ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Эго-психология
ego theory) - психодинамическая теория, которая делает акцент на роли Эго, считая его независимой силой.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
Обобщенное обозначение любого подхода в психологии, в котором Я является центральным понятием, в соотношении с которым интерпретируются все другие события и процессы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Эго психология
психология Эго, занимает как бы промежуточное место между инстинкт-теорией и объект-теорией. Ключевые ее понятия: «автономные функции Эго», «свободная от конфликта зона Эго», «десексуализация» и «деагрессификация».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭГО ПСИХОЛОГИЯ
1. В общем значении психология Эго или «Я» человека. Э.п. включает изучение структур и процессов, которые рассматриваются как связанные с личностью человека. 2. Общее название различных вариантов психоаналитических теорий, которые фокусируются на Эго и на его роли в развитии личности. См. психоанализ, Эго, Я.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Эго-психология
(персонологическая психотерапия) - направление психоанализа, представители которого считают, что наиболее важную и независимую роль в функционировании личности играет Я, которое осуществляет борьбу с влечениями, регулирует взаимоотношения личности со средой и при этом является автономным образованием с определенными структурами и защитными механизмами.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Эго-психология
Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В эго-психологии скорее эго (понимаемое как рациональность), чем ид, рассматривается в качестве фундамента человеческого поведения и функционирования.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ЭГО ПСИХОЛОГИЯ
1. Вообще – психология эго. То есть исследование тех развивающихся структур и процессов, которые рассматриваются как располагающиеся в области эго; в особенности сюда включаются память, язык, рассуждение, принятие решений и другие, соотносящиеся с действительностью функции. 2. Обозначение тех вариаций психоаналитической теории, которые сосредоточиваются на эго и роли в развитии личности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
ЭГА-ПСІХАЛОГІЯ / EGO PSYCHOLOGY– направление в западной психологии, исходящее из того, что «Я» («Эго») является ведущей силой внутреннего мира человека. Э.-п. рассматривает сублимацию психической энергии как предпосылку выполнения сознательных функций «Я». В отличие от взглядов З. Фрейда, рассматривавшего инстинкты как доминирующую часть личности, Э.-п. считает, что ее «Эго» играет более важную и независимую роль, чем полагал З. Фрейд. Помимо борьбы с влечениями «Эго» регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование. Ключевое для психоанализа понятие «конфликт» в Э.-п. заменяется понятием «диалог» индивида со средой, предполагающий первоначальную автономность «Эго». Среда или социум рассматривается в Э.-п. как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития «Эго» сводится к адаптации. Главные представители Э.-п.– А. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
эгопсихология) - одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда - его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты и влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго-психологии - А. Фрейд, Э. Гартман и Э. Эриксон. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики. При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии. В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я - рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное - за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность - это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития - от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ)
Направление психоанализа, представители которого (в отличие от ортодоксального психоанализа, рассматривающего инстинкты, влечения как доминирующую часть личности) считают, что наиболее важную и независимую роль в функционировании личности играет "Я", которое осуществляет борьбу с влечениями, регулирует взаимоотношения личности со средой и при этом является автономным образованием с определенными структурами и защитными механизмами. В персоналистской теории считается, что психологическая защита - это следствие противоречий в структуре "Я". Целью защитного процесса является согласование между реальным содержанием сознания и Я-концепцией. В англоязычной литературе это направление определяется как Эго-психология. Понятие "конфликт", характерное для классического психоанализа, в Эго-психологии может заменяться понятием "диалог индивида со средой". Среда рассматривается при этом как ближайшее окружение индивида. Процесс развития "Я" сводится к адаптации. Главными представителями Эго-психологии являются А. Фрейд (Freud А.), Хартманн (Hartmann H.), Эриксон (Erikson E.).
Для Эго-психологии характерно стремление к самостоятельности и стабильности личности. Ее сторонники пытаются преодолеть расщепленность человеческой индивидуальности, характерную для теории Фрейда (Freud S.). Они придают "Я" некоторые структурные характеристики, снабжают его механизмом ориентации в среде (перцепции), построения понятий, а также управления двигательными актами. Предполагается, что функции "Я" не зависят от влечений, они автономны. Влечения запускают в ход аппарат "Я", т. е. процессы восприятия, памяти, действия, однако не определяют характер их функционирования. Источником энергии для этих аппаратов либо являются они сами, либо возможно переключение первичной энергии влечений на нужды "Я" (Ярошевский М. Г., 1974).
Новая ориентация психоанализа, получившая наибольшее признание в США, помогала пациенту адаптироваться, обеспечивала ему хорошее самочувствие, укрепляла его защитные механизмы, формировала сильное Я, способное противостоять различным угрозам.
Развитие теоретических положений Эго-психологии принадлежит Хартманну, а также Крису (Kris Е.), Ловенштейну (Loewenstein R.). В 1939 г. Хартманн опубликовал статью "Эго-психология и проблема адаптации". В ней говорилось, что адаптивная психология может основываться лишь на признании решающей роли "Я", которое должно занять место Оно. "Я" стало в теории Хартманна центральной инстанцией, состоящей из 2 компонентов. Одна часть "Я" независима, не является следствием конфликта между Оно и Сверх-"Я" и формируется постепенно, следуя за этапами организаций психики. Это "автономное "Я"", которое нужно укреплять, чтобы помочь пациенту противостоять трудностям, возникающим при контакте с внешним миром. Наряду с этим "Я" выступает носителем "нейтрализованной" энергии, являющейся результатом уничтожения агрессивности влечениями либидо. Хартманн преобразовал "Я" в нейтральную инстанцию. Он создал концепцию о врожденных корнях развития "Я", существующих независимо от инстинктивных влечений в форме "аппаратов первичной автономии" перцепции, мобильности и памяти. Со временем эти физиологические задатки начинают регулироваться психическими процессами, они не развиваются на почве внутреннего конфликта, а скорее служат целям адаптации и овладения, однако могут участвовать в инстинктивных и конфликтных процессах, как, например, в случае, когда визуальное восприятие сексуализируется, что ведет к истерической слепоте. Эти первичные автономные функции являются филогенетическими гарантами координации в отношении "среднего ожидаемого окружения". С течением времени другие функции "Я", имеющие отношение к конфликту и защите, могут подвергнуться изменению путем десексуализации и автоматизации, т. е. могут утратить инстинктивное качество и стать полезными в адаптивном смысле. Они носят название вторичных автономных функций. Как первичные, так и вторичные автономные функции обеспечивают фундамент относительной автономии "Я" от влечений и тем самым служат адаптивным целям. Вместе с Крисом и Ловенштейном Хартманн работал над использованием некоторых идей о расширенном взгляде на "Я" в психоаналитическом лечении. Крис создал концепцию регрессии на службе "Я", которая нашла применение в изучении творчества в искусстве и литературе. Такие бессознательные силы могут генерировать творческие идеи и формироваться под интегративным контролем "Я".
Работа А. Фрейд "Эго и механизмы защиты" (1936) явилась значительным вкладом, который помог консолидировать прогрессивные идеи - предвестники понятия об адаптивных функциях "Я". В этой книге она разработала концепцию специфических защит, дополняющих основной механизм подавления, подчеркнула значение аффектов и показала отношение между ответными реакциями на внешнюю опасность и защитными формами против внутренней инстинктивной опасности. А. Фрейд указала на 9 защитных механизмов: регрессию, подавление, реактивное образование, изоляцию, уничтожение, проекцию, интроекцию, обращение против себя, реверсию; кроме того, выделила еще один, переходный, - сублимацию. Она полагала, что психоанализ детей ставит такие ситуационные проблемы, которые не имеют ничего общего с практикой лечения взрослых. А. Фрейд обосновывала, по существу, "квазиморальное" лечение, заостряя существующие у ребенка трудности и вызывая у него чувство виновности, чтобы доступными для него путями реализовать эквивалент желания, побуждающий взрослого прибегать к психоанализу. Она полагала, что Сверх-"Я" маленького ребенка еще малоэффективно, а психоанализ слишком быстро привел бы к удовлетворению его желаний. Будущая же его взрослая жизнь не сулит подобных быстрых удовлетворений, поэтому нужно укреплять Сверх-"Я" ребенка, готовить его к тому, чтобы в дальнейшем он мог успешно противостоять неудовлетворенным желаниям.
Третий из главных представителей этого направления, Эриксон, много лет работал над сближением культурных влияний и индивидуальной психологии. Начав с положений теории либидо, он изучал сложное взаимодействие социальных и культурных форм с силами становления зрелости, раскрывающимися в индивиде. Эта эпигенетическая концепция развития подчеркивает значение специфической для каждой фазы эволюционной задачи и врожденной координации со "средним ожидаемым окружением". В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества Эриксон подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой является психосоциальная идентичность. Субъективно переживаемая как "чувство непрерывной самотождественности", психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу ("потеря себя"). На основании этого Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции и т. д.). Смысл психотерапевтической работы усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности. Им были выделены 8 стадий человеческой жизни:
1) доверие - недоверие (1 год);
2) самостоятельность - нерешительность (2-3 года);
3) предприимчивость и чувство вины (4-5 лет);
4) умелость и неполноценность (6-11 лет);
5) идентификация личности и путаница ролей (12-18 лет);
6) близость и одиночество (начало зрелости);
7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);
8) цельность и безнадежность (после окончания основной работы жизни).
С точки зрения Эго-психологии индивид рассматривается с позиций способности к адаптации, испытанию реальностью, к защите и их использованию в клинической ситуации и жизни вообще, для того чтобы обратить внимание на внутренний мир побуждений, чувств и фантазий и внешний мир реальных требований. Способности к адаптации, испытанию реальностью и защите в своем эволюционном развитии рассматриваются как медленно достигаемые и формируемые со временем. В то время как исторически большинство Эго-концепций развивались из психологии влечений - конфликтов и оставались тесно связанными с ней посредством концепций защиты от влечений, работа Хартманна (1939) перенесла акцент на адаптацию к "среднему ожидаемому окружению". Концепция развития функционирования "Я" использовалась также для выделения понятия "дефект "Я"". Поскольку взрослые (и старшие дети) имеют способности к адаптации, испытанию реальностью и защите, которых у детей младшего возраста нет, можно допустить их возникновение на промежуточной стадии. То, что развивается с трудом или путем, отклоняющимся от нормы, неудачи развития в сфере адаптивных способностей могут рассматриваться как "дефект "Я"", например аффективная вспышка, неспособность к отдалению импульсов и контролю над ними, неудачи в достижении постоянства. Такие дефекты связаны с конфликтом; конфликт может влиять негативно, и они в любом случае будут включены в фантазии индивида и его опыт и, следовательно, станут элементами конфликта, выполняя многочисленные функции (Waelder R., 1930), но при этом они могут быть с успехом (с рабочей, клинической точки зрения) приняты во внимание как дефекты - неспособность к адаптации.
Эти концепции, сгруппированные под общим названием Эго-психологии, оказали огромное влияние на направление развития теории и практики психоанализа. В последние годы они подверглись нападкам как слишком биологические и механистические, недостаточно уделяющие внимания смысловой стороне и внутреннему опыту. Кроме того, акцент на психической энергии и ее сложной изменчивости, по мнению многих психоаналитиков, слишком отдаляет Эго-психологию от клинических феноменов. В настоящее время наблюдается тенденция скорректировать этот акцент за счет контракцента на субъективном опыте, смысле и эмпатической интеракции. Вклад Эго-психологии в психоанализ был очень важным, так как она дала много полезных концепций, например таких, как первичная и вторичная автономность "Я", изменение функции, обоснование теорий объектных отношений и адаптации, врожденные социальные способности и взаимосвязь индивидуального развития с окружением (Curtis H. С.,1991).

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
303.10 кб

Психологические аспекты политического эгоцентризма

Кирейчев Андрей Вячеславович
В статье автор провел теоретический анализ исследований эгоцентризма в психологии. Обосновал понятие политического эгоцентризма. Рассмотрел влияние психологических аспектов на возникновение политического эгоцентризма.
Читать PDF
131.06 кб

Парадигма аутентичной эгоидентификации в психологическом образовании

Гинецинский Владислав Ильич
В статье рассматриваются принципиальные моменты разработки образовательной программы, ориентированной на содействие формированию у субъекта аутентичной эгоидентификации.
Читать PDF
171.51 кб

ЭГОЦЕНТРИЗМ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ВУЗЕ

Т. И. Пашукова
В статье рассматриваются проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. Особое внимание обращается на социально-психологические проблемы адаптации.
Читать PDF
415.48 кб

Специфика социально-психологической адаптации от выраженности установки на альтруизм/эгоизм

Гайворонская Александра Александровна
Рассматривается результативная сторона социально-психологической адаптации студентов в зависимости от степени выраженности установки на альтруизм/эгоизм.