Дзэн-буддизм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Дзен-буддизм
дзен от санскр., Будда – просветленный)) - медитативная школа в Китае, Японии и других юго-восточных странах, в которой основное внимание уделяется «умиротворению сознания» с целью достижение просвещенного состояния (сатори), в котором человек способен познавать мистическую истину без привлечения обычного, “заурядного” знания. Этика дзен-буддизма требует не испытывать вражды и ненависти, избегать суеты, сохранять душевную невозмутимость и спокойствие.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДЗЕН-БУДДИЗМ
медитативная (медитационная) школа в буддизме, в которой внимание сосредоточено на так называемом «утихомиривании (умиротворении) разума» человека с целью достижения особого, высшего состояния – сатори, в котором человек якобы открывает для себя действительную, мистическую, не постижимую обычным разумом природу вещей, которая в реальной повседневной жизни находится за пределами обычного, рационального, сознательного или «ординарного» мышления. См. медитация, психотерапия мистико-трансцендентная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Дзэн-буддизм
zen-buddhism) Дзэн (медитация, школа Махдидны (Mahdydna), Северный буддизм) стал известен на Западе в первое десятилетие после Второй мировой войны. Его парадоксальные учеб. задачи (коаны) поставили в тупик и заинтриговали зап. ученых. Открыто признаваемая цель этих задач - завести отвлеченное, логическое мышление в тупик (или вызвать его остановку) и ввести учеников в состояние непосредственного восприятия своей неповторимой эссенциальной природы. Буддизм возник из проповедей индийского мудреца, Гаутамы Сиддхартхи, к-рого люди называли Буддой ("Ясновидящим") как воплощение высшей мудрости и добродетели. Будда учил, что страдание и неудовлетворенность - неотъемлемые элементы состояния человека, что все явления постоянно изменяются и что никто не обладает обособленным и неизменным Я. Игнорирование этих "признаков бытия" приводит к тщетным попыткам удержать ускользающие явления ("видимость"), что приносит страдания. Мудрость, заключающаяся в отказе от этих попыток и являющаяся следствием ясного восприятия, уменьшает страдания. Будда учил методу, названному "8-членным путем благородных", как средству достижения этой цели. Он состоит в практике правильно понимать, ставить цели, говорить, поступать, добывать средства к жизни, делать усилия, осознавать происходящее и концентрироваться. По поводу существования Бога Гаутама отказался высказать свое мнение, заявив, что это "вопрос, не приносящий дохода" ("unprofitable question"). Буддизм вобрал в себя более древнюю индийскую концепцию кармы (в самом общем и широком смысле это слово означает "причину и следствие"), в к-рой особое внимание уделяется ответственности чел. за его деяния и принятию их последствий. Есть в нем и учение о возрождении (rebirth). Понятие возрождения интерпретировалось по-разному и относилось либо к процессу изменения, происходящему от момента к моменту, либо к изменению, происходящему на протяжении череды жизней. Буддизм не предполагает веры в существование "сущего" или "души", но утверждает, что импульс нереализованных желаний дает начало др. явлениям - следствиям таких желаний. В Индии возрождение сравнивали с зажиганием одной свечи от пламени другой: пламя второй свечи нельзя назвать тождественным пламени первой, но и сказать, что два пламени совершенно разные, тоже нельзя. Вопреки распространенному на Западе мнению, в буддизме возрождение считается нежелательным, т. к. оно реактивирует тягостную цепь страданий. Д.-б. разделяет эти базовые принципы буддизма, но подчеркивает необходимость жить как Бодхисаттва, или личность, бескорыстно посвятившая свою жизнь служению другим и помогающая им продвигаться по пути к Просветлению. Можно с уверенностью сказать, что Д.-б. в том виде, в каком он известен сегодня, имеет много общего с китайским даосизмом. Дюмолен показал, что учения даосизма связаны с неск. рукописями сутр Махдидны (Mahdydna sutra), в к-рых большое внимание уделено тождественности формы и пустоты. Благодаря деятельности буддистов-миссионеров Д.-б. внес важный созидательный вклад в становление культуры Китая, Кореи, Манчжурии, Вьетнама и Японии. Сказанное прежде всего относится к Японии, где Д.-б. повлиял не только на подготовку воинов, правителей, поэтов, архитекторов, мастеров чайной церемонии, икебаны и каллиграфии, но и на развитие таких видов спорта, как дзюдо и карате, а тж на разные виды боевых иск-в, в т. ч. и на кендо - иск-во владения мечом. Он тж оказал глубокое влияние на манеры японцев и на их соц. установки. Традиционная практика дзэн сосредоточена вокруг зазен (Zazen) (медитации в сидячем положении). Поза - прямая спина, скрещенные ноги - благоприятствует алертности. Вся сила сосредоточена в нижней части живота. Молчание обязательно. Нередко сначала все внимание сосредоточено на подсчете вдохов и выдохов. Дальнейшее течение процедуры может быть разным, однако часто это - концентрация на коане. Ученик может тж практиковаться в Шикан Таза (Shikan Таzа) (безмолвное, интенсивное тотальное сознавание - состояние, напоминающее встречу лицом к лицу с опасным врагом). От ученика требуется многократное участие в беседах с главой храма или монастыря, чтобы продемонстрировать свое понимание коана или свой опыт Шикан Таза. Такие встречи вызывают сильный стресс, а ученика побуждают "стать одним" ("become one") с задачей, чтобы совершить прорыв к Просветлению. По мере того как ответы ученика снова и снова отвергаются, он впадает в отчаяние. В конце концов, собрав все силы, удачливый ученик может пережить то, что называется кеншо (Kensho) ("первое видение"), форму прямого, неопосредованного восприятия, вкус того самого сатори (Satori), или освобождения, к-рое и составляет цель данной практики. Западные комментаторы Д.-б. рассматривали его как средство прорыва сквозь соц. и личные условности и ограничения абстрактных категорий. Эрих Фромм (1960) в своем эссе "Дзэн-буддизм и психоанализ" (Zen Buddhism and psychoanalysis) писал об интеграции интеллектуального и аффективного знания, на к-рую нацелены обе эти дисциплины. Д.-б. интересовались такие зап. психологи и психиатры, как Карл Юнг, Карен Хорни, Фриц Перлз, Клаудио Нараньо и Дэниел Гольман. В заключение уместно напомнить, что учителя дзэн характеризовали свою практику как особое средство исцеления "от болезни слова и блуждания разума". Для совр. психологов Д.-б. является потенциальным источником эффективных дополнительных методов, к-рыми они могут пользоваться в работе с людьми, попавшими в трудные жизненные ситуации. См. также Медитация, Религия и психология Р. Дж. Хирн

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
279.33 кб

Трансформация сознания в дзэн-буддизме

Файнфельд Игорь Ананьевич
Статья посвящена вопросу трансформации сознания в дзэнской практике. Проводится аналогия между феноменом просветления в дзэн-буддизме и высшими духовными состояниями в традициях европейской философии.
Читать PDF
253.51 кб

Дзэн-буддизм Судзуки - дух «Всех философий и религий»?

Суханов К.
Читать PDF
152.15 кб

Эстетика дзэн-буддизма в традиции Пути чая на примере чайной керамики и кухни тя-кайсэки

Кудряшова Анастасия Вячеславовна
Читать PDF
139.96 кб

Единство духа. Восточно-христианский исихазм и японский Дзэн буддизм в творчестве Томаса Мертона и С

Оболевич Тереза
Рассматриваются основные вехи русско-японского философского диалога, который начался еще в XIX веке в период реставрации Мэйдзи и продолжается по настоящее время.