Добрынин Николай Федорович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДОБРЫНИН НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ
(1890-1981)-психолог, специалист по общей и педагогической психологии. Известен своими исследованиями в области психологии внимания. Открыл и описал особый вид внимания, который получил название послепроизвольного.
Соч.:Колебания внимания: Экспериментально-психологическое исследование. М., 1928; Психология. М., 1950; Внимание и память. М., 1958.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Добрынин Николай Федорович
(18.05.1890, Бобруйск, Белоруссия - 18.03.1981) - отечественный психолог.
Биография. Родился в семье священника. После окончания в 1908 г. гимназии поступил на естественный факультет Московского университета. Затем перешел на историко-филологический факультет (где проводил первые исследования колебания внимания), который окончил в 1915 г. по специальности "психология". Был призван на военную службу. В 1919-1920 гг. служил в Красной Армии. После демобилизации в 1922 г. поступил в аспирантуру при Научно-исследовательском институте психологии, активно участвовал в борьбе против идеалистической концепции Г.И.Челпанова. В 1925 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Колебания внимания". Работал в Московском государственном индустриально-педагогическом институте им. К.Либкнехта сначала в качестве доцента, а с 1935 г. по 1941 г. - профессора психологии. Одновременно работал доцентом на педагогическом факультете Второго МГУ (1922-1930) и научным сотрудником Института психологии (1925-1935). В 1937 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Психология внимания". С 1941 г. работал в МГПИ им. В.И.Ленина, где заведовал кафедрой психологии (1941-1966), работал профессором (1966-1969) и профессором-консультантом. Член редколлегии журнала "Вопросы психологии".
Исследования. Один из ярких представителей марксистской психологии, активно участвовавший в борьбе против идеалистической психологии. Специалист по проблемам познавательных процессов, прежде всего внимания, и развитию личности. Выдвинул принцип значимости, согласно которому познавательные процессы оказываются тесно связанными с мотивацией, с активностью личности. Популяризатор психологических знаний.
Сочинения. Введение в психологию

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ДОБРЫНИН Николай Федорович

(1890-1981) — российский психолог, д-р психологических наук (1937), профессор (1935). Учился на естественном, затем — на историко-филологическом фак-те Московского ун-та, который окончил в 1915 г., а также в аспирантуре Института психологии. Работал в Московском Государственном индустриально-педагогическом ин-те им. К. Либкнехта, одновременно являясь доцентом педагогического факультета 2-го МГУ (1922—1930) и сотрудником Института психологии (1925—1935), где защитил докт. дисс: Психология внимания. История и теория вопроса. С 1941 г. его научная деятельность связана с МГПИ им. В.И. Ленина, где он занимал должность профессора и зав. кафедрой психологии (1941 —1966), в последние годы жизни был профессором-консультантом (с 1969). Центральное место в работах Д. занимала проблема внимания, к экспериментальному изучению которой он приступает уже в 1910—1920 гг. Им исследуется психологическая природа внимания, его физиологические основы, свойства и характеристики, среди которых предметом специального экспериментального анализа становится феномен колебания внимания (Колебание внимания, 1925). Раскрытие природы внимания и его сущности Д. рассматривал как одно из главных условий понимания и разработки проблемы активности личности и активности познания. Он впервые выдвигает и обосновывает принцип значимости как одно из фундаментальных оснований 6 История психологии 161 функционирования человеческой психики, что, с его точки зрения, позволяет выявить и исследовать связь познавательных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности человека в познании окружающего мира. Значимость определяет направленность внимания человека, являясь, таким образом, одним из наиболее существенных обусловливающих его признаков. В работах Д. и его учеников рассматриваются вопросы воспитания внимания, памяти, развития интересов и формирования личности ребенка. Исследуются виды внимания, его типология, динамика, различные характеристики и свойства. Д. — автор и редактор ряда учебников и учебных пособий для педагогических вузов по общей, возрастной и педагогической психологии (Хрестоматия по психологии, 1927; Введение в психологию, 1929). В. А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005