ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
свойство личности, привычка, потребность соблюдать дисциплину, сознание собственного и общественного долга.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Дисциплинированность
моральноволевое свойство человека, характеризующееся его готовностью подчиняться установленному порядку и режиму учебы, работы. Различают Д. сознательную (вследствие понимания того, что так надо) и по принуждению (из-за боязни наказания).
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
волевое свойство личности, проявляющееся и как кратковременный процесс, и как состояние, благодаря которому человек действует в соответствии с законами, нормами и правилами. Д. относится к волевым навыкам и формируется по их законам, становясь в своей высшей форме привычкой.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
личностная психическая структура, обеспечивающая эффективное самодисциплинирование без обязательного внешнего воздействия. Дисциплинированность представляет собой осознанную потребность воина действовать в соответствии с порядком и правилами, установленными законами, воинскими уставами, а также в полном согласии с нравственными убеждениями. Развитие Д. личности учащегося обычно проходит ряд этапов. Первый – широкое развитие Д., связанное с адаптацией к условиям обучения в школе или вузе, вхождением в новую социальную роль. Второй этап – специализированное развитие Д., связанное с овладением нормами и правилами учебной деятельности, накоплением соответствующего опыта. Третий этап – упрочение, связанное с установками на старательное учение, с более глубоким пониманием значения личной дисциплины.
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
ДЫСЦЫПЛІНАВАНАСЦЬ / DISCIPLINE– качество личности, представляющее собой относительно устойчивую структуру, включающую мотивационные, познавательные, эмоциональные и другие компоненты: положительное отношение к обязанностям, чувство ответственности за свое поведение, знания о целях и задачах деятельности, умение управлять собой в соответствии с предъявляемыми требованиями, навыки и привычки соблюдения установленного порядка. Основой Д. выступает самодисциплина, которая складывается из способности к саморегуляции (умения преодолевать отрицательные эмоции, мешающие выполнению задачи, преодолевать паралич решения) и способности выйти за рамки зоны комфорта. Развитие Д. личности учащегося обычно проходит ряд этапов. Первый– широкое развитие Д., связанное с адаптацией к условиям обучения в школе или вузе, вхождением в новую социальную роль. Второй этап– специализированное развитие Д., связанное с овладением нормами и правилами учебной деятельности, накоплением соответствующего опыта. Третий этап– упрочение, связанное с установками на старательное учение, с более глубоким пониманием значения личной дисциплины. На современном этапе вопросы Д. изучаются в трудах Л. Я. Дорфмана и представителей его школы. Согласно разработанной им метаиндивидуальной модели, Д. по своему составу представлена общей и социальной Д., а также самодисциплинированностью. В структуре недисциплинированности выделяют общую, внутреннюю и социальную. По итогам эмпирических исследований, на основании результатов использования метода структурных линейных уравнений были обнаружены три одинаковые по составу равновероятные модели Д., имеющие разную структуру: «вилка», «дуга», «кольцо». Для диагностики Д. в школе Л. Я. Дорфмана разработан вопросник дисциплинированности. Т. В. Разина