработки результатов Э. в этом случае применяется дисперсионный анализ и факторный анализ. Если изучаемая область относительно не известна и система гипотез отсутствует, то предварительно проводят пилотажный Э., результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие гипотезы и Э. позволяет выбрать одну из них, то говорят о решающем Э. С целью проверки каких-либо зависимостей проводят контрольный Э. Обладая несомненными достоинствами, Э. как метод психологического исследования имеет и ряд недостатков. Причем, многие из них оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать Э. таким образом, чтобы испытуемый не знал об этом. Отсюда происходят вольные или невольные изменения в его поведении. Кроме того, результаты Э. могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого (см. Эффекты психологического исследования). Получаемые в результате Э. эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т. е. вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. И, наконец, Э. применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Однако несмотря на эти недостатки и ограничения, Э. занимает одно из важнейших мест в практике, инженерно-психологических исследований.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Эксперимент
Манипуляции с независимой переменной с целью изучения ее воздействия на зависимую переменную. В широком смысле, психолог-экспериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аспект поведения. Существует три основные категории экспериментов: 1. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой лабораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние переменные, которые в противном случае повлияли бы на результат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод, отвлекающие факторы, либо характер самих участников эксперимента. - Аргументы за: Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части (экспериментальный редукционизм). - Аргументы против: Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты лабораторных экспериментов нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоятельная характеристика), либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оценки). Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это поднимает серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований. 2. Полевые эксперименты. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте. Вместо того, чтобы исследовать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве примера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычайную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида «жертвы» — т. е. замаскированного экспериментатора. - Аргументы за: Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий. Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки. Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения. - Аргументы против: Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться незамеченными для участников. Сходным образом, тонкие реакции участников могут остаться незамеченными для экспериментатора. По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия. 3. Естественные эксперименты. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях эксперимента. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, школа или больница). а психолог может изучать лишь полученный результат. - Аргументы за: Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия. Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем. - Аргументы против: Поскольку экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер. Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЭКСПЕРИМЕНТ
исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. В психологии - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать - это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. Это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство эксперимента - в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Так, весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Результаты эксперимента могут искажаться некоими факторами. Один из самых частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект Хоторна. Избежать этих эффектов помогает применение метода слепого. Выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. По иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. Различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической; к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, - тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, - тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. Как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика. Естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если нужно, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи - корреляции - между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:
1) традиционные - когда меняется лишь одна переменная независимая;
2) факторные - когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство - возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента применяется анализ дисперсионный. Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят об эксперименте пилотажном- (-> исследование пилотажное), результаты" коего могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда есть две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят об эксперименте решающем (лат. experimentum crucis). Эксперимент контрольный производится с целью проверки некоих зависимостей. Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в психологии дифференциальной и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно влиять на его поведение. Особая категория методов исследования психологического и воздействия - эксперименты формирующие, или обучающие. Они позволяют направленно формировать особенности таких процессов психических, как восприятие, внимание, память, мышление и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭКСПЕРИМЕНТ
ЭКСПЕРЫМЕНТ / EXPERIMENT (от лат. experimentum– проба, опыт)– спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение его состояния. Проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной– НП) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной– ЗП). В психологии Э.– совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий. В силу того что психика– предмет психологии– слишком сложна, динамична, уникальна, непостоянна, обладает свойством спонтанности, комплексно воспринимает воздействия и комплексно отвечает на них, в психологических Э. также стараются фиксировать иррелевантные стимулы, случайные стимулы и вызванные ими неучтенные (побочные) переменные. Это требует от психолога организации экспериментального контроля– усовершенствования Э., приближение его к идеальному; включает способы задания уровней НП (функциональный контроль или управление экспериментальными факторами), контроль побочных переменных (как источников конкурирующих объяснений) и всех факторов, которые могут угрожать валидному выводу о причинном действии НП на ЗП. Разработка экспериментальных схем, или планов, контроль за выводом– методы экспериментального контроля. Э. дает возможность получить количественные и качественные характеристики исследуемого явления, данные, необходимые и для их описания, и для объяснения. Для проведения Э. необходимо разработать его план (схему): последовательность предъявления испытуемому или группам испытуемых всех уровней НП для проверки гипотезы. Это также план фиксации ЗП (во всех пробах, при всех уровнях НП). План Э. включает указание способа отбора испытуемых или последовательности предъявления условий. Схемы Э. с привлечением потенциальных испытуемых могут быть интраиндивидуальными, межгрупповыми, кроссиндивидуальными. Существует значительное количество видов Э.
Квазиэксперимент / Квазiэксперымент / Quasi-experiment– план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду неосуществимости по объективным причинам, но это частично компенсируется использованием особых квазиэкспериментальных планов. Воздействие (НП) может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происходящее или априорно существующее. Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Т. Д. Кук и Д. Т. Кэмпбелл разработали теоретические основания применения квазиэкспериментальных планов в психологическом исследованиии и выделили два типа квазиэкспериментальных планов. 1. Планы Э. для неэквивалентных групп (выбираются две естественные группы, например два параллельных школьных класса, тестируются, затем одна группа подвергается воздействию НП, а другая– нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно, результаты первого и второго тестирований обеих групп сопоставляются; в другом варианте изначально экспериментатор берет две естественные группы, априорно отличающиеся по какому-либо признаку (например, по полу, возрасту, системе обучения), организует экспериментальное воздействие и сравнивает полученные рузультаты). 2. Планы дискретных временных серий (могут быть с участием одной группы или нескольких; с одним воздействием либо последовательными воздействиями с тестированием после каждого– по традиции в советской и российской психологии получили название «формирующие эксперименты»). Квазиэкспериментом может считаться любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то В»), в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы (групп) до и после воздействия.
Эксперимент, на который ссылаются (Эксперимент ex-post-facto) / Эксперы мент, на якi спасылаюцца / Reference experiment– применяется в социологии, педагогике, нейропсихологии и клинической психологии. Экспериментатор сам не воздействует на испытуемых. В качестве воздействия (позитивного значения НП) выступает некоторое реальное событие в жизни испытуемых. Отбираются группы: подвергшаяся воздействию и не испытавшая его. Отбор осуществляется на основании данных об особенностях «испытуемых» до воздействия (личные воспоминания и автобиографии, сведения из архивов, анкетные данные, медицинские карты и т. д.). Затем проводится тестирование ЗП у представителей «экспериментальной» и контрольной групп. Данные сопоставляются, и делается вывод о влиянии «естественного» воздействия на дальнейшее поведение испытуемых. Типичным является исследование посттравматического стресса.
Эксперимент естественный (полевой) / Эксперымент натуральны / Natural expe riment– впервые введен в практику Б. Ф. Лазурским. Исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, по своей сути относится к квазиэксперименту, т. к. при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять НП и точно регистрировать ЗП. Но в некоторых случаях естественный Э.– единственно возможный способ получения научной информации в полевых исследованиях. Испытуемый и экспериментатор находятся в ситуации непосредственного общения, а роль искусственных средств (приборов, заданий и пр.) невелика. Поскольку ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, очень много, то необходимо планировать естественный Э. таким образом, чтобы схема его проведения была максимально близка к схеме лабораторного Э., и впоследствии уточнять и перепроверять результаты, полученные «в поле», более строгими процедурами. Естественный Э. характеризуется высоким уровнем экологической валидности (соответствие процедуры и условий искусственного исследования «естественной» реальности) и низким уровнем внутренней валидности. Т. В. Разина
Эксперимент идеальный / Эксперымент iдэальны / Perfect experiment– мысленный образец Э., ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный Э. предполагает изменение экспериментатором только НП, ЗП полностью контролируется, другие переменные и факторы отсутствуют или остаются неизменными. Идеальный Э. предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени и возможность проводить Э. бесконечно, что позволяет оуществить все экспериментальные воздействия одновременно. Идеальный Э. противостоит реальному, в котором изменяются все условия. Соответствие идеального Э. реальному называется внутренней валидностью, т. е. отражает меру достоверности результатов реального эксперимента. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение ЗП тех условий (НП), которые варьирует экспериментатор. Чем выше влияние других переменных, тем ниже достоверность результатов Э. Планирование эксперимента необходимо для выявления влияния НП на ЗП за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий Э.).
Эксперимент критический / Эксперымент крытычны / Critical experiment– направлен на проверку всех возможных гипотез, являющихся следствием двух (или более) альтернативных теорий. Подтверждение одной из гипотез ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического Э. в психологии требует тщательного его планирования и высокого уровня разработки научной теории. Поскольку в психологии преобладают не дедуктивные модели, а эмпирические обобщения, критический Э. используется довольно редко. Результатом критического Э. является опровержение одной теории и принятие другой.
Эксперимент лабораторный / Эксперымент лабараторны / Laboratory ex pe ri ment– эксперимент, который проводится в специально сконструированных исследователем условиях, которые максимально оторваны от условий обычной жизнедеятельности испытуемых. Условия лабораторного Э. построены с выделением НП в «чистом виде» и учетом или максимальной элиминацией, исключением влияния побочных переменных. Чаще всего психологический лабораторный Э. проводится в специально оборудованных помещениях с помощью аппаратуры и компьютерной техники (управляемый лабораторный Э.), позволяющих максимально минимизировать влияние исследователя в процессе выполнения испытуемым экспериментального задания. При этом неестественность среды приводит к искажению в протекании психических процессов, низкой экологической валидности при условии высокой внутренней валидности. В итоге основным пунктом критики лабораторного Э. в психологии является вывод о том, что его результаты не отражают реальных особенностей функционирования психики в естественных условиях. В ряде случаев в лабораторном Э., наоборот, стремятся смоделировать в максимально полном объеме условия той или иной деятельности испытуемого, чтобы обеспечить воспроизводимость изучаемого явления (деятельности) при более полном и точном контроле (и управлении) исследуемых факторов НП, условий среды и ЗП, а также в безопасных условиях. Перед испытуемым ставится задача выполнить определенные действия, которые по психологической структуре соответствуют действиям реальной деятельности. Чаще всего подобные эксперименты проводят в связи с решением задач инженерной психологии и эрономики, а также используют при обучении. Т. В. Разина
Эксперимент обучающий / Эксперымент навучальны / Teaching experiment– по форме является естественным Э. (т. к. осуществляется в привычных условиях обуче ния, где испытуемые могут и не осознавать себя участником специально создаваемой экспериментальной ситуации), по цели это преобразующий Э. Обучающий Э. направлен на изучение изменений в характере в процессе усвоения знаний, умений, навыков, на выявление динамики хода усвоения, на изучение знаний и умений в процессе их становления. В психологии профессиональной деятельности обучающий Э. выявляет наиболее благополучные условия для профессионального обучения. Обучающий Э. строится как варьирование условий (одно и то же экспериментальное задание предлагается учащимся одной группы, но на разных этапах обучения) или содержания усваиваемого материала (разные типы учебного содержания, различные формы предъявления задания, способы и приемы выполнения задания и применения знаний в новых условиях и др.). При организации обучающего Э. важно уравнять все другие условия, кроме варьируемого. Варьирование условий в обучающем Э. связано с определенными гипотезами, требующими экспериментальной проверки. Могут варьироваться не одно, а несколько условий, тогда применяется перекрестное сочетание условий (например, один вид ошибки усвоения сочетают с первым путем ее устранения) (Н. А. Менчинская). Обучающему Э. предшествует констатирующий Э., где выявляется исходный фон как продукт предыдущего обучения; за обучающим Э. следует контрольный, где фиксируются сдвиги в знаниях и умениях после обучения. Обучающий Э. не тождественен формирующему, хотя может перерасти в него. Если обучающий Э. изучает динамику процесса усвоения, то формирующий Э. выявляет динамику процесса развития. Формирующий Э. ставит задачу не только провести анализ условий и этапов усвоения знаний и умений, но и изучить механизмы становления и развития психологических функций под влиянием специально вводимых факторов, является одним из воплощений экспериментально-генетического метода исследования (Л. С. Выготский), суть которого состоит в том, что он воссоздает генетический процесс психического развития, притом застывшую форму психического явления превращает в процесс, выявляет тенденции и направления этого движения. В психологии профессионализма обучающий и формирующий Э. могут состоять в изучении генезиса новообразований профессионального развития, механизма появления новых качеств психики в процессе выполнения трудовой деятельности.
Эксперимент педагогический / Эксперымент педагагічны / Pedagogical expe riment– это научно поставленный опыт изменения образовательной деятельности, направленный на созидание в точно учитываемых условиях для подтверждения (опровержения) научной гипотезы исследователя. Педагогический Э. должен отвечать всем требованиям использования экспериментального метода в психологии. В педагогических исследованиях и в педагогической практике экспериментальным путем испытывают новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Экспериментатор (научно-педагогический работник) изменяет ход процесса обучения и воспитания, изменяя педагогические условия. В процессе подготовки и проведения педагогического эксперимента перед педагогом стоят две задачи: 1) оценка состояния и фиксирование результатов в экспериментальных группах; 2) учет педагогического или воспитательного положительного (отрицательного) воздействия самого Э. При планировании педагогического Э. необходимо четко сформулировать цели и задачи, определить педагогические условия проведения и время, учесть первичный уровень проблемы, воспитанности и обученности испытуемых, структуру их межличностных взаимоотношений. Педагогический Э. всегда должен быть направлен не только на исследование теоретических, но и на разрешение реальных педагогических проблем и задач. По цели педагогические Э. подразделяют на: 1) констатирующий– это Э., в ходе проведения которого рассматриваются педагогические вопросы теоретического и практического характера из реально существующей жизни. Данный этап эксперимента проводится, как правило, в начале исследования, и его задачей является выявление положительных и отрицательных сторон изучаемого вопроса (проблемы); 2) уточняющий (проверочный)– это Э., в ходе которого осуществляется проверка выдвинутой гипотезы, выработанной в процессе уяснения проблематики изучаемого вопроса; 3) формирующий– это Э., в процессе которого применяют и испытывают новые педагогические технологии, методики, формы и методы обучения (воспитания), внедряют инновационные образовательные программы, учебные планы и т. д. В зависимости от места проведения педагогические Э. подразделяют на: 1) естественный– проводится в форме обычных занятий по расписанию, в том числе и факультативных; 2) лабораторный– создание искусственных условий для обучающихся. В педагогических исследованиях лабораторный Э. применяют редко. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
199.87 кб

Диагностирующий эксперимент по выявлению особенностей мотивации изучения русского языка у студентов-

Аббас Ясин Хамза
Статья посвящена изучению мотивационной сферы, определению ведущих мотивов студентов-русистов Багдадского университета. Такая модель обучения направлена на то, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на учащихся.
Читать PDF
128.94 кб

Интроспективный эксперимент: новые возможности старого метода

Березина Т. Н.
В статье анализируется применение методов интроспекции в современной психологии, приводятся примеры использования интроспективных техник в когнитивной психологии, психологии личности.
Читать PDF
301.87 кб

Эксперимент как база развития педагогической психологии в дореволюционной России

Киселева Надежда Анатольевна, Горячева Ася Сергеевна
В работе характеризуются этапы развития педагогической психологии в дореволюционной России.
Читать PDF
115.36 кб

Полевой эксперимент в прикладных исследованиях

Мануильская Ксения Максимовна
Kseniya M. Manuilskaya in “Field Experiment in Applied Research“ is analyzing the concepts of German sociologists in this area.
Читать PDF
149.34 кб

Медицинский эксперимент: вопросы правового регулирования

Никитина И. О.
Читать PDF
365.97 кб

Биомедицинский эксперимент и закон

Старовойтова О. Э., Сальников Виктор Петрович
Читать PDF
152.89 кб

Лабораторный эксперимент в психологии

Барабанщиков Владимир Александрович
Дается характеристика экспериментального метода в психологии. Рассматриваются этапы становления и развития, а также место лабораторного эксперимента в современной российской психологии.
Читать PDF
483.84 кб

Вычислительный эксперимент по моделированию динамики и морфологий колоний биологических объектов, ра

Арзамасцев Александр Анатольевич, Соломина Ольга Александровна
Рассмотрена задача использования мультиагентного метода для моделирования роста биологической популяции.
Читать PDF
667.68 кб

Дискуссия о тестах интеллекта как социально-психологический эксперимент

Ушаков Дмитрий Викторович
It is argued that discussions about intelligence tests reveal their participants' different values. The value of equality requires that social reward should be a result of individual effort, and not a privilege given by birth etc.
Читать PDF
96.85 кб

Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе»

Белоконь Ольга Владимировна
В статье анализируется взаимосвязь эмоционального интеллекта с выдвижением на лидерскую позицию, эффективностью лидерства и лидерскими стилями.
Читать PDF
201.21 кб

Нейротоксичность неорганических соединений ртути в отдаленном постконтактном периоде при эксперимент

