Эффект переносаЭФФЕКТ ПОБОЧНЫЙ

ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА

Найдено 6 определений термина ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПИГМАЛИОНА, ЭФФЕКТ

1. Из пьесы Б. Шоу, часто наблюдаемый эффект, когда люди начинают вести себя таким образом, который соответствует ожиданиям других относительно них. См. самоисполнение пророчества. 2. От имени короля в греческом мифе (из которого Шоу заимствовал название для пьесы): патологическое состояние, когда кто-то влюблен в свое собственное создание. Синоним (для значения 2) – пигмалионизм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Пигмалиона эффект

термин, источником которого является одноименная пьеса Б.Шоу, обозначает известный в социальной психологии феномен, проявляющийся тем, что многие люди очень часто, если не всегда, склонны вести себя таким образом, который соответствует ожиданиям со стороны значимых для них окружающих людей. Те лица, мнением которым пренебрегается, сколько-нибудь значительного влияния на поведение не оказывают. Так, сообщают военные историки, солдаты и офицеры вторгшегося в СССР фашистского вермахта, вели себя крайне обнаженно, они, например, мочились и испражнялись прямо на глазах русских женщин, которых они, вслед за своими вождями, не считали ни женщинами, ни людьми.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА

эффект Розенталя) - связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при его стремлении сохранить объективность, весьма велика вероятность, что он как-то невольно и незаметно передаст свои ожидания испытуемым, и это может повлиять на их поведение. Американский психолог Розенталь назвал так явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение. Чтобы устранить эффект Пигмалиона, разделение испытуемых на группу экспериментальную и группу контрольную должно производиться без ведома экспериментатора. Использование компьютеров для считывания и переработки данных тоже ограничивают вмешательство исследователя и связанную с этим субъективность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Пигмалиона эффект

1) поведение человека в соответствии с ожиданиями от него такого поведения (например, в пьесе Б. Шоу «Пигмалион»).

Пепел. Я – с измалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!.. (М. Горький, На дне)

Ср. подчас, когда людям говорят, что они хорошие и т. п., они стараются быть такими. Ср. экспектация.

2) (пигмалионизм) (от мифа о скульпторе Пигмалионе, влюбившемся в изваянную им статую прекрасной женщины) – влюбленность в свое произведение, создание.

Феликсу… его произведение доставляло такое же удовольствие, какое находят в своих творениях живописцы, писатели, зодчие: он вдвойне наслаждался – любуясь своим произведением и видя его успех, восхищаясь своей образованной и наивной, остроумной и естественной, любезной и безгрешной женою… (О. Бальзак, Дочь Евы)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Эффект Пигмалиона

Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в к-рой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исслед. состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. В этом исслед. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении к-рых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе. Несмотря на то, что оригинальное исслед. впоследствии подверглось критике за методологические просчеты, оно привлекло большое внимание к феномену влияния ожиданий учителей на эффективность учебной деятельности школьников. Обнаружилось, в частности, что эти результаты особенно применимы в отношении обучения детей из неблагополучных семей (disadvantaged children). Выяснилось, что неблагополучные дети плохо учатся в школах из-за низких ожиданий работающих с ними учителей. Было предложено два объяснения Э. П. Согласно Куперу, учителя полагают, что они обладают меньшим контролем над учениками, в отношении к-рых имеют низкие ожиданиями, в сравнении с учениками, на достижения к-рых они рассчитывают. Поэтому, чтобы усилить свой контроль, учителя часто прибегают к аффективной обратной связи в отношении первых, тогда как последние чаще получают обратную связь в отношении затрачиваемых ими усилий. Такие различные подходы к оценке могут приводить к снижению веры учеников, на успех к-рых учителя не рассчитывают, в то, что их усилия оказывают влияние на результаты учебы. По мнению Бар-Тала, ожидания учителей в отношении учебной деятельности учеников основаны на восприятии учителями причин успехов или неудач своих учеников. Если учителя полагают, что причины неудач ученика яв-ся устойчивыми, они не ожидают успехов со стороны этого ученика в будущем и ведут себя в соответствии с таким убеждением. Формирование ожидания яв-ся феноменом, неизбежно сопутствующим челов. природе. Вместе с тем, только ошибочные и/ или негибкие ожидания могут препятствовать эффективной работе учителей. Один из способов уменьшения возможного негативного влияния Э. П. состоит в том, чтобы помочь учителям осознать существование этого феномена и его последствий. См. также Обучение в раннем детстве, Теория навешивания ярлыков Д. Бар-Тал

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ

– улучшение результатов умственной деятельности, в частности – школьной успеваемости и результатов тестирования, вследствие непроизвольной положительной стимуляции учащегося педагогом. Данное явление открыто и описано в 1968 г. американскими исследователями Р.Розенталем и Л.Якобсон. Названо по имени мифического Пигмалиона – легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил богов оживить ее; этот образ призван символизировать неожиданный животворящий эффект, вызванный настойчивым желанием и искренней верой.

Розенталь и Якобсон осуществили в младших классах нескольких американских школ оригинальный эксперимент. Они провели тестирование умственных способностей учеников, тщательно зафиксировали полученные данные и поставили педагогов в известность о результатах тестов. В частности, учителям были названы несколько детей, которые, согласно психологическим данным, отличались повышенными интеллектуальными способностями; предполагалось, что в ближайшее время их школьные достижения должны заметно улучшиться. Особенность эксперимента состояла в том, что педагоги были намеренно введены в заблуждение: им были названы случайно выбранные дети, которые продемонстрировали ничем не выдающиеся, средние результаты. Проведенное через год повторное тестирование позволило зафиксировать улучшение показателей умственного развития этих детей, то есть ожидаемый педагогами положительный сдвиг действительно наступил. Причем имело место не предвзятое завышение баллов, а объективный рост интеллектуальных возможностей учащихся.

Результаты этого исследования позволили сделать выводы, чрезвычайно важные как для общепсихологической теории умственных способностей, так и для педагогической практики. Вопервых, было наглядно показано, что данные психологического тестирования того или иного человека не являются постоянными показателями, а могут значительно изменяться под влиянием определенных условий. Это подчеркивает недопустимость категорического психологического диагноза и прогноза на основании однократного тестирования. В общепсихологическом плане результаты опыта Розенталя и Якобсон служат сильным аргументом против распространенного мнения о врожденности и неизменности умственных способностей. Вовторых, убедительно продемонстрированы большие возможности педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала учащихся. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс таким образом, что это стимулирует умственное развитие ученика. Очевидно, что обратная установка приводит к обратному эффекту: “безнадежные”, по мнению педагога, ученики ставятся в такие условия, которые не способствуют их прогрессу. Таким образом, эффект Пигмалиона – объективное основание для педагогического оптимизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дефектология. Словарь-справочник

Найдено схем по теме ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА — 0

Найдено научныех статей по теме ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА — 0

Найдено книг по теме ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА — 0

Найдено презентаций по теме ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА — 0

Найдено рефератов по теме ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА — 0

Вы можете заказать написание реферата: