ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
(наук) – обусловлена усложнением современных методов исследования, увеличением объема информации и т.д.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
Дифференциация (differentiation)
1) Умение отличать собственное «Я» от другого «Я» при взаимодействии. (2) Способность отделять эмоциональные процессы от интеллектуальных; высокий уровень Д. соответствует низкой эмоциональной реактивности.
Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
фр. differentiation, от лат. differentia - различие] - 1) разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени; 2) биол. см. Дифференциация филогенетическая; Дифференциация онтогенетическая
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
как внутригрупповой процесс - положение, статус членов данной общности (группы, коллектива и пр.). Каждый член ее занимает определенное положение - с позиций авторитета, занимаемого поста и пр. Для выявления статуса индивида в группе применяются методики социометрические.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Дифференциация
сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне-расчлененные. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
differentiation) - 1. В эмбриологии - этап эмбрионального развития, во время которого неспециализированные клетки или ткани становятся специализированными и начинают приспосабливаться к выполнению определенных функций. 2. В онкологии - степень сходства опухолевых клеток с клетками того органа, из которого эта опухоль происходит. Опухоли классифицируются как хорошо, умеренно и плохо дифференцируемые.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
в конфликте) (от лат. diferentia – различие) – первая из двух фаз развития конфликта, состоящая в разделении, поляризации интересов, позиций и действий сторон. В ходе Д. конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация и сбалансированное противодействие не теряют смысла. С этого момента начинается процесс интеграции.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Дифференциация
лат. differenciatia - различие) - 1. развитие специализированных клеток из стволовых клеток или бластомеров (греч. blastos - росток, meros - доля); 2. способность различать сходные стимулы и реагировать на них избирательным образом (например, дифференцированные эмоциональные реакции); 3. результат развития в виде разделения какого–то явления на ряд его родственных форм. Например, дифференциация эмоций по мере аффективного развития на все более тонкие, адекватные реальным обстоятельствам.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
1. В общем случае – различение или разделение чего-либо таким образом, что его части или фрагменты, на которые оно делится, четко отличаются друг от друга. 2. Прогрессивное изменение чего-либо от целого (простого) к составному (сложному). 3. В практике психотерапии – способность человека (клиента, пациента) иметь четкое представление о том, чем его собственная психология (убеждения, ценности и т. п.) и поведение (действия и реакции) отличаются от психологии и поведения других людей. См. психотерапия.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Дифференциация
Это переход от общего к частному, от одного глобального и гомогенного состояния к другому, более специальному и гетерогенному состоянию. Дифференциация характеризует развитие данного индивида. Наблюдается во всех областях. Познание развивается на базе того же принципа: вначале создаются общие идеи по данному вопросу, но путем использования рассуждений, и прежде всего посредством расширения знаний, приходят к дифференциации специфических понятий. Это в общих чертах механизм и принцип дифференциации. При развитии невротических и психических расстройств можно дойти до нарушения процесса дифференциации, а также до изменения сформированных уже дифференциальных конструкций.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
1. В эмбриологии – процесс, посредством которого группа изначально подобных клеток продуцирует ряд клеток различных видов. 2. В социологии – процесс, в ходе которого внутри общества формируются группы, роли, статусы и т.д. В психологии имеется два отчетливо различающихся способа употребления: (см. 3,4) 3. В исследованиях обусловливания – процесс, когда организм должен научиться производить две или оо
лее различных реакции в ответ на два или более схожих стимула. Экспериментальные условия определяют, является ли этот набор обстоятельств дифференциацией реакции или дифференциацией стимула. 4. В теории восприятия _ когда ряд стимулов изменяется от воспринимаемого как однородный до воспринимаемого как неоднородный так, что различные аспекты этого ряда становятся различимыми. Здесь подразумевается научение различать условия стимула. Ср. это значение со значением термина обогащение.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
(Differentiation; Differenzierung). Слово часто использовалось Юнгом в смысле различения частей и целого, чтобы распутать, разъединить то, что прежде было соединено бессознательно, разложить его на части. Тогда становится возможным говорить о более дифференцированных фрагментах личности по сравнению с другими, имея в виду более устойчивое их различение и присутствие в сознании (см. типологии). Д. одновременно является и естественным процессом роста, и сознательным психологическим усилием. Она, к примеру, имеет отношение к невротическим состояниям сверх взаимозависимости от фигур родителей и брачных партнеров, а также и к внутренним состояниям, когда одна или более из психологических функций могут быть «заражены» другими или когда оказываются «недифференцированными» эго и тень. В своем первоначальном состоянии противоположности слиты или сращены. Их Д. требуется до того, как станет возможным сознательный синтез. Д. необходима для процесса индивидуации; человек, зависящий от своих проекций, имеет слабое (или не имеет вовсе) представление о том, кто он и что собой представляет. Тем не менее Юнг утверждал, что, поскольку способность различения и Д. означают для рационального интеллекта больше, чем целостность, то у современного человека существует необходимость в компенсаторном символизме, который подчеркивал бы важность его тотальности, всецелости (см. САМОСТЬ). Неверно, однако, считать, что все «более раннее» автоматически будет менее дифференцированным. Юнг, напр., пытался показать, что находящиеся на племенном уровне общественной организации народы, пока не приспособленные к индустриальному обществу, сохраняют определенную высокодифференцированную тонкость чувств, недоступную больше западному человеку (см. ПЕРВОБЫТНЫЕ).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
Дифференциация
Означает развитие отличий, выделение частей из целого. В данном труде я пользуюсь понятием дифференциации, главным образом, применительно к психологическим функциям. Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно, она пребывает в архаическом (см.) состоянии, она не дифференцирована, то есть не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования. Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, то есть к нему всегда примешиваются ощущение, или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как, например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще свойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной направленности) /100- Bd.6. S.249, то есть когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфические задержки при пользовании недифференцированной функцией. Недифференцированная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например, недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения ("цветной слух"); недифференцированное чувство - от смешения любви и ненависти. Поскольку какая-нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функциями. Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежащего. Слияние с иррелевантным делает направленность невозможной - только дифференцированная функция оказывается способной к определенному направлению.
Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Differentiation; Differenzierung) - отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям.
"Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно - она пребывает в архаическом состоянии, она недифференцирована, т. е. не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования.
Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, т. е. к нему всегда примешиваются ощущение или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще свойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной направленности), т. е. когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфические задержки при пользовании недифференцированной функцией. Недифференцированная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например, недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения ("цветной слух"); недифференцированное чувство - от смешения любви и ненависти. Поскольку какая-нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функциями. Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежа-щего. Слияние с иррелсвантным делает направленность невозможной - только дифференцированная функция оказывается способной к определенному направлению" (ПТ, пар. 695).
Дифференциация одновременно является и естественным процессом психического роста, и сознательным психологическим мероприятием - она необходима для процесса индивидуации. Человек, зависящий от своих проекций, сохраняет слабое представление о том, кто и что он есть.
ДУХ (Spirit; Geist) - архетип и функциональный комплекс; часто персонифицируется и переживается как вдохновение, оживление или невидимое "присутствие".
"Дух, как и Бог, обозначает объект психического переживания и опыта, который не может быть доказан существующим во внешнем мире и не может быть понят рационально. Таково значение слова "дух" в его наилучшем смысле" (CW 8, раг.626).
"Архетