Экологическая валидность

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Экологическая валидность
ecological validity). Рассматривается при изучении психологических феноменов повседневной жизни (например, способность запомнить место, где оставлены ключи).

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

Экологическая валидность
1. валидность, при которой некий принцип, установленный в лабораторных условиях, проявляется в реальных, полевых условиях; 2. форма валидности по критерию, основанная на степени, в которой результаты могут обобщаться от группы к группе. Например, нормы, установленные в экспериментах на студентах, могут быть неадекватными (имеющими «низкую экологическую валидность») для другой группы населения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ВАЛИДНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
(по Э. Брансуику)-1. Степень ковариации дистальных и проксимальных стимулов. Это понятие касалось базисных операций восприятия, связанных, например, с умением (научением умению) воспринимать действительный, физический (дистальный) стимул на основе варьирования проксимальных значений стимула, который в данный момент времени воздействует на рецепторные системы. Чем выше В.э. проксимального признака дистального стимульного качества, тем вероятнее, что он будет усвоен и использован. 2. Принцип, согласно которому закон, открытый в лаборатории, должен существовать и действовать за ее пределами. 3. Критериально-ориентированная форма валидности, при которой результаты, полученные на одной группе людей, могут быть распространены и на другие группы людей. См. валидность, валидность критериально-ориентированная, ковариация, стимул дистальный, стимул проксимальный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАЛИДНОСТЬ
1. Термин, первоначально введенный Эгоном Брунсвиком для обозначения степени, в которой дистальные и проксимальные стимулы ковариируют. Он полагал, что главной операцией восприятия является научение оценивать истинный, физический (дистальный) стимул на основе изменения значений проксимальных стимулов, которые фактически действуют на рецепторные системы. Чем выше экологическая валид-ность проксимального стимула для свойств дистального стимула, тем больше вероятность того, что она будет усвоена и будет использоваться. Этот термин также используется в том же значении в теории непосредственного восприятия Гибсона. 2. Свободное значение – валидность, которую принцип, открытый в лабораторных условиях, имеет вне этих условий, в поле, в реальном мире. 3. Более специальное значение – форма валидности по критерию, основанная на степени, в которой результаты могут обобщаться от группы к группе. Нормы, установленные для экспериментов со студентами университетов, имеют низкую экологическую валидность при применении результатов к "синим воротничкам" того же возраста.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Экологическая валидность
ecological validity) Э. в. имеет отношение к тому факту, что организм в силу своих наследственных или приобретенных особенностей подготовлен к демонстрации различных форм поведения в разных контекстах или средах. Действия организма оказываются успешными в одно время и в одном месте, но не столь успешными, или совершенно неуспешными, в др. время и др. месте. В общем, понятие Э. в. встречается в литературе в контексте критики исслед. по научению у животных и сравнительной психологии, поскольку в США с 1930 до 1970-х гг. большинство исслед. поведения животных проводилось в лаборатории на белых крысах или голубях. В целом подход был чрезвычайно узким; он характеризовался не только ограниченным выбором подопытных животных, но и жесткой очерченностью проблем, ситуаций и реакций. Конечно, при этом существовали явные исключения, напр., полевые исслед. Шнейрла бродячих муравьев и др. видов животных, а тж изучение Карпентером низших обезьян в Центральной Америке. Отдельные исследователи в области научения животных довольно рано начали осознавать тяжесть этих оков вопреки преобладающему духу времени. Однако осн. масса исслед., публиковавшихся в "Журнале сравнительной и физиолог. психологии" (Journal of comparative and physiological psychology) вплоть до начала 1970-х гг., касалась рассмотрения фундаментальных принципов научения с позиции, к-рая игнорировала природу самого изучаемого организма. По большей части, в качестве моделей челов. поведения рассматривались крыса и голубь. Позднее психологи-исследователи стали уделять больше внимания экологической релевантности и важности широкого подхода в изучении поведения, как, напр., в исслед. Камилом пищевого поведения и исслед. Барашем соц. поведения сурков. Фактически, само многообразие поведения, изучаемого после работ ранних экспериментаторов, свидетельствует о важности учета его экологической релевантности: ориентировочное поведение, запасание пищи, строительство гнезд, исслед. поведение, кормление, игра, замирание, зимняя спячка, охота хищников, терморегуляция, мочеиспускание и дефекация, уход за поверхностью тела (груминг, купание в пыли и т. д.), доминирование, соц. орг-ция и помощь, мимикрия, агрессия, сотрудничество, соперничество, избегание, охрана границ, ухаживание и спаривание, родительское поведение, использование орудий и аномальное поведение. Работа Тимберлейка представляет собой попытку включить экологические требования различных биолог. видов в теорию научения. Бойс провел обзор литературы по т. н. избыточному поведению животных, несвойственному и необязательному для экологии вида, показавший, что животные развили большую способность к научению и запоминанию, чем это кажется необходимым в их естественных условиях обитания. Вообще говоря, это не яв-ся большой неожиданностью и вряд ли противоречит концепции экологической релевантности поведения. Ил. Э. в. яв-ся исслед. Сейфарта и Чини, посвященное поведению мартышек-верветок. Эти обезьяны издают различные крики тревоги в отношении каждого из трех хищников: леопардов, орлов и питонов. Обезьяны декодируют значение каждого сигнала, чтобы организовать в зависимости от этого путь спасения. Напр., они взбираются на деревья при крике о леопарде, всматриваются в небо или убегают в кусты, реагируя на крик об орле, и встают на задние лапы и всматриваются в траву в ответ на крик о змее. Используя записи этих типов криков, исследователи продемонстрировали, что верветки избирательно реагируют на звук сигнала тревоги, а не зрительные признаки хищников. В дополнение к этому, Сейфарт и Чини установили, что верветки, по-видимому, реагируют на значение этих криков не только как акустических сигналов. Исследователи использовали методику приучения-отучения, и обезьяны производили два совершенно различных звука для передачи одного сообщения: громкое вибрирующее "р-р-р" и резкое цоканье. И "р-р-р", и цоканье издавались при появлении в зоне видимости соседних групп верветок. Приучая обезьян издавать "р-р-р", они обнаружили, что при этом они тж приучались реагировать цоканьем, и наоборот, но если бы обезьяны реагировали на звук крика, а не на его значение, должно было бы произойти отучение. В случае двух различных криков с различными значениями приучение не переносилось с одного на др. Экологически ориентированные исслед. могут изменять наши представления о способностях животных. См. также Коммуникация животных, Слуховая различительная способность, Слуховое восприятие, Генетика поведения, Экологическая психология, Полевые эксперименты, Наследуемость, Инстинкт, Видоспецифичное поведение М. Р. Денни

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006