ЭФФЕКТ ДЕЙСТВИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что количество запоминавшихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач. Э. н. д. зависит от многих переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
(ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК) / ЭФЕКТ НЕЗАВЕРШАНАГА ДЗЕЯННЯ / EFFECT OF AN INCOMPLETE ACTION– психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершенные. Б. В. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках своей дипломной работы под руководством К. Левина, проверяя его гипотезу о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Согласно теории поля К. Левина, доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. В опытах было установлено, что количество запоминавшихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач. Проявления Э. н. д., его сила зависят от многих факторов: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д. Впоследствии Б. В. Зейгарник показала, что в среднем незавершенные действия у здоровых участников экспериментов вспоминались на 90% лучше, чем завершенные, у больных шизофренией (простая форма)– на 10%, у больных эпилепсией– на 80%, у больных с астеническим синдромом– на 20%. Э. н. д. важно учитывать и педагогам в организации учебной деятельности, повышения эффективности запоминания материала, но при этом следует помнить и о большой роли мотивации и установки на запоминание материала. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЭФФЕКТ ДЕЙСТВИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО
эффект Зейгарник) - явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняемого мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные, - эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Именно, лучше запоминается та информация, что связана с оставшимся незаконченным действием. Количество запомненных прерванных задач оказывается примерно вдвое выше количества запомненных завершенных. Это получило в рамках учения К. Левина следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая возникает в начале действия, но не разряжается при незаконченном действии. Эффект действия незавершенного зависит от многих переменных:
1) от возраста испытуемых;
2) от отношения числа завершенных задач к числу незавершенных;
3) от времени решения каждой задачи;
4) от относительной трудности задач;
5) от отношения субъекта к прерванной деятельности;
6) от его заинтересованности в выполнении задания, и пр. Но он наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при слабой мотивации - прерванные. Эти эксперименты породили дальнейшие исследования влияния на процессы памяти уровня притязаний и самооценки личности. Было доказано, что при адекватной самооценке эффект действия незавершенного соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке - нет. Несмотря на большой экспериментальный материал, эффект не имеет окончательного объяснения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998