Якимова Н. Л., Jakimova N. L.
Читать PDF
192.11 кб

Эксперимент: единство теории и практики

Марченкова Л. О., Кирсанов К. П., Петровская Н. В.
Читать PDF
89.46 кб

Эксперимент по упрощению таможенных процедур

Читать PDF
453.94 кб

Формирующий психолого-педагогический эксперимент в условиях вуза МВД России

Мальцева О.А.
Дано обоснование психолого-педагогического эксперимента, проведенного в процессе обучения курсантов вуза МВД.
Читать PDF
0.00 байт

Стэнфордский тюремный эксперимент: что это было, как это началось и что из этого вышло

Зимбардо Филип Джорж
Филип Джорж Зимбардо известный в кругу социальных психологов и социологов американский ученый, автор ряда исследований, особенно знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента (который был проведен в августе 1971 года).

Похожие термины:

  • Аналоговый эксперимент

    analogue experiment) - метод исследования, при котором экспериментатор воспроизводит у испытуемых в лаборатории поведение, напоминающее патологию, а затем проводит с ними эксперименты.
  • ЭКСПЕРИМЕНТ АССОЦИАТИВНЫЙ

     Психологическая методика тестирования для выявления комплексов с помощью измерения времени реакции и интерпретации ответов на задаваемые экспериментатором слова-раздражители. К признакам ком
  • АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    метод изучения свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы. Существуют три основные разновидности А.э.: а) направленный А.э. с ограниче
  • ИВАНОВА СТРУКТУРНО-АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    Иванов В., 1965]. Вариант ассоциативного эксперимента, цель которого - исследование грамматического и логического "структурирования" речи (мыслительной деятельности). В качестве словесного раз
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ

    См. Эксперимент.
  • ГЕДАНКЕНА ЭКСПЕРИМЕНТ

    См. мысленный эксперимент.
  • ЮНГА АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    См. Ассоциативный эксперимент.
  • Эксперимент Холуэя—Боринга

    Классический эксперимент, доказавший, что в восприятии признаков расстояния решающая роль принадлежит константности восприятия размера.
  • Двойной слепой эксперимент

    Разновидность эксперимента, когда ни испытуемые, ни лица, собирающие данные, не знают, к какой группе воздействия относится испытуемый.
  • Эксперимент с единственным испытуемым

    single-subject experimental design) - метод исследований, при котором за единственным испытуемым наблюдают и оценивают до и после манипуляции с независимой переменной.
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    метод изучения национально-психологических явлений в обычных, типичных условиях. Начало его использованию положил Ла Пьер, в-1934 г. путешествовавший с китайской супружеской парой по США, останавли
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ

    эксперимент, который направлен на изучение психологических особенностей испытуемых, а также на реализацию воспитательных, образовательных и развивающих целей.
  • ГРУППОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    Вообще – любой эксперимент, в котором участвует большое число субъектов, взаимодействующих вместе, в группе.
  • Хоторнский эксперимент

    социально-психологический эксперимент, проводившийся на заводе «Вестерн электрик» в Хоторне (около Чикаго) в 1928 г. Мэйо и вошедший в историю социальной психологии как доказавший, что оптимизация
  • ВЫБОРА ИЗ МНОЖЕСТВА ВАРИАНТОВ, ЭКСПЕРИМЕНТ

    Любой эксперимент, в котором от субъекта требуется сделать единственный выбор из нескольких вариантов. Такие эксперименты чаще всего проводятся при изучении восприятия и познания.
  • Поведение как эксперимент

    Behavior as an experiment). Данная концепция тесно связана с предложенной Келли метафорой человека как ученого; основная ее идея состоит в том, что мы испытываем наши личностные конструкты на пригодность, реа
  • Карусельный эксперимент

    Классический эксперимент Хельда и Хайна (1963), в котором котята приобретали либо активный опыт (в результате совершения активных действий в ответ на оптическую стимуляцию), либо пассивный (пассивно
  • Эксперимент Келера

    Изучение адаптации человека к различным формам оптических искажений — продолжение классических исследований Стреттона (1896). Участники эксперимента Келера постоянно носили очки, через которые м
  • ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ

    см. Обучающий эксперимент.
  • ЭКСПЕРИМЕНТ, КОНТРОЛИРУЕМЫЙ

    любой эксперимент в значении 1. (см. Эксперимент). Часто этот термин употребляется по отношению к экспериментам, в которых используются экспериментальные и контрольные группы.