ЭКСПЕРИМЕНТ АССОЦИАТИВНЫЙ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 Психологическая методика тестирования для выявления комплексов с помощью измерения времени реакции и интерпретации ответов на задаваемые экспериментатором слова-раздражители. К признакам комплексов относятся: замедленное время реакции или субъективно своеобразное качество ответов, когда слова-раздражители затрагивают комплексы, которые испытуемый желает утаить, или которые им не осознаются. 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга. 2002

ассоциативный эксперимент

(от лат. associatio – соединение и experimentum – опыт) – психологический эксперимент исследовательского или диагностического назначения, требующий от испытуемого возможно более быстрой реакции на предьявляемое слово воспроизведением первых пришедших в этой ситуации на ум слов в ответ. В процессе наблюдения за испытуемым выявляется зонеа эмоционально значимых для него слов. На этой основе делаются аналитические выводы. А. э. предложен К.Г. Юнгом.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Ассоциативный эксперимент
лат. associatio - соединение, experimentum - проба, опыт) – метод изучения вербальных ответных реакций на слово-стимул (разработанный одновременно М.Вертгеймером, Д.Кляйном и К.Юнгом 1906) для выявления бессознательных комплексов. Всякий раз, когда слово-стимул затрагивает или актуализирует некий комплекс, ответная реакция на некоторое время задерживается или сохраняется на новое слово-стимул. Ассоциативный эксперимент был усовершенствован впоследствии А.Р.Лурия, который установил, что словесный ответ, если он сопровождается также двигательными реакциями, значительно расширяет возможности распознавания аффективных реакций испытуемого.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Ассоциативный эксперимент
(от лат. associate - присоединять). Проективная экспериментально-психологическая методика, использованная Юнгом для раскрытия присущих больному комплексов в связи с выявлением в процессе исследования увеличения латентного периода ответных речевых реакций и наличием словесных раздражителей аффектогенного характера, неиндифферентных для испытуемого. Идея словесного эксперимента была высказана раньше. В патопсихологии А. э. применяется для анализа протекания мыслительных процессов по характеру ассоциаций и скорости их образования. Он также предоставляет возможность изучения некоторых свойств обследуемого. Известны многочисленные варианты А. э.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Эксперимент ассоциативный
(словесный) - предложен Гальтоном (F. Galton). В психологии э. а. применяется с 1879 г. (Вундт, Wundt), в психиатрии - с 1906 г. (Юнг, Jung). Методика: врач произносит к.-л. слово, больной должен ответить первым пришедшим в голову словом. Таких ассоциаций записывается не менее 30 - 50 и в каждом случае отмечается время между словом-раздражителем и словом-ответом. Данные э. а. оцениваются с точки зрения скорости возникновения ассоциаций (норм. 1,8 - 2,2 секунды), характера ответов (по созвучию, с персеверацией, конкретные, абстрактные ответы, одно- многословные, с эхолалией и пр.). Имеет значение мимическая, эмоциональная реакция больного. Подбирая для э. а. слова, иногда целесообразно через 5-10 индифферентных слов-раздражителей вставлять слово, так или иначе связанное с переживаниями больного. Наоборот, резкое удлинение времени ассоциации в одном или в нескольких из 5 - 10 случаев может указывать на то, что данное слово-раздражитель, вероятно, связано с переживаниями больного: является частью его бредовых построений, напоминает галлюцинаторные образы и т. п.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
лат. associare - присоединять) [Jung С., 1906]. Проективная экспериментально-психологическая методика, использованная К. Юнгом для раскрытия присущих больному комплексов в связи с выявлением в процессе исследования увеличения латентного периода ответных речевых реакций и наличием словесных раздражителей аффектогенного характера, неиндифферентных для испытуемого. Идея словесного эксперимента была высказана раньше F. Galton, W. Wundt, И.М. Сеченовым. В советской психиатрии ассоциативный эксперимент использовался при патофизиологической [Иванов-Смоленский А.Г., 1928; Чистович А.С., 1939; Гаккель Л.Б., 1953] или патопсихологической [Зейгарник Б.В., 1962; Рубинштейн С.Я., 1970; Блейхер В.М., 1971] интерпретации получаемых данных. В патопсихологии А.э. применяется для анализа протекания мыслительных процессов по характеру ассоциаций и скорости их образования; он также предоставляет возможность изучения некоторых личностных свойств обследуемого. Известны многочисленные варианты А.э., зависящие от характера раздражителя и предопределенности в инструкции способа ответной реакции (см. Словесно-семантический эксперимент).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Ассоциативный эксперимент
Словообразование. Происходит от лат. associatio - соединение.
Авторы. Предложен одновременно К.Г.Юнгом, М.Вертгеймером и Д.Кляйном для исследования мотивации личности.
Категория. Проективный метод.
Специфика. В этом методе испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. Возникающие при этом ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого.
Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р.Лурия, который предложил так называемую "сопряженную моторную методику", при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные движения двумя руками (например, нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа). При этом анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций испытуемого.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
впервые термин предложен швейцарским психологом К.Г.Юнгом в XX в.; его употребляли также М.Вертгеймер, Д.Кляйн, чуть позднее Эриксон, Адлер, Сеймор и др.; А.э. сконструирован на проективных тестах, а сами тесты требуют от испытуемого быстрой реакции на предъявляемое слово; релаксация этой реакции или же непонимание слова-раздражителя, его механизированная имитация-повторение, жалобы испытуемого, его смех, можно рассматривать как формы преобладания в его психике эмотивно-окрашенных представлений, референция о которых является для самого испытуемого нежелательной; достоверно-конкретный характер самого комплекса, может быть определен при модификации-интерпретировании содержания ответов; этой же цели служат также предгруппировка наиболее симптоматических мультиреакций и расширение их содержания в границах свободных ассоциаций; А.э. можно рассматривать как и групповой тест, а для проведения групповых тестов, необходимо выяснить модальность обычных, наиболее частых ответов на каждое слово, т.е. произвести А.э. на достаточно репрезентативной выборке испытуемых,; говорящих на данном языке; отметим, что в качестве раздражителей-агентов в А.э. могут, помимо вербальных знаков-слов, использоваться числа, слоговые амфиболии, неизвестные лексемы, очертания-эскизы, акустический резонанс обертонов различной тональности. 

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
АСАЦЫЯТЫЎНЫ ЭКСПЕРЫМЕНТ / ASSO CIATION EXPERIMENT– собирательный термин, с помощью которого обозначается группа методик, созданных на основе использования принципов формирования ассоциативных связей. В ряде работ в отношении данного метода используется термин «ассоциативный тест». В истории науки считается, что первый А. э. был проведен Ф. Гальтоном. Впоследствии различные модификации методики А. э. встречались в исследованиях В. Вундта, К. Г. Юнга, З. Фрейда. В наше время А. э. широко используется в психологии, психолингвистике, антропологии, культурологии. В качестве исследуемого материала выступают как вербальные, так и образные стимулы. А. э. может использоваться в рамках психологической экспертизы представителями целевых групп для оценки восприятия содержания материала, в том числе для оценки сложных, многосоставных стимулов разной модальности. Также А. э. применим к разновидностям креолизованного текста. К наиболее распространенным модификациям А. э. относят: 1) свободный А. э.– испытуемому предлагают ответить на стимул первым пришедшим словом, при предъявлении стимула, не задавая ограничения на формальные и семантические характеристики ответа; 2) направленный А. э.– экспериментатор задает определенные ограничения на ответ испытуемого с помощью соответствующих инструкций (например: «Вам необходимо отвечать на стимулы только существительными (прилагательными)»); 3) цепной А. э.– экспериментатор предлагает испытуемому ответить на предъявляемый стимул любым количеством слов, не ограничивая формально-семантические особенности ответов. В ряде работ можно встреть название цепного А. э. как эксперимента с продолжающейся реакцией. Интерпретация результатов А. э. в психолингвистике выстраивается преимущественно через выделение синтагматических, парадигматических и тематических реакций. Синтагматические реакции обычно образуют словосочетание со словом-стимулом (НОЧЬ– темная); парадигматические реакции– это слова, которые принадлежат к той же семантической группе, что и слово-стимул (НОЧЬ– темнота); тематические реакции– слова, которые не входят в непосредственную тематическую группу со словом-стимулом либо не составляют с ним сочетания. А. С. Солодухо

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЭКСПЕРИМЕНТ АССОЦИАТИВНЫЙ
метод и тест проективный, разработанные К. Г. Юнгом, М. Вертхаймером и Д. Кляйном и предназначенные для исследования мотивации личности - ориентированные на фиксацию, диагностику и психотерапию скрытых аффективных комплексов и других психических феноменов. Базируется на изучении содержания, формы и скорости реакции клиента, предъявляющего в ответ на слова аналитика первое пришедшее в голову слово (=> метод ассоциативный). Первоначально разрабатывался для задач психиатрии, позднее стал применяться для исследовательских и психодиагностических целей (-> психодиагностика).
Тест требует от испытуемого возможно более быстрой реакции - ответа на предъявляемое слово первым пришедшим на ум словом. При этом возникающие ассоциации регистрируются по типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. Заторможенность этой реакции, непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, общее поведение испытуемого (немотивированный смех, жалобы, покраснение и пр.) рассматриваются как указание наличия эмоционально окрашенных представлений, сообщение о коих для испытуемого нежелательно. Конкретный характер самого комплекса может устанавливаться при интерпретации содержания ответов; этой цели служат, например, предварительная группировка самых симптоматичных реакций и расширение их содержания с помощью "ассоциаций свободных".
Эксперимент ассоциативный часто применяется как групповой тест. Для его проведения нужно выяснить характер обычных, особенно частых ответов на каждое слово списка, - провести эксперимент на достаточно представительной выборке испытуемых, говорящих на данном языке. Помимо отдельных слов в качестве "раздражителей" можно использовать числа, бессмысленные слоги, незнакомые слова, рисунки, цветные пятна, звуки и пр. Дальнейшее развитие методика получила в исследованиях А. Р. Лурия, который предложил так называемую методику моторную сопряженную, при использовании коей испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные движения двумя руками (например, нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа). При этом анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
англ. association experiment) - термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который был предложен в самом нач. XX в. К. Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого (см. Аффекты), его установках и т. п.
В 1920-е гг. А. Р. Лурия предложил для диагностики "скрытых следов аффекта" т. н. "сопря- женную моторную методику", которая представляла собой модифицированный вариант А. э. Испытуемый одновременно со словесным ответом должен был выполнять определенные движения 2 руками (напр., нажимать указательными пальцами обеих рук на 2 телеграфных ключа). Наличие "скрытых следов" аффекта констатируется при этом не только на основе анализа словесных ответов, но и исследования "гармоничности" (дисгармоничности) связи возникающих моторных реакций со словесными ответами. Первоначально применялся в судебной практике с целью выявления ложных свидетельских показаний, а также в психиатрии, в настоящее время различные модификации А. э. используются в психодиагностических и исследовательских целях, (Е. Е. Соколова.)
Добавление: Выделяют несколько типов А. э. Самые известные из них след. 1. Свободный А. э. (первые варианты которого предлагали Э. Крепелин, К. Юнг, М. Вертгеймер и др.) - испытуемый в ответ на предъявленное экспериментатором слово стимул отвечает как можно быстрее "первым пришедшим на ум" словом (см. также Тесты проективные). 1. Направленный А. э. - отличие от свободного А. э. состоит в том, что испытуемому предлагают отвечать не любым словом, а словом из ограниченной области (напр., ответное слово д. б. синонимом или видовым понятием и т. п.). 3. Цепной А. э. - испытуемому могут предложить в течение определенного времени, напр. 1-3 мин, произносить любые "приходящие в голову" слова ("поток сознания"), однако возможен и вариант направленного цепного А. э. Заметим, что эти типы А. э. поддаются двумерной дихотомической классификации по след. признакам: парный-цепной, свободный-направленный. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Ассоциативный эксперимент
метод, введенный в практику психологического обследования пациентов К. Г. Юнгом в начале XX в. В основе этого эмпирического подхода лежит представление об ассоциативной природе мышления человека, согласно которому на бессознательном уровне психики понятия и представления формируют довольно прочные комплексы. При этом актуализация отдельных элементов комплекса способствует восстановлению словесного комплекса целиком.
Юнг рассматривал специфические комплексы, эмоционально заряженные и имеющие для человека особый личностный смысл, который он (она) в какой-то период жизни вытеснил(а) из сознания на уровень бессознательного. Эти комплексы создают существенное напряжение в структуре личности, часто становясь причинами невротического поведения. Распознавание сущности комплексов значимо для лечения больного невротика. Эта задача была решена К. Г. Юнгом с помощью А. э., проводимого с точным хронометражом. Психотерапевт называл определенное слово, имеющее какое-то отношение к личным проблемам пациента или индифферентное, а пациент отвечал на него тем словом, которое пришло ему в голову первым. Обычно слова, ассоциативно связанные с понятиями и представлениями, входящими в комплекс, вызывают блок ассоциаций, и больной с трудом и большими временными затратами дает словесный ответ. Таким образом, задержки во времени или неспособность вообще как-либо вразумительно ответить служат маркерами сущности комплекса, травмирующего пациента.
В России А. э. в практику нейропсихологического обследования ввел А. Р. Лурия. Цель обследования — обнаружение локализации кортикального поражения и уточнения клинической формы нарушения речи — афазии. В его модификации А. э. основное внимание уделялось качеству словесных ответов на заранее составленный список слов-стимулов и употреблению в этом случае частей речи. Некачественными словесными ассоциациями считались полные или частичные эхолалии, т. е. повторение стимульного слова, словесные ответы, не связанные по значению с исходным словом, а возникающие у пациента из наблюдений за внешней обстановкой обследования, ассоциации-словоизменения (например, «дочь-доченька») и некоторые др. Высококачественный ассоциативный ряд свидетельствует о нормальном функционировании речевой системы человека. Низкое качество выполнения А. э. и специфические ошибки рассматривались как определенные знаки нарушения функционирования кортикальных зон, ответственных за генез и понимание речи.
Современные варианты А. э. разделяются на две группы: свободный и направленный. Свободный А. э. используется для изучения различных сторон личности человека, например для оценки эмоционального развития детей и взрослых. Форма направленного А. э. часто применяется для изучения свойств вербально-понятийного мышления.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
94.68 кб

Отражение политических событий в свободном ассоциативном эксперименте

Хлопова Анна Игоревна
Целью исследования является установление с помощью свободного ассоциативного эксперимента реального содержания базовой ценности Arbeit (работа) в австрийском обществе и выявление влияния политических событий на содержание ценности
Читать PDF
363.48 кб

ДИСКУРСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ НА ОСНОВЕ АССОЦИАТИВНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Гао Гоцуй
В статье представлены результаты ряда ассоциативных экспериментов, выполненных в китайской и российской аудиториях, в китайских и российских вузах.
Читать PDF
447.72 кб

Лонгитюдный ассоциативный эксперимент как метод установления динамики базовой ценности

Хлопова А. И.
Основной темой статьи является изучение изменения базовой ценности работа в современной иерархии ценностей россиянина за последние пять лет.
Читать PDF
916.88 кб

Особенности языковой картины мира преподавателя вуза: данные ассоциативного эксперимента

Яковлев Андрей Александрович, Телешева София Вячеславовна
С целью изучения особенностей языковой картины мира преподавателя вуза и его отношения к окружающей действительности был проведен свободный ассоциативный эксперимент среди преподавателей Сибирского Федерального университета (г.
Читать PDF
1.12 мб

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ ЮРИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Е. В. Вилисова
Читать PDF
456.96 кб

Вуз в языковом сознании носителей русской культуры (на материале ассоциативного эксперимента)

Харченко Е. В., Соболева О. В.
В связи с происходящими реформами в сфере образования и усилившейся конкуренцией между учебными заведениями, важным становится само наименование вуза, которое должно сориентировать потенциального потребителя образовательных услуг.
Читать PDF
328.70 кб

Опыт применения ассоциативного эксперимента для исследования структуры тендерной идентичности

Перегудина В. А.
Приводится описание модели работы по методикам, созданными на основе ассоциативного эксперимента, на основе исследования особенностей возрастного становления гендерной идентичности.
Читать PDF
1.04 мб

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТА «ЭКОНОМИКА» (ПО ДАННЫМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Ван Бин Дун
Читать PDF
1.52 мб

Ассоциативная репрезентация психических состояний: экспериментальное исследование речевых реакций

Алексеева Екатерина Михайловна
Статья посвящена актуальной тематике ассоциативной речевой репрезентации психических состояний.
Читать PDF
95.81 кб

Использование ассоциативного эксперимента для определения образа времени в русской и американской ку

Сиромолот Девис Марина Юрьевна
Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов культурно обусловленных моделей восприятия и интерпретации времени. Время является одной из центральных категорий как социальных интеракций, так и структуры личности.
Читать PDF
333.36 кб

Методологическое значение ассоциативного эксперимента К. Юнга в разработке А. Р. Лурии основ реактол

Осипов Ярослав Владимирович
В статье рассматривается ассоциативный эксперимент К. Юнга в разработке А.Р. Лурии: раскрываются основы его реактологической теории аффективного поведения, сопряженного ассоциативно-моторного метода.
Читать PDF
327.44 кб

Нейропсихологический анализ выполнения ассоциативного эксперимента учащимися первых классов с разным

Ходаковская Гелена Федоровна
В статье рассматриваются особенности состояния вербальных высших психических функций у младших школьников с разной успешностью в учебной деятельности: успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудностями учения.
Читать PDF
2.17 мб

Ассоциативный эксперимент по методике А. Назарова и Р. Соколова «Серия тематических ассоциаций» с вы

Лазуткина Е.В.
В данной статье исследуется ассоциативный эксперимент как одно из перспективных направлений исследований социальных феноменов.
Читать PDF
2.10 мб

Моделирование стереотипов "Россия", "Великобритания" и "США" на материале ассоциативного эксперимент

Тарасенко Валентина Васильевна, Красноперова Юлия Валерьевна
Стереотипы представляют огромный интерес для исследования. В настоящее время все больше внимания ученых привлекают этнические стереотипы.
Читать PDF
1.41 мб

Экспериментальное исследование эффективности и механизмов реализации ассоциативного метода обучения

Вершинина Татьяна Станиславовна, Илюшкина Мария Юрьевна, Киряков Олег Владимирович
В статье рассматриваются проблемы эффективности ассоциативного метода в зависимости от условий применения. Описывается эксперимент по применению ассоциативной методики, проводившийся в течение 3 лет с участием 334 человек.

Похожие термины: