Двойная связь

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Двойная связь (double bind)
Тупиковая ситуация, когда индивид получает на разных уровнях коммуникации два противоречивых сообщения от одного и того же лица, причем ни на одно из них нет возможности адекватно отреагировать.

Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001

ДВОЙНАЯ СВЯЗЬ
Нарушения общения, наблюдающиеся в семьях больных шизофренией. Общение больных с родителями приобретает как бы разноплановый характер, протекает в двух плоскостях, несовместимых в аффективном отношении. Например, больной шизофренией, радуясь визиту матери к нему в больницу, кладет ей руку на плечо, на что та отвечает мимически неодобрительной реакцией, осуждая такие проявления (первая плоскость). Больной отдергивает в смущении руку и слышит заявление матери, что он ее больше не любит. Больной краснеет, и мать замечает ему, что нельзя так смущаться (вторая плоскость). Рассматривается как нарушение в сфере коммуникации [Batesson G., 1956].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Двойная связь
нарушение в сфере коммуникации ребенка и родителя, когда ребенок получает от последнего противоречивые послания. Например, мать, не принимая своего нежного чувства к ребенку, отталкивает ребенка своей холодностью, а затем выражает показную любовь к нему и старается с ним сблизиться. Ребенок находится, таким образом, в ситуации “двойного принуждения”, так что ни одна из двух моделей поведения не может считаться им как удовлетворительная и, в итоге, он не знает, как ему следует себя вести с родителем. При этом, как бы в усложнение ситуации, взрослые запрещают ребенку привлекать внимание к самой этой связи. Г.Бейтсон считает это основной причиной развития аутизма и/или шизофрении. Настоящая гипотеза, хотя она и не имеет серьезных оснований для столь далеко идущих выводов, привлекает дополнительное внимание к тому, что ранние отношения ребенка с матерью имеют существенное значение для последующего развития его личности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДВОЙНАЯ СВЯЗЬ

En.: Double bind
Согласно Эриксону и Росси, двойная связь - это предложение достаточно упрощенного и иллюзорного выбора (Erickson & Rossi, 1976, стр.62.): «Желаете ли вы испытать транс глубокий или средний?» Предлагается альтернатива, но результэт в любом случае будет один и тот же (Erickson & coll., 1976, стр. 62).
Двойная связь, не имеющая ничего общего с понятием, предложенным Бейтсоном, это связка, адресующаяся к непроизвольным видам поведения: «Какая из ваших рук поднимется первой?» (См. Erickson & Rossi, 1979). Двойная связь - это косвенное внушение.
В некоторых случаях двойная связь более разработана. Эриксон задает вопрос: «Считаете ли вы, что находились в трансе?» Отрицательный ответ может означать: я не знал этого. Если пациент отвечает: «Нет, я не был в трансе», Эриксон добавляет: «Прекрасно, вы действительно не знали об этом» Двойная связь в этом случае должна подтвердить то, что исходит от самого пациента, иначе она бесполезна и нежелательна (Erickson & Rossi, 1981).
Иногда двойная связь бывает более тонкой. Одна из моих пациенток с навязчивыми идеями накопила сопротивление во время индукции, проходившей особенно трудно. Намереваясь использовать каталепсию руки как метафору, я приподнял ее руку... которая начала опускаться... Я поспешил добавить: «И теперь эта рука опустится...» Рука тотчас застыла, как бы противореча врачу и ясно показав, какая внутренняя работа произошла перед этим. Двойная связь характеризуется тем, что играющий первым всегда выигрывает.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

Двойная связь
противоречие между идущими от одного субъекта разноуровневыми сообщениями, с учетом того, что любое общение может осуществляться разнообразными способами и на разных уровнях (уровень вербального текста, уровень телесной экспрессии и пр.). Теория двойной связи (double-bind theory) — концептуальная модель, предложенная Г. Бейтсоном в 1956 г. и развитая исследовательской группой Института ментальных исследований г. Пало-Альто, объясняющая возникновение и развитие шизофрении особенностями общения в их семьях. В нормальной ситуации противоречие в коммуникации отслеживается общающимися, и у них есть принципиальная возможность выйти на метауровень и обсудить правила своих коммуникаций. Но в семьях шизофреников обращение к метауровню запрещено и негативно санкционируется. Бейтсон приводит такой пример. Мать при посещении своего сына-шизофреника в клинике в ответ на его радость сначала выражает на невербальном уровне, мимикой и жестами, негативное отношение к нему, так как ей неприятно быть вместе с ним. Но когда он вполне адекватно реагирует на это разочарованием и снижением настроения, она начинает — уже на уровне вербальных реакций — упрекать его за то, что он не хочет помочь врачам в своем излечении и остается скованным и лишенным эмоциональности. При этом все возможные упреки сына по поводу ее собственной неискренности будут восприниматься ею как проявление его умственной неполноценности. Невозможность ребенка разобраться и отнестись к данной противоречивости обусловливает, по мнению авторов, уход в болезнь, в которой наилучшей стратегией становится "девальвирование" продуктов собственного восприятия, что характерно для шизофрении. В современной семейной терапии понятие "обратная связь" описывает такой вид коммуникации, в процессе которой "значимый другой" (например, родитель) передает человеку одновременно два сообщения, одно из которых отрицает другое. При этом индивид не имеет возможности высказываться по поводу полученных им сообщений, чтобы уточнить, на какие из них он должен реагировать, поэтому постоянно пребывает в состоянии неуверенности, и, одновременно, не может выйти из ситуации, в которую попал.  

Источник: Клиническая психология. Словарь

Двойная связь
double bind) Понятие Д. с. характеризует устойчивый стиль коммуникации, ставящий ее жертву в тяжелое, мучительное и "безнадежное" положение. Это происходит потому, что, во-первых, на разных уровнях коммуникации предъявляются различные, противоречащие друг другу требования, а во-вторых, жертва лишена возможности выражать свое отношение к Д. с. или самоустраниться от взаимодействия. Поскольку впервые Д. с. была выявлена во взаимоотношениях взрослых, больных шизофренией, со своими семьями, считалось, что она имеет причинно-следственную связь с шизофренией, лишая больных способности получать в результате коммуникации ясные по смыслу сообщения и принимать участие в соц. взаимодействиях. Группа клиницистов и ученых под руководством Бейтсона впервые применила теорию коммуникации в области охраны психич. здоровья, в частности для семейной психотер. Данная работа подтвердила наличие процессов гомеостаза и поддержания стабильности, действующих как в рамках семьи, так и во внутренней среде индивидуума, регулирующих функционирование и способствующих сохранению их жизнеспособности. В семьях эту функцию выполняет коммуникация. Один единственный сложный коммуникативный акт может содержать множество сообщений, относящихся к различным логическим типам, по Бертрану Расселу, и часто включает разные модальности, к-рые могут противоречить друг другу или подкреплять друг друга. Агрессивный смысл сообщения можно смягчить, напр., соотв. движениями, позой или тоном, выражающими, что "все происходящее - шутка". Более того, смысл сообщения может сильно зависеть от окружающей обстановки или опыта прошлого взаимодействия участников коммуникации. Коммуникационный подход подразумевает, что каждое вступление сторон в коммуникацию включает сообщение, предлагающее или подтверждающее тот или иной характер взаимодействия, а тж ответное сообщение, в к-ром данный характер взаимодействия может быть принят, модифицирован или отвергнут. Яростные перепалки подростков со своими родителями зачастую не имеют ничего общего с явным содержанием спора, а скорее отражают происходящие в их отношениях изменения, с к-рыми не согласна та или др. сторона. Способность расшифровывать смысл коммуникативных актов требует специального научения, зачастую невербального, особенно при наличии явных противоречий между уровнями коммуникативного сообщения, как в случае, когда бранные слова произносятся со смехом. Когда смысл сообщения не очевиден, люди научаются переходить на более абстрактный уровень и начинают обсуждать такие двусмысленные сообщения, пытаясь прояснить их значение. Дети изначально не обладают такой способностью, и лишение их возможности учиться понимать смысл сообщений может сказаться уже во взрослом возрасте, приводя к серьезным расстройствам. Стиль коммуникации при Д. с. особенно опасен наличием внутренних противоречий и блокированием научения. Исслед. семей больных шизофренией показали, что Д. с. часто проявляется во взаимодействии "мать-ребенок", когда мать, по-видимому, не стремится быть понятой ребенком. У такой матери отсутствует как принятие ребенка, так и принятие самого факта его отвержения. Д. с. описывает завуалированное стремление к поддержанию дистанции в отношениях, к-рое маскируется обоюдной демонстрацией любви и заботы. Такие родители фактически поощряют близость на одном уровне коммуникации, отвергая ее на другом. См. также Процессы коммуникации, Отношения "родитель-ребенок", Шизофрения Р. Энфилд

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
256.78 кб

Нейроинтерфейс с двойной обратной связью от ЭЭГ в коррекции стресс-вызванных расстройств

А. И. Федотчев, А. А. Земляная, Л. В. Савчук, С. А. Полевая
Цель исследования — сравнительная оценка эффективности нейроинтерфейсов, использующих одинарную (звуковую) и двойную (светозвуковую) обратную связь от ЭЭГ человека при подавлении стресс-индуцированных состояний.
Читать PDF
704.71 кб

98. 04. 024. Бейтсон г. Двойная связь, 19691 Bateson G. double bind // Bateson G. steps to an Ecolog