ДИКЦИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДИКЦИЯ
(лат. dictio — произношение) — степень точности произношения фонем и морфем слов и фраз, определяющая разборчивость речи и, следовательно, ее понимание другими людьми. Д.— профессионально значимый навык не только педагога, но и любого руководителя. Близка, но не тождественна интонации.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ДИКЦИЯ
от лат. dictio - произношение] - 1) произношение, степень отчетливости, ясности произношения каждого звука, а также слов и фраз в процессе речи, пения, художественного чтения и т.п., зависящие от точности и четкости дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; 2) манера произношения звуков, слогов и слов в речевом потоке

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ДИКЦИЯ
произнесение вслух, манера произношения; различают четкую, ясную, правильную Д. и дефектную Д., невнятицу, шепелявость, проглатывание звуков и слогов и т. д. Имиджмейкеры отслеживают манеру речи своих подопечных, при необходимости, обеспечивая правильную Д. специальными занятиями. Еще Наполеон, корсиканец по происхождению, брал уроки актерского мастерства, специально занимался выработкой четкого и ясного произношения. Для позитивного восприятия Д. оратора имеет значение и ТЕМП РЕЧИ (см.).

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

ДИКЦИЯ
ДЫКЦЫЯ / ARTICULATION (от лат. dictio– произношение)– четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, степень отчетливости говорения. Четкое произношение отдельных предложений, звукосочетаний в целом– показатель культуры речи. Недостатки Д.: картавость, гнусавость, монотонность, торопливость, проглатывание окончаний слов, невнятность. Основой Д. является отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Прежде, чем понять речь, ее нужно услышать, воспринять слухом. Чем яснее будут произнесены слова, тем легче их понять. Четкая Д. педагога избавляет учащихся от дополнительного напряжения, от двусмысленного понимания. Она позволяет сосредоточиться на содержании речи. Залог хорошей Д.– правильная артикуляция звуков. Основу артикуляции составляют совокупность произносительных движений речевых органов, к которым относятся язык, губы и мягкое небо с язычком (активные органы), а также зубы и твердое небо (пассивные органы). Часто недостатки Д. объясняются вялостью, пассивностью артикуляции. Вялая, а потому и нечеткая Д.– результат неправильного речевого воспитания, породившего привычку. Ликвидировать этот недостаток можно специальной тренировкой. Выразительность Д.– важная сторона мастерства актера, певца, выступающего. Совершенствование Д. имеет большое значение для педагогов, студентов педагогических вузов и др. Сегодня разработаны различные подходы и методики совершенствования Д. для различных профессий и возрастов. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Дикция
важнейшая характеристика культуры разговорной, а также вокальной речи. Термин имеет 2 значения: 1) акустический - степень разборчивости, внятности звуковой речи, 2) физиологический - степень четкости произношения, т. е. работа артикуляторных органов (артикуляция). В связи с этим в психоакустических работах по оценке качества радиотелефонной связи как эквивалент термина Д. используется термин артикуляция (Н. Б. Покровский). В случае актерской и вокальной речи Д. указывает также и на художественные достоинства или недостатки звукопроизношения (фонетические средства экспрессивности речи, орфоэпию и др.). Измерение Д. осуществляется методами фразовой, словесной и слоговой артикуляции (разборчивости). В последнем случае используются специально разработанные фонетиками слоговые таблицы, состоящие из бессмысленных слогов, отражающих в комплексе фонетический состав русской речи и не позволяющие слушателю догадываться о фонемном составе слога по смыслу (вероятностному принципу), как это возможно при использовании методов словесной и фразовой разборчивости. Мерой качества Д. во всех случаях является процент правильно принятых слушателем звуков (слов, фраз) по отношению ко всем прослушанным. Исследования показали, что слоговая разборчивость обычной речи у мужчин, женщин и детей составляет в среднем 87,0 %, в то время как в пении у той же группы обследуемых слоговая разборчивость составила 70,5 % . Различия объясняются трудностями для большинства певцов сохранения столь же хорошей дикции в пении, как и в речи ввиду необходимости обеспечения особого качества тембра певческого голоса и его значительно большим звуковысотным диапазоном по сравнению с обычной речью. Иными словами, певцу трудно обеспечить высокое качество передачи слушателю одновр. 2 видов информации: вербальной (слово) и невербальной (тембр голоса, его звонкость, полетность, а также мелодика вокальной речи), не говоря уже о художественно-исполнительской, эмоционально-образной стороне искусства пения. Тем не менее, мастера вокального искусства (С. Я. Лемешев и др.) успешно решают эту задачу. Лит.: Покровский Н. Б. Расчет и измерение разборчивости речи. М., 1962; Morozov V. Intelligibility In Singing as a Function of Fundamental Voice Pitch // Contributions of voice research to singing. Houston (Texas), 1980 ; Nelson H., Tiffany W. The Intelligibility of Song // Contributions of voice research to singing. Houston (Texas), 1980. В. П. Морозов

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
21.12 мб

Педагогическая работа над дикцией младших школьников в начальном образовании

Максимова Елена Владиславовна
В данной статье обоснована необходимость работы над дикцией в начальной школе. Она посвящена совершенствованию дикции детей младшего школьного возраста на этапе работы со скороговоркой.
Читать PDF
147.40 кб

Проблема дикции в постановке оперного голоса

Сладкопевец Роман Вадимович
Статья посвящена рассмотрению проблемы дикции в постановке голоса (оперного, камерного). Опираясь на педагогические принципы К.С. Станиславского и Б.В.

Похожие термины:

  • УРГЕНТНАЯ АД ДИКЦИЯ

    субъективное ощущение постоянной нехватки времени и страха не успеть. Основными характеристиками, присущими У. а. являются: гиперконтроль над временем; хроническая фрустрация базовых потребност