ДИЗОНТОГЕНЕЗ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДИЗОНТОГЕНЕЗ
см. диз- и онтогенез] - нарушение индивидуального развития организма (онтогенеза) в перинатальный и ранний постнатальный периоды

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ДИЗОНТОГЕНЕЗ
си. Дети с отклонениями в психическом развитии, Детская нейропсихология, Задержка психического развития, Психический дизонтогенез, Психология специальная, Умственная отсталость.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДИЗОНТОГЕНЕЗ
ДЫЗАНТАГЕНЕЗ / DYSONTOGENESIS– это отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Термин «дизонтогения» был впервые введен Й. Швальбе в 1927 г. для определения отклонения внутриутробного развития структур организма от нормального формирования. Психический Д.– патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Психический Д. приводит к нарушению психики в целом или ее отдельных составляющих, а также соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер. Д. может быть вызван следующими причинами: 1) наследственные факторы; 2) внутриутробные поражения (например, вирусные инфекции, интоксикации, нарушение кровообращения матери и плода); 3) перинатальная патология (внутриутробная асфиксия, родовая травма, несовместимость по группам крови); ранние постнатальные повреждения (инфекции и травмы новорожденного); 4) средовые факторы (экология, питание, вредные привычки родителей, стрессы); 5) негативные обстоятельства воспитания. Выделяют следующие типы психического Д.:– регрессия– возврат функций на более ранний возрастной уровень как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия);– ретардация– приостановка или запаздывание психического становления. Ретардация может быть общей (тотальной) и частной (парциальной). В первом случае говорят о приостановке или запаздывании в целом всего личностного и психического формирования, во втором– речь идет о запаздывании или приостановке формирования отдельных функций психики, элементов психики, определенных личностных свойств (или психомоторики, или речи, или произвольных форм регуляции и т. п.);– асинхрония– диспропорциональное, искаженное, дисгармоническое психическое формирование. Она определяется проявленным опережением формирования одних функций психики и свойств личности и существенным отставанием сроков и темпов созревания прочих свойств и функций, что выступает основанием дисгармонической структуры личности и в целом психики. В. В. Лебединский, положив в основание систематизации вариантов психического Д. особые сочетания его патопсихологических характеристик, дополнил существующую клиническую классификацию и ввел следующие виды психического Д.: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ДИЗОНТОГЕНЕЗ
(от греч. dys - отрицание + ontogenesis - индивидуальное развитие) - неправильное, нарушенное, порочное развитие. Впервые термин «дизонтогении» употребил Швальбе в 1927 г., обозначив им «отклонения структуры организма от нормальной в период внутриутробного развития». Современные авторы трактуют Д. как обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи. Неблагоприятные условия приводят к тому, что процесс развития разворачивается иным способом, чем в норме, сохраняя при этом все свои основные свойства. Можно выделить общий и психический Д. Психический Д. определяют как различные нарушения темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также как нарушения соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Причины Д. можно разделить на биологические и социальнопсихологические. К числу биологических относятся: патология наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности (токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, сердечно-сосудистая и эндокринную патологию, иммунологическую несовместимость крови матери и плода и др.); стрессовые состояния во время беременности (радиацию, неконтролируемое применение лекарственных препаратов, использование алкоголя, табака и наркотиков). В период родов тяжелыми по своим последствиям могут быть родовые травмы и асфиксии. В постнатальный период, как и в раннем детстве в целом, многообразные инфекционные и вирусные заболевания, наряду с черепномозговыми травмами, могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии. К социально-психологическим факторам относятся: отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение и пр. Существуют закономерности действия этих причин: 1) одна и та же причина способна приводить к разным вариантам нарушений в развитии; 2) разные патогенные факторы могут стать причиной одного и того же нарушения. Т.о. связь между патогенным фактором (причиной) и нарушением в развитии (следствием) носит не прямой, а опосредованный характер. Факторами опосредования являются: локализация патогенного воздействия; сила патогенного воздействия и его повторяемость; экспозиция; возраст ребенка (клинические исследования свидетельствуют о том, что чем младше ребенок, тем тяжелее последствия одного и того же заболевания); «компенсаторный» фактор; своевременность и квалифицированность оказанной ребенку помощи. В психологии принято выделять ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоциональноволевой сферы, поведения. Нередко встречается несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте. Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. При осложненном дефекте возможно выделение ведущего (или главного) нарушения и осложняющих его расстройств. Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития; нередко наблюдается их сочетание. Д. обладает определенной структурой и свойствами. Наиболее обобщенно в специальной психологии воспроизвел основные характеристики (параметры) нарушенного развития (В.В. Лебединский). Первый параметр - функциональная локализация нарушений - разделяет их на частные и общие. Первые связаны с нарушениями отдельных функций: восприятия, предметных действий, речи и пр.
Общие нарушения проявляются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем. Второй параметр Д. - временной - связан с временем появления того или иного нарушения. Как указывал Л.С. Выготский, чем раньше возникает то или иное нарушение, тем тяжелее его последствия для психического развития. Причем для раннего возраста наиболее характерны явления недоразвития, в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее всего преобладание повреждения и распада психических функций. Фактор хроногенности определяется не только возрастом, в котором у ребенка возникло нарушение, но и длительностью развития определенной функции. Общим законом развития является то, что раньше других формируются функции с коротким временным циклом своего созревания. Именно эти функции чаще всего повреждаются. Более «молодые» функции имеют и соответственно более длительный цикл формирования. В случае воздействия патогенного фактора происходит их недоразвитие или задержанное развитие. Временной фактор имеет и еще один аспект. В сенситивные периоды психические функции, как правило, характеризуются снижением уровня устойчивости по отношению к воздействию патогенного фактора. Это также относится и к психике в целом в периоды ее перехода с одной возрастной фазы на другую. Третий параметр связан с возрастной динамикой формирования межфункциональных связей. По мнению Л.С. Выготского, развитие представляет собой не столько изменения в параметрах работы отдельных функций (напр., увеличение словаря или объема запоминания), сколько изменение отношений между разными функциями. В случаях отклоняющегося развития весьма часто наблюдаются нарушения в формировании межфункциональных связей. Отдельная функция может долгое время оставаться в изолированном положении, что замедляет и ее развитие, и развитие других функций. Четвертый параметр Д. (собственно структура Д.) определяется особенностями взаимосвязей между первичными и вторичными нарушениями. Первичные или ядерные нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора. К вторичным относят нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной. И в силу этого вторичные нарушения, в отличие от первичных, носят обратимый характер, т.е. поддаются коррекции. Структура вторичных нарушений зависит от характера ведущего дефекта. Напр., отставание психического развития у детей с системным недоразвитием речи, прежде всего, будет проявляться в слабости вербальной (словесной) памяти и мышления; у детей с церебральным параличом - в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности. Вторичные нарушения в развитии затрагивают, прежде всего, те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте (речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности).
В силу закономерностей развития набор вторичных нарушений (при одной и той же первично поврежденной функции, у одного и того же человека) с возрастом будет меняться. В специальной психологии существует много разных классификаций Д. в зависимости от признака, заложенного в основу. На основании времени возникновения нарушения выделяется две большие группы Д.: врожденные (и наследственные) и приобретенные (рано и поздно приобретенные) нарушения. Если в качестве критерия берется свойство обратимости возникающих нарушений, то выделяются три группы Д.: обратимые, необратимые и частично обратимые. С точки зрения клинико-психологического подхода возможно выделение двух больших групп Д.: ретардация (тотальная и парциальная) и асинхрония. Разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой не соотноситься. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что разные классификации создаются для совершенно различных целей - исследовательских и практических. Как правило, в основу практических классификаций укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства. Наиболее популярной является классификация В.В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм Д.: 1) психическое недоразвитие, 2) задержанное развитие, 3) поврежденное развитие, 4) дефицитарное развитие, 5) искаженное развитие, 6) дисгармоническое развитие.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
400.55 кб

Искаженный дизонтогенез: развитие идей В. В. Лебединского

Бардышевская Марина Константиновна
В статье обсуждаются перспективные направления исследований закономерностей и механизмов искаженного развития у детей.
Читать PDF
1.02 мб

Когнитивный дизонтогенез при расстройствах аутистического спектра и эндогенной психической патологии

Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А.
В аналитической статье обсуждается подход к нарушенному когнитивному развитию при расстройствах аутистического спектра и шизофрении у детей и подростков в контексте представлений концепции видов когнитивного дизонтогенеза.
Читать PDF
163.00 кб

Онтогенез и дизонтогенез микробиоты кишечника у детей раннего возраста: триггерный механизм нарушени

Беляева Ирина Анатольевна, Бомбардирова Е.П., Митиш М.Д., Потехина Т.В., Харитонова Н.А.
В статье представлен анализ исследований, в которых изучались становление и развитие микрофлоры (микробиоты) кишечника у детей и ее патогенетическая роль.
Читать PDF
944.20 кб

Эпилептиформная активность и речевой дизонтогенез у детей дошкольного возраста

Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна
В результате сопоставления клинических вариантов речевого дизонтогенеза с локализацией доброкачественных эпилептиформных паттернов детства (ДЭПД) на ЭЭГ продемонстрирована связь латерализации эпилептиформной активности и характера
Читать PDF
314.74 кб

К вопросу о структуре дизонтогенеза первичных системных нарушений речи у дошкольников

Егорова И. В.
Читать PDF
252.70 кб

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: вариант дизонтогенеза или болезнь?

М. Ю. Данилкина, Л. М. Кобрина, Ю. А. Фесенко
Читать PDF
259.72 кб

Особенности психофизического дизонтогенеза у детей в условиях хронического внутрисемейного физическо

Марголина И. А.
Читать PDF
412.22 кб

Особенности организации понятийного и метакогнитивного опыта у детей с разными формами дизонтогенеза

Емелин Андрей Анатольевич
В статье рассмотрены результаты исследования понятийного и метакогнитивного опыта у младших подростков с различными формами дизонтогенеза.
Читать PDF
291.04 кб

Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза

Афонина Н. Ю.
Определены специфика и механизмы организации структуры познавательной деятельности старших дошкольников с задержанным, нормативным и опережающим умственным развитием.
Читать PDF
664.06 кб

Влияние депривационного дизонтогенеза на проявления дезадаптационных расстройств у детей с умственно

Гузанова Д. Ю., Рычкова Л. С., Супрун A. Stanislav
Установлена типология дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью; выделены типы: агрессивно-дисфорический, астено-гипобулический и аддиктивный.
Читать PDF
359.34 кб

Генетически детерминированные формы психического дизонтогенеза

Иванов В.П., Никишина В.Б.
Читать PDF
70.53 кб

Научно-практическая конференция "Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза"

Читать PDF
0.00 байт

Теоретико-методологические аспекты изучения дизонтогенеза

Мамайчук Ирина Ивановна
В статье рассматриваются методологические проблемы изучения анормального развития. Дается определение таких понятий, как «развитие», «деятельность», «активность», «адаптация».
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы предметного содержания в процессе развития современной психологии дизонтогенеза

Сорокин Виктор Михайлович
В статье представлен анализ современных представлений о предметном содержании специальной психологии. Представленные точки зрения сопоставлены автором с толкованием сущности феномена дизонтогенеза.
Читать PDF
0.00 байт

Изучение особенностей развития детей в условиях дизонтогенеза

Мамайчук Ираида Ивановна
В статье рассматриваются методологические проблемы изучения анормального развития. Дается определение таких понятий, как «развитие», «деятельность», «активность», «адаптация».

Похожие термины:

  • ДИЗОНТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИЙ

    диз + греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение). См. Ковалева концепция психического дизонтогенеза.
  • КОВАЛЁВА КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

    (Ковалев В. В.). Психический дизонтогенез выделяется как один из важнейших компонентов общего дизонтогенеза, проявляется в нарушениях психического развития и обусловлен как биологическими (генет
  • Агрессия при дизонтогенезе

    насильственное поведение лиц с нарушениями в психическом развитии. Причиной анормального развития могут быть генетические и внутриутробные поражения головного мозга, последствия перенесённых
  • ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ

    см. дизонтогенез] - прил. от сл. дизонтогенез; связанный с нарушением онтогенеза
  • ДИЗОНТОГЕНИИ

    (от греч. dis– приставка, означающая расстройство, и ontogenesis – индивидуальное развитие) – термин, впервые употребленный в 1927 г., для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур ор
  • ДИЗОНТОГЕНИЯ

    см. дизонтогенез] - то же, что дизонтогенез. Термин введен впервые Швальбе (1927) для обозначения отклонений внутриутробного развития организма. В отечественной дефектологии приравнивается к поняти