Дюркгейм Эмиль

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль
(15.04.1858, Эпиналь - 15.11.1917, Париж) - французский философ, педагог и социолог, основатель французской социологической школы.
Биография. С 1887 г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, с 1896 - профессор социологии и педагогики, с 1902 г. - в Сорбонне. С 1896 г. по 1912 г. издавал "Социологический ежегодник".
Исследования. Развивал идею о зависимости человеческой психики от культуры. Отклоняющееся поведение трактовал как реакцию индивида на разрушение социальных норм, которое фиксируется в понятии аномии.
Сочинения. Sociologie et philosophie. P., 1924;
Lecons de sociologie. P., 1950;
Социология и социальные науки // Метод в науках. СПб., 1911;
Социология и теория познания // Новые идеи в социологии. СПб., 1914

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ
(Durkheim Emile) (1858—1917)-французский социолог, работы которого оказали заметное влияние на развитие социальной психологии, особенно во Франции. Его собственные социальные и социально-психологические исследования касались взаимоотношений индивида и общества. Для объяснения этих взаимоотношений Д.Э. использовал понятие о «коллективных представлениях», которыми, по его мнению, определяется индивидуальная психология человека, живущего в обществе. Интересны также работы Д.Э. о происхождении индивидуального сознания, особенно на исторически ранних этапах его становления. Особое внимание Д.Э. уделял социально-психологическому анализу причин самоубийства.
Соч.:Социология: ее предмет, место, предназначение. М., 1995; Самоубийство: социологический этюд. М., 1998. См. самоубийство, социальная психология, социология.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДЮРКГЕЙМ Эмиль
(1858 — 1917)—франц. социолог, од ин из отцов социологии, как науки; рассматривал в качестве основных детерминант человеческого поведения понятие «коллективных представителей», кои выработаны обществом, как специфические факты социобытия, кот. в свою очередь и дефиницируют-направляют усматривайте социологических процессов-связей тем или иным индивидом, сопричастным к миру, обществу; он полагал, что на ранней эволюции культурно-исторического развития индивидуальное сознание субъекта цели-ком поглощается коллективным сознанием (эту концепцию, но в другой интерпретации, разрабатывал К.Г. Юнг) и уже само восприятие-аффинирование мира должно рассматриваться субъектом, не как нечто личное-индивидуальное, а контекстуально-коллективное-социологизированное; Д. оказала значительное влияние на динамику развития психологических исследований в орбите микровселенной отношений индивид + общество; осн. труды «Правила социологического метода»(1894), «Социология»(поел. изд. 1995).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль

(1858-1917) — французский философ, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. С 1887 г. вел курсы по социологии и педагогике в ун-те Бордо, с 1896 — профессор социологии и педагогики, с 1902 г. — в Сорбонне. С 1896 г. по 1912 г. издавал Социологический ежегодник . Развивал идею о зависимости человеческой психики от культуры. Оказал влияние на развитие психологических исследований отношений между индивидом и обществом. Выделил в качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения понятие вырабатываемых обществом коллективных представлений как особых фактах социальной жизни, которые определяют видение мира отдельной личностью (Правила социологического метода, 1894). Д. считал, что на ранних стадиях исторического развития индивидуальное сознание полностью поглощается коллективным, и в плане конкретизации этого положения изучил генезис и функции религии. Отвергая психологические объяснения самоубийства, Д. считал, что причины этого феномена кроются в зависимости индивида от социальных норм в ситуации их крушения. Отклоняющееся поведение трактовал как реакцию индивида на разрушение социальных норм, которое фиксируется в понятии аномии. Д. автор трудов: Sociologie et philosophic. P., 1924; Lecons de sociologie, P., 1950. В русском переводе: Социология и социальные науки / Метод в науках, СПб., 1911; Социология и теория познания / Новые идеи в социологии, СПб., 1914. И.М. Кондаков, М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
9.97 мб

Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм

Антоновский А. Ю.
Читать PDF
364.82 кб

Проблемы религии в классической социологии. Эмиль Дюркгейм

Подолянова Гульнара Игоревна
Рассмотрены исходные теоретико-методологические принципы религиоведческой концепции Эмиля Дюркгейма. Раскрыта сущность религии как системы.
Читать PDF
545.16 кб

Эмиль Дюркгейм: портрет социолога. К 150-летию со дня рождения

Попов Александр Сергеевич
Статья посвящена 150-летию со дня рождения одного из основоположников социологии Эмиля Дюркгейма.
Читать PDF
335.94 кб

Социология социального и ассоциаций: Эмиль Дюркгейм и Габриель Тард об изменениях в обществе

Курамшев А.В., Широков А.А.
Делается попытка пересмотреть оценку вклада в развитие социологической теории Э. Дюркгейма и Г. Тарда. На основе применения компаративного анализа теорий социальных изменений демонстрируются различия проектов социологии Э.
Читать PDF
94.75 кб

2002. 02. 010. Коттерель Р. Эмиль дюркгейм: право в сфере морали. Cotterrell R. Emile Durkheim: law

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
127.87 кб

2003. 04. 004. Тилман Р. Эмиль дюркгейм и Торстен веблен об эпистемологии, культурном отставании и с

Фомичев П. Н.
Читать PDF
831.75 кб

95. 03. 003. Клэдис М. С. Коммунитарная защита либерализма: Эмиль Дюркгейм и современная социальная

Фомичев П. Н.