Экологическая психология

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Термин, иногда употребляемый для обозначения подхода в психологии, который разрабатывается на основе теории непосредственного восприятия Гибсона.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Экологическая психология
Словообразование. Происходит от греч. оikоs - дом, родина и psyche - душа + logos - учение.
Автор. Одним из основателей является Дж.Брунер.
Категория. Психологическое направление.
Специфика. Рассматривает психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Постулируется наличие причинной связи не линейного характера, а системного (сетевого). В соответствии с этим считается, что новые знания усваиваются не сами по себе, а в контексте события их социального усвоения.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
(ЭКОПСИХОЛОГИЯ) 1) научное направление, возникшее и развивающееся на стыке экологии, экологии человека, различных направлений психологии, педагогики, философии и других научных дисциплин; 2) специальная область психологических исследований, занимающаяся изучением психологических аспектов взаимодействия человека с различными видами окружающей природной и социальной среды, включая влияние средовых факторов и условий на психику человека, а также типы экологического сознания выражающего отношение человека к окружающему природному миру.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

Экологическая психология
направление исследований процессов восприятия с позиции теории Гибсона, согласно которой восприятие есть отражение непосредственного сенсорного опыта, не связанного с другими когнитивными процессами и не дополненного никакими заранее готовыми выводами. Теория Гибсона имеет мало сторонников, поскольку общепризнано, что восприятие является весьма сложно устроенной формой познавательной деятельности человека, в которой обязательное участие принимают память, мышление и другие психологические функции, а также сфера бессознательного.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль псих., кот. занимается интерпретацией-исследованием взаимоотношений-корреляций человека и окружающей среды, а также проблемами изучения экологического сознания субъекта, путем фиксации-дефиниции особенностей восприятия им самим экстеросреды и вы-деления-фиксации в ней негативных факторов-кондиций; устанавливаются-выясняются также детерминанты мотивации экологического поведения субъектов, кот. эксплицируют-интерпретируют причины негативных поступков лиц, наносящих ущерб природе, окружающей среде; исследуется субстанционально-психологические закономерности последствий экологических катаклизмов, в когеренции-конвергенции с аберрациями психического здоровья субъектов или же ростом криминальных тенденций; дифференциально-демографические катастрофы; в совр. эпоху широко разрабатываются во всех странах мира психологические методики-модусы апологий-деклараций, кот. ориентированы на формирование у людей эквивалентно-изоморфных представлений-диспозиций-установок, относительно неблагоприятно складывающейся экологической обстановки в мире, с учетом предотвращения-корригации экологической катастрофы.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(психология среды) – междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимопонимания человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социальногуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Исследования в области Э. п. приобрели в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса и последствий Чернобыльской аварии, что выдвигает на первый план такие проблемы: исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей среды и выделения значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития; выявление мотивации экологического поведения, раскрывающей причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся воспрепятствовать этому процессу; анализ закономерностей психических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.); разработка психологических средств пропаганды, ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе. Впервые термин «экология» ввел в 1966 г. немецкий биолог Эрнст Геккель. Это наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания. Задача экологии – искать и предлагать такие способы воздействия на окружающую среду, которые не только предотвратили бы катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить условия развития человека и всего живого на Земле.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. ecological psychology).
1. Название подхода к исследованию восприятия и поведения, который развивал амер. психолог Джеймс Гибсон (1904-1980). Син. экологическая оптика.
2. Практически любое психологическое исследование можно представить как изучение влияния на поведение и психику тех или иных факторов среды (от космических, климатических, метеорологических, пространственно-географических до беспредельно разнообразных социокультурных). С этой т. зр. вся психология может считаться экологической. Тем не менее в последние десятилетия наблюдается стремление к институционализации Э. п. как самостоятельной отрасли. Предлагаемые перечни проблем этой отрасли поражают г. о. своей необъятностью и всеядностью. Син. психология среды. Как одно из направлений Э. п., но только с более конкретными границами и задачами, можно рассматривать поведенческую географию.
3. Один из учеников К. Левина амер. психолог Роджер Баркер, начиная с 1947 г. проводил исследования по Э. п. Главное внимание в них уделялось тщательной регистрации (фиксации) повседневного поведения людей (включая и детей). Итоги большого цикла исследований подведены в книге: Barker R. G., Wright H. F. Ecological Psychology (1968). Теоретическая программа и методология этих исследований в значительной мере совпадает с теми, которые развиваются в рамках междисциплинарной этологии человека. Как и в классической зоологической этологии, в них подчеркивается, что поведение невозможно объяснить вне связей с окружающей средой; поэтому последняя так же выступает равноправным объектом психологического анализа; основным методом исследования считается наблюдение и беспристрастное описание событий; предмет исследований - взаимоотношения человека и среды, взятых в их естественном виде, т. е. без к.-л. вмешательства со стороны исследователя. В тесном родстве с этими направлениями находится и проксемика (пространственная психология). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
психология среды) - недавно появившаяся междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека и среды внешней - пространственно-географической, социальной, культурной - органично включенной в жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и взаимодействия социального. Занимается изучением самых эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах деятельности людей. Особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения среды токсическими веществами и накоплению отбросов.
Она находится на стыке психологии и экологии социальной как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношений человека и среды внешней. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие среды - архитектурной, производственной (-> эргономика), рекреационной (жилище) и прочих, она накопила ценный фактический материал, хотя еще не обрела цельной теоретической структуры.
Исследования в области психологии экологической приобрели особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из кризиса экологического, что выдвинуло на первый план такие проблемы:
1) исследование сознания экологического путем выявления особенностей восприятия человеком среды и выделение значимых для него факторов ее неблагоприятного развития;
2) выявление мотивации поведения экологического, раскрывающее причины поступков и лиц, как ответственных за нанесение ущерба среде, так и стремящихся любыми способами воспрепятствовать этому;
3) анализ закономерностей психологических последствий кризиса экологического - нарушения здоровья психического, рост преступности, сдвиги демографические и пр.;
4) разработка психологических средств пропаганды (-> психология пропаганды), направленной на формирование представлений, адекватных обстановке экологической.
Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, воздействующих на среду внешнюю, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Экологическая психология
междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды. Направлена на изучение роли в сознании человека факторов окружающей среды как условия реализации целей и потребностей его жизнедеятельности. Э. п. изучает психологические закономерности и механизмы, обеспечивающие оптимальное взаимодействие элементов системы «человек — среда», психологические аспекты которого выступают при этом объектом исследования.
Пространственная среда может быть фактором, оказывающим влияние на психику человека, или объектом проектирования и преобразования, а также и представлять собой возможность осуществления и развития психических процессов, психических состояний и сознания личности.
Ключевое в Э. п. — понятие «окружающая среда», обозначающая естественное, предметное и социальное окружение человека (совокупность влияний и условий, обеспечивающих индивиду возможность проявления и развития своей активности). К основным элементам среды относятся окружение, условия и влияния, их взаимосвязь, перемены в данном окружении, возникающие как следствие такой взаимосвязи условий и влияний.
В настоящее время наукой о среде выделены и хорошо изучены четыре подсистемы:
Природная среда: состояние атмосферы, водный компонент, состав поверхности Земли, структура ландшафта, растительный и животный мир, климат, плотность населения.
Среда «второй природы»: модификация природной среды, преобразованной людьми; угодья, дороги, зеленые насаждения, домашние животные, культурные растения.
Среда «третьей природы»: искусственный мир, созданный человеком, не имеющий аналогов в естественном, — асфальт, бетон, пространство жизни и работы, транспорт, технологические объекты, мебель, культурно-архитектурная среда.
Социальная среда — пространство взаимодействия людей, способствующее интеграции трех предшествующих сред, обеспечивающее определенное качество жизни.
Существенным для развития Э. п. оказывается и углубление представлений человека о свойствах окружающей среды и возможностях ее освоения. Первоначально среда рассматривалась как абсолютное пространство — вместилище, свойства которого не зависят от свойств заполняющих его объектов и наблюдателя. Затем ее стали рассматривать как относительное пространство, особенности которого определяются спецификой объектов, его наполняющих. Пространственную среду можно понимать и как экологическую, или среду обитания, поскольку это и место, где реализуются потребности и осуществляется жизнедеятельность людей. И наконец, пространственная среда может быть охарактеризована как продукт непосредственного чувственного пространственного восприятия человека.
Главное же заключается в том, что действия субъекта рассматриваются в неразрывной связи с особенностями среды, в которой они совершаются, включая социальные и физические ее аспекты.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЭКАЛАГІЧНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / ENVIRONMEN TAL PSYCHOLOGY– направление психологии, изучающее психологические свойства окружающей среды, ее воздействие на поведение и восприятие человека, влияние антропогенной среды на экологическое состояние нашей планеты и, как следствие, воздействие природной среды на экологическое сознание индивида. Развитие Э. п. тесно связано с этапами развития экологии. Теоретико-методологические основы и круг научных проблем Э. п. сформировались во второй половине XX в. в трудах Дж. Гибсона, который разработал экологический подход в психологии, Э. Брунсвик ввел термин «экологическая валидность», значительный вклад внесли Р. Баккер, У. Кирк и др. В отечественной психологии с середины 1970-х гг. появилась эстонская школа психологии взаимодействия с окружающей средой (Ю. Круусвалл, Т. Нийт, М. Раудсепп, М. Хейдметс). В конце XX в. вопросы Э. п. приобрели особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса и последствий Чернобыльской аварии, а также поиском путей дальнейшего устойчивого социально-экономического развития. На сегодняшний день в отечественной психологии различными аспектами и проблемами Э. п. активно занимаются С. Д. Дерябо, С. К. Нартова-Бочавер, В. И. Панов, Е. А. Стерлигова, В. А. Ясвин и др. С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин определяют Э. п. как направление, исследующее индивидуальное и групповое экологическое сознание, как «совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней», рассматриваемое в социогенетическом, онтологическом и функциональном аспектах. Е. А. Климов считает, что «Э. п.– это область науки и практики, предметом которой являются психологически существенные факторы среды, проблемы оптимизации воздействий среды на человека, проблемы обеспечения за счет этого психического здоровья людей». Анализ основных категорий Э. п.– «человек», «среда», «природа»– осуществлен в работах В. И. Панова. К другим важным категориям Э. п. относятся активность в системе «человек– среда», а также природа, ситуация, событие и др.
С точки зрения отечественных и зарубежных психологов, важными в контексте Э. п. являются теоретические и практические проблемы: преодоление субъективнообъективной парадигмы изучения восприятия окружающей среды; изучение и формирование экологического сознания людей; мотивация экологического поведения, поведения, направленного на оптимизацию среды; психологические последствия экологического кризиса на планете; психотравмирующие информационные и другие социальные воздействия; оптимизация воздействий среды на человека; защита природной среды и самого человека от травмирующего действия загрязненной природной среды, нестабильной социальной среды; психологическая подготовка к жизни в экстремальных (социально-экономических, политических, природных и др.) условиях; разработка методов проектирования и психологической экспертизы среды, методов диагностики и формирования экологического сознания, оказания психологической и психотерапевтической помощи; разработка психологических средств пропаганды, ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке, и др.В рамках Э. п. важнейшим предметом изучения является экологическое сознание. Для диагностики его сформированности, особенностей в 2010 г. в лаборатории экопсихологии развития Психологического института РАО был разработан диагностический комплекс, позволяющий определить уровни развития трех компонентов (когнитивного, аффективного, поведенческого) экологического сознания у взрослых испытуемых. Также разработана методика диагностики экологического сознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Экологическая психология
ecological psychology) Экологический подход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуума рассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к-ром они совершаются, включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. в области Э. п., ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту. Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа яв-ся поведенческий сеттинг (behavior setting), под к-рым понимается ограниченная соц. и физ. система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Каждый поведенческий сеттинг предполагает типичных участников, имеет свой диапазон нормативных действий и включает разнообразные (созданные чел.) материальные объекты, направляющие поток поведения. Большая часть работ Баркера и его коллег посвящена созданию всесторонних описаний поведенческих сеттингов. В отличие от исследователей, работавших в др. областях психол. науки, они практически не использовали такие средства измерения, как опросники или схемы интервью, к-рые могли внести существенные искажения в изучаемые сеттинги. Метод Баркера был по своей природе преим. этнографическим: он включал трудоемкие и продолжительные прямые наблюдения над ситуациями и специфическими формами поведения и составление описаний образцов (specimen records) поведения. Область интересов наблюдателей включала неоднородный демографический состав участников сеттинга, характер выполняемой им функции или программы, его временные и пространственные границы, а тж родовые типы возникающего в данном сеттинге поведения. Однако в ранних работах Баркер и его коллеги практически не предпринимали попыток укрупнить или сгруппировать дескрипторы на основе к.-л. априорной концептуальной модели. С концептуальной т. зр., переменные, интересующие Э. п. в том виде, в каком она предстает в трудах Баркера, - это нечто среднее между переменными традиционной психологии и традиционной социол. Очевидно, что диапазон этих переменных знач. шире традиционной ориентации психологии на разрозненные, предъявляемые по одиночке стимулы. Рез-том развития экологического подхода в наши дни стала преднамеренная, целенаправленная работа по оптимизации поведенческих сеттингов. Второе направление работы в психологии, возникшее под влиянием экологической т. зр., делает гораздо больший упор на эксперим. разраб. и оценку соц. нововведений и, по существу, игнорирует этнографический метод и концептуальную терминологию Баркера и его последователей. Важнейшее значение этого направления состоит в распространении эксперим. подходов на область сеттинга как способа систематической разраб. того, что, пользуясь терминологией Баркера, можно назв. новыми поведенческими сеттингами. Следует тж отметить, что примеры экологического подхода к поведению м. б. тж найдены и за пределами сферы психол. науки. Нек-рые исследователи в области орг-ции пр-ва сосредоточили свое внимание на физ. и технологических артефактах трудовых сеттингов и, чтобы добиться желаемого поведения персонала, пытаются вмешиваться как в соц. систему предприятия, так и в технологический процесс. Эта область социотехнического проектирования имеет много общего с Э. и. в том виде, как последняя представлена в данной статье, хотя большинство исслед. было выполнено здесь в условиях реальных промышленных пр-в. Казалось бы, то, что поведение яв-ся следствием как межличностных, так и средовых факторов, давно признано всеми психологами, однако в традиционных психол. исслед. до сих пор игнорируются ми. физ. и соц. особенности обстановки. Экологический подход снабжает нас средствами поддержания концептуальной и эмпирической связи с этими важными аспектами окружающей среды. См. также Кросс-культурная психология, Социальный класс Л. Торнацки

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
209.04 кб

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Снакин В.В.
Новая рубрика «Актуальная терминология» в этом номере журнала посвящена терминам, отражающим психологические и этические взаимоотношения человека (порой более широко биологического вида) с природной средой, включая себе подобных.
Читать PDF
109.88 кб

Обоснование экологической психологии

К. С. Гюлушанян
В статье изложены теоретические аспекты влияния химических факторов среды обитания на комплексное здоровье человека.
Читать PDF
182.68 кб

Психологические аспекты экологического оптимизма

Читать PDF
421.73 кб

История становления и развития экологической психологии

Стерлигова Елена Алексеевна
В статье рассматривается история становления и развития экологической психологии.
Читать PDF
196.01 кб

Ценности как проблема психологии экологического сознания

И. А. Шмелева
В статье рассматриваются вопросы, посвященные проблеме формирования экологического сознания.
Читать PDF
139.34 кб

Экологическая психология в контексте устойчивого развития

Ермаков Дмитрий Сергеевич
В статье обозначена социально-психологическая проблематика перехода к устойчивому развитию.
Читать PDF
297.61 кб

Экологическая психология: проблемы экологического здоровья

Залевский Генрих Владиславович, Кузьмина Ю. В.
В статье обсуждаются проблемы отношений человека и его естественной и искусственной сред обитания. Приводятся факты агрессивного поведения человека по отношению к ней.
Читать PDF
309.05 кб

Психологические проблемы школьного экологического образования

Дзятковская Елена Николаевна
Анализируются возможности и ограничения использования теоретических и практических разработок экологической психологии и педагогики в современном школьном экологическом образовании.
Читать PDF
85.81 кб

Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии

Веракса Александр Николаевич, Леонов Сергей Владимирович
В статье приводятся основные постулаты экологической теории У. Бронфенбреннера. Дается обзор эмпирических исследований в области психологии спорта, выполненных в рамках экологического подхода.
Читать PDF
670.95 кб

Влияние экологических условий на психологическое состояние студенток

Берестенко Елена Дмитриевна, Желтиков А. А., Григорьев Ю. И.
В статье представлены результаты исследования психологического статуса девушек 17-19 лет.
Читать PDF
273.34 кб

Экологическое сознание: Психологическоесодержание и педагогический аспект

Алтанцэцэг Пэлждын
В статье даны структурный анализ понятия «экологическое сознание», психологическая характеристика субъективного отношения к природе, приведена его типология, атрибуция субъектности природных объектов, изложены современные педагоги
Читать PDF
290.92 кб

Методология экологической психологии в украинских и российских исследованиях

Скребец Василий Алексеевич
В статье дан сопоставительный анализ подходов к изучению экопсихологических проблем в российской и украинской науке.
Читать PDF
234.29 кб

Психологические аспекты развития системы экологического образования и воспитания

Гвоздкова Ирина Александровна, Богомолова Александра Дмитриевна, Чечина Любовь Алексеевна
В статье обсуждается необходимость развития системы экологического образования и воспитания в России и мире с учетом генетических особенностей восприятия информации экологического содержания и реакции на нее.
Читать PDF
19.04 мб

Психологические и педагогические аспекты экологического и нравственного воспитания

Скворцов К. В., Легчило Н. Н.
Скворцов К.В., Легчило Н.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Читать PDF
9.81 мб

Психологические проблемы формирования экологической культуры студенческой молодёжи

Лёвочкина Антонина Михайловна
Наиболее острой проблемой, как показывают исследования в сфере экологической психологии, является проблема несоответствия между уровнем знаний в сфере экологии и применением этих знаний на практике (экологическим поведением).