минимальная часть целого, сохраняющая все его основные свойства. Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению целого на элементы, которые не обладают основными свойствами целого и, напротив, проявляют свойства, которые в исходном целом не м. б. обнаружены (Л. С. Выготский). Выделяемые в ходе анализа объекта единицы не следует абсолютизировать, поскольку их характер определяется конкретными задачами исследования. Постановка вопроса о поиске универсальной Е. а., не зависящей от характера исследовательской задачи, не имеет под собой оснований. Обоснованный и удачный выбор Е. а. явления дает возможность существенно продвинуться в изучении последнего. Е. а. всегда осознанно или неосознанно выбирается ученым перед проведением эмпирического исследования. Без выбора Е. а. можно провести изучение одного конкретного эпизода в развитии исследуемого явления, т. е. зафиксировать научный факт. Проблема обоснования выбора Е. а. конфликтов является важнейшей методологической, теоретической и методической проблемой конфликтологии. В психологии проблема выбора Е. а. деятельности наиболее системно и глубоко решена Б. Я. Швединым (1984). Использование его идей позволило обосновать и апробировать в качестве Е. а. конфликтов конфликтную ситуацию.
195.17 кб
Единицы анализа в педагогических измерениях
В работе дан краткий анализ методик педагогических исследований и методов измерений качественных показателей. Подчеркнуты основные отличия методов обработки результатов, полученных в экспериментах.