ЭФФЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ЭФФЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
нежелательные побочные явления (артефакты), искажающие истинную картину изучаемого процесса. Одним из них является эффект Розенталя, заключающийся в том, что экспериментатор, желая получитьтот или иной результат, непроизвольно действует на испытуемых так, что ожидаемый результат находит свое фактическое подтверждение. Близким к рассмотренному является эффект Хоторна, суть которого состоит в следующем. Если испытуемым известна принятая экспериментатором гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя соответственно ожиданиям экспериментатора. Для устранения этих эффектов разделение испытуемых на экспериментальную и контрольную группы лучше проводить без ведома экспериментатора. Ограничивает также вмешательство исследователя и связанную с этим субъективность использование компьютеров для съема и переработки получаемых данных. Целесообразно также держать испытуемых в неведении о принятых гипотезах и давать им инструкции как можно более безразличным тоном. На результаты психологического исследования может оказать влияние присутствие (даже пассивное) других людей, в т. ч. и самого исследователя (эффект аудитории). Поэтому желательно, насколько это возможно, чтобы испытуемый не знал, что он является объектом психологического наблюдения или эксперимента. При изучении каких-либо качественных показателей может сказаться эффект первого впечатления (эффект ореола): при оценке человека или черт его характера, свойств личности наибольшее значение придается первому впечатлению. Все последующие сведения, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные. Для исключения этого желательно использовать метод обобщения независимых характеристик. В некоторых случаях может наблюдаться и эффект бумеранга (от англ. boomerang — метательное оружие, возвращающееся к владельцу), заключающийся в том, что при воздействии экспериментатора на испытуемых получается результат, противоположный ожидаемому. Этот эффект возникает в том случае, если потеряно доверие к экспериментатору, напр., вследствие неприязни к нему; долгого, нудного и однообразного характера предъявления инструкций и указаний испытуемому; неприятия им этих указаний и т. п.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
521.64 кб

Проблемы эффективности психологического консультирования в зарубежных исследованиях

Арпентьева Мариям Равильевна
Статья посвящена проблемам и направлениям изучения эффективности социально-психологического консультирования и психотерапии в зарубежных исследованиях.
Читать PDF
839.04 кб

Исследование эффективности индивидуального психологического профконсультирования безработных в служб

Бендюков Михаил Александрович
В статье представлены результаты эмпирического исследования индивидуального психологического консультирования безработных.