ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ
1833 – 1911) — немецкий философ и психолог. Разделял психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: психологию аналитическую („номотетическую“), объяснительную, целью которой является выделение в интроспективном опыте „атомов“ и последующего „синтеза“ из них высших процессов сознания, и психологию описательную („идеографическую“), которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Ценности культуры, по мнению Дильтея, „объективируются“ в психике отдельного человека.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм

(1833-1911) — немецкий философ и психолог. Представитель философии жизни; основоположник понимающей психологии и школы истории духа (истории идей) в немецкой истории культуры XX в. Создатель герменевтического метода. С 1866 г. — профессор в Базеле, затем в Киле, Брес-лау, с 1882 г. — в Берлине. Разделял психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: аналитическую (номотетическую) психологию, объяснительную, целью которой является выделение в интроспективном опыте атомов и последующего синтеза из них высших процессов сознания, и описательную (идеографическую) психологию, которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Изначально Дильтей считал, что путем интроспекции достигается понимание собственного мира субъекта познания, а путем вживания, сопереживания, вчув-ствования — мира другого человека. В дальнейшем отказался от интроспективного метода, перенеся центр внимания на рассмотрение культуры прошлых времен как объективного духа (Введение в науку о духе, 1924). Ценности культуры, по его мнению, объективируются в психике отдельного человека. Автор трудов: Gesammelte Schriften, Bd. 1-18, Gott, 1950-1977; в рус. пер. издано: Описательная психология, М., 1924. И.М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ
(Dilthey Wilhelm) (1833-1911)-немецкий философ, разделивший психологию на две научных дисциплины: естественно-научную (объяснительную) и «духовно-научную» (описательную). Первая ориентируется на физиологию и другие биологические науки в понимании и объяснении психических явлений и разделяет их (сознание человека) на элементарные явления. Вторая рассматривает психику человека целостно и использует для этой цели знания об истории и культуре людей, ставя перед собой задачу их систематизации, правильного и точного описания. Описательная психология, за создание которой особенно ратовал Д.В., должна существовать наряду с объяснительной и может стать основой всех наук о «духе». Что касается объяснения в психологии, то, по мнению Д.В., понятие причинной связи вообще неприменимо в области духовного (психического), так как здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым человеком психическим состоянием. Новым во взглядах Д.В. было стремление вывести психические явления не из развития органической природы, а из событий исторической жизни, из чисто человеческих видов деятельности и человеческой культуры. Кроме того, Д.В. предложил типологию характеров людей, разделив их на типы в зависимости от мировоззрения.
Соч.:Описательная психология. СПб., 1996; Собрание сочинений: в 6 т. М., 2000. См. психология естественно-научная, психология описательная, психология «понимающая».

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ
(1833 —1911) — нем. философ, психолог; дифференцировал психологию на две дисциплины: А — естественно-научную и Б — духовно-научную; по Д., дисциплина А должна изучать -исследовать механизмы сознания путем выделения изолированных-автономных элементов, из большого числа которых оно искусственно-специфично конструируется-моделируется; дисциплина Б — эксплицирует психосферу, исходя из представления об имманентно-связанных целостностях-переживаниях. кот. необходимо мыслить, как смысловые конститутивы, органично вписывающиеся в контекст социокультурных ценностей, таким образом, индивидуальное сознание, по Д., важно всегда соотносить с континуумом-сферой культурно-цченностных ориентиров -индексов, кот. сам Д. трактовал, как социо-объективацию духа; сама же психология по Д., должна ориентироваться на естествознание и базироваться на методах-принципах экспликации; на психологию, по Д., ориентирующуюся на культурологический аспект, на модусы, по Д., интуитивного, без дискурсивного, безрациоментального постижения бытия, на «понимании», как комментировал свои концепты сам Д.; он концептуализировал-разрабатывал идеи о том, что сознание можно рассматривать в виде формо-структуро-абстрактных феноменов, и как и многие психологи его времени свод ил общие закономерности «душевной жизни»лишь к физиологическим законам мозга, не рассматривая индивида, как социально-исторический продукт онтологии, экзистенции; идеи Дильтея широко использовал Э. Шпрангер, кот. разрабатывал и внедрял модели своего метода когнитивной психологии в аспект исследования-изучения функций сознания и психических актов субъекта; осн. работа «Идеи об описательной и расчленяющей психологии»(1894).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ
Dilthey, 1833 -1911) - нем. философ и психолог. В работе "Мысли об описательной и расчленяющей психологии" (1894) четко сформулировал идею, которая в то время занимала умы многих психологов и философов: существует не 1 психология, а 2, причем каждая из них имеет свой предмет и свою методологию. Одну психологию Д. назвал "объяснительной", понимая под ней современную ему интроспективную психологию в варианте "физиологической психологии" В. Вундта и аналитическую, которая нацелена на анализ явлений сознания с выделением "атомов" и последующего "синтеза" из этих "атомов" (путем ассоциаций, апперцепции и т. п.) высших процессов сознания. По своей методологии эта психология сближается с естественными науками и потому столь же "номотетична" (т. е. стремится к выведению общих законов душевной жизни, которые сводятся к законам физиологической деятельности мозга и представляют сознание всех людей в виде весьма абстрактного сознания "лабораторного человека").
Др. психология, которую Д. считает необходимым создать, названа им описательной. Она должна заниматься, прежде всего, описанием и пониманием душевной жизни индивида в ее целостности, уникальности и смысловом отношении к ценностям культуры, которые, по Д., "объективируются" в психике человека. Т. о., 2-я психология - наука "идиографическая", т. е. направленная на изучение конкретных фактов, одним из методов постижения которых выступает переживание (эмпатия); она сближается с "науками о духе", или гуманитарными науками (см. Человекознание). Идеи Д. отразили действительно имевшиеся противоречия 2 теоретико-методологических ориентации, которые сохранились до настоящего времени (напр., гуманистическая психология представляет собой вариант "описательной", или, в терминологии последователя Д. - Э. Шпрангера, понимающей психологии, когнитивная психология - вариант "объяснительной" психологии). См. Идиографический подход. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ
Вильгельм Дильтей родился 19 ноября 1833 г. в городе Биберих (Германия) в семье священника. Уже с раннего детства родители готовили его к принятию сана протестантского пастора. После окончания в 1852 г. местной школы Дильтей поступает в Гейдельбергский университет, откуда после года обучения на теологическом факультете переезжает в Берлин и снова изучает теологию. Изучая теологию, Дильтей одновременно обращается к изучению философии и истории Он изучает древние языки, читает античных авторов, осваивает мировую литературу. Защитив диссертацию в 1864 г., Дильтей преподает в Берлине и за год до Ницше возглавляет кафедру философии в университете Базеля В 1868 г. Дильтей становится профессором в городе Киле, где, помимо преподавательской деятельности, занимается архивом философа Шлейермахера. Затем Дильтей переезжает в Бреслау, где знакомится с очень талантливым человеком, графом Паулем Йорком фон Вартенбургом Граф оказывает на философа сильное духовное влияние, и их дружба продлится до смерти Вартенбурга в 1897 г. В 1882 г. Дильтей - глава кафедры философии в университете Берлина. Через год выходит его наиболее важный труд под названием «Введение в науки о духе» (1 том) Однако работа над остальными частями произведения растянется на долгие годы, и в окончательном варианте оно появится только спустя почти 100 лет после выхода первого тома. В 1906 г увидит свет сборник литературоведческих трудов Дильтея, посвященный творчеству наиболее известных немецких авторов. Последним его трудом стала работа «Построение исторического мира в науках о духе» (1910). Точку зрения Вильгельма Дильтея можно назвать психологическим историзмом. Первичной посылкой к творчеству для него послужило оформленное неокантианцами разделение наук на науки о природе и науки о духе. Сущность данного разделения состоит в том, что два вида наук имеют свои закономерности и свои способы исследования. Так, науки о природе ищут законосообразности в природе, т.е. все, что может быть объяснено с точки зрения логики. Поэтому их интересует исключительно всеобщее, то, что можно встретить в любом явлении, в то время как частное, индивидуальное оказывается вне границ их внимания. В то же время науки о духе интересуются всеми проявлениями единственного, индивидуального, тем, что не походит ни на что другое. Поэтому общее находится вне границ их внимания. Также совершенно невозможно говорить о логике по отношению к объектам этих наук, т.к. индивидуальное не подчиняется закономерностям, оно спонтанно, внезапно, алогично. Далее, помимо различий в подходах к предмету, у гуманитарных и естественных наук существует различие их методов, которое лежит в основе самой возможности перейти от лишенной внутренних проявлений закономерности, которая присуща наукам о природе, к тонкому психологизму наук о духе. Именно этой возможностью воспользовался Дильтей, предложив в качестве метода гуманитарных наук так называемый тотальный психологизм. Дильтей связывал свою психологическую методологию с такими направлениями в науке, как феноменология (обращение внимания прежде всего на психику человека и выведение из нее всего многообразия человеческих проявлений) и герменевтика (толкование текстов с пониманием особенностей психологизма автора). Исходя из подобной точки зрения, вся история науки, знания и человечества в целом предстает как огромное многообразие психологических установок и проявлений отдельных личностей. С этих позиций Дильтей постоянно критиковал своих предшественников, рассматривавших науку не как продукт творчества отдельных авторов, каждый из которых обладает собственным неповторимым почерком и стилем, но как проявление неких безличных закономерностей, никак не связанных с личностью автора, создающего концепции или формулирующего идеи. Он считал, что подобное рассмотрение гуманитарных наук лишает их сущностной специфики, без которой они перестают быть собственно науками гуманитарными, сближаясь с науками естественными (а ведь они, по мнению Дильтея, принципиально иные). Первое, на что следует обращать внимание, принимаясь за изучение гуманитарных наук, - это единичность автора, его биография, события, которыми была наполнена его жизнь. Все это, как считает Дильтей, существенно влияет на учение, которое данный автор создает, на идеи, определяющие его концепцию. Изучив все это, можно понять, какими были особенности психики данного ученого или творца, и, следовательно, понять и то, что он создал. Помимо собственно психических особенностей, при изучении гуманитарных наук необходимо принимать во внимание жизненный опыт человека, ведь каждое событие так или иначе отражается на образе мысли автора. Новые впечатления дают новое знание, новые эмоции расширяют горизонты фантазии. Третье, что значимо для изучения гуманитарных наук, - это глубокое знакомство с возможностями языка, только при наличии которого можно проникнуть в горизонт судьбы автора и созданного им текста. Дильтей применял к изучению истории человечества и накопленного им знания такие приемы, как вчувствование, литературную манеру изложения, морально-педагогический пафос, рассмотрение личного опыта автора и прочие возможности, упускаемые естествознанием. Наиболее важными для него были внутренний опыт, самоощущение личности в тот или иной момент жизни, саморефлексия (т.е. мысли человека о самом себе, своих поступках, мотивах, желаниях и целях). Дильтей писал о том, что душа и протекающие в ней процессы не могут быть измерены при помощи физических величин, например секунд или граммов, что также не могут они быть измерены и в единицах точных наук, таких как миллиметры и проценты. Для души человека требуются совершенно иные измерения, не материальные и даже не математические. И при этом нельзя сказать, что явления душевной жизни вообще могут быть измерены с какой-либо точностью, ведь по сей день науке так и не удалось уяснить даже местоположение души в теле. В центре всего рассмотрения гуманитарных наук, по Дильтею, должен стоять «целостный человек», т.е. человеческое существо во всем многообразии его проявлений, со всеми его проблемами, оттенками психических реакций, пусть даже парадоксальных. Такой подход позволяет рассматривать человека и его творчество как целостное явление культуры и физической жизни, обращаясь к которому, ученый погружается, подобно ныряльщику, в полноту жизни и только таким образом способен обрести понимание и истинное знание своего предмета. Путем подобного обращения к личному опыту Дильтей полностью переключается на человеческое самосознание, исходя из которого, человек конструирует всю внешнюю реальность Соотнося себя с предметами окружающей среды, с другими людьми, с явлениями общественной жизни, вырабатывая относительно всего этого свою точку зрения, любой из нас приходит в конце концов к каким-то формулировкам, делает выводы, высказывается, оставляет записи, выражает себя в творчестве Получается, что любой предмет, созданный руками человека, содержит частицу его самого, отражает его мысли и мнения, несет печать автора. Не менее важный аспект представляет собой и тело человека, т.к. для достижения единства психофизического рассмотрения личности как автора текста необходимо учитывать не только психологические, но и физиологические параметры жизни. Поэтому разностороннее рассмотрение чувств и эмоций человека сопровождается рассмотрением особенностей его физиологии, которая, бесспорно, является не менее важной для творчества. Ведь каждому известно, что плохое самочувствие, болезнь, ощущение физической боли могут являться факторами, способствующими созданию гениальных произведений. Таким образом, гуманитарные науки, по Дильтею, существуют на пересечении эффектов души и тела. Только в их синтезе может образовываться произведение искусства, будь то литературный текст, картина, музыкальное произведение и т.д. Только рассматривая все это как единство, можно достичь истинного понимания. Для того чтобы следовать методу Дильтея, необходимо рассмотреть культурные явления, которые, взятые сами по себе, будут выражением объективного духа, т.е. всеобщего опыта человечества как целостности, как единого творческого субъекта. При этом очень важно рассматривать творчество объективного духа как историческое явление, в каждую новую эпоху обретающее свою неповторимую специфику Только исходя из исторического рассмотрения, индивидуальные явления могут быть поняты и правильно осмыслены. Ученый, приступающий к изучению гуманитарных наук, видит следы индивидуального творчества в памятниках культуры. Каждый ученый через наличие у него тела и души отчасти приобщен ко всем остальным людям, что позволяет ему понимать любого творца и любое произведение. Читая тот или иной текст, ноты, взирая на красочное полотно, исследователь приобщается к внутреннему опыту автора своим внутренним опытом и таким образом проникает в атмосферу творчества и понимает произведение, исходя из нее, как бы изнутри. В предельной ситуации подобное рассмотрение дает возможность сделать прямую трансляцию смысла от творца к изучающему или воспринимающему его произведение и таким образом осмыслить авторский текст даже лучше, чем его осмысливал сам автор. Таким образом, в своем «тотальном психологизме» Дильтей попытался показать то, как движение телесно-психической жизни отражается в произведении, а затем улавливается, хранится и передается в культуре через века и поколения. Культурно-историческая психология как основа наук о духе в своей сущности глубоко гуманистична, т.к. содержит идею создания новой личности ученого, погруженной в среду высокого духовного существования. Скончался Дильтей в Зейсе близ австрийского города Больцано 3 октября 1911 г.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004