диз + греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение). См. Ковалева концепция психического дизонтогенеза.
ДИЗОНТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИЙ
ДИЗОНТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИЙ
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Дизонтогенез психический
греч. dys + ontos - сущее, существо; genesis - происхождение) – 1. нарушение психического развития детей любой конфигурации (ретардация, акселерация, неравномерное развитие и др.) и связанное с влиянием различных причин (органическое повреждение головного мозга, рецепторопатии, генетические, конституциональные, социально-бытовые и иные факторы); 2. термин, обозначающий концепцию психического развития В.В. Ковалева (1976). См. Ковалева концепция психического дизонтогенеза.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Дизонтогенез психический
(от греч. dys — приставка, обозначающая «нарушение, расстройство», ontos — «сущее», genesis — «происхождение») — нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте, вызванное расстройствами в созревании структур и функций головного мозга.
Д. п. обусловлен патогенными биологическими факторами, неблагоприятными социально-психологическими средовыми воздействиями и разнообразными сочетаниями биологических и социальных факторов.
Выделяют шесть видов Д. п.:
психическое недоразвитие (дети с умственной отсталостью);
задержанное психическое развитие (ЗПР);
поврежденное развитие, обусловленное более поздним (после 2,5—3 лет) патологическим воздействием на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем уже сформировалась;
дефицитарное развитие (дети с нарушениями слуха, зрения, моторики и др.);
искаженное развитие, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций;
дисгармоничное развитие, в основе которого лежит врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Литература
Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
Д. п. обусловлен патогенными биологическими факторами, неблагоприятными социально-психологическими средовыми воздействиями и разнообразными сочетаниями биологических и социальных факторов.
Выделяют шесть видов Д. п.:
психическое недоразвитие (дети с умственной отсталостью);
задержанное психическое развитие (ЗПР);
поврежденное развитие, обусловленное более поздним (после 2,5—3 лет) патологическим воздействием на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем уже сформировалась;
дефицитарное развитие (дети с нарушениями слуха, зрения, моторики и др.);
искаженное развитие, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций;
дисгармоничное развитие, в основе которого лежит врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Литература
Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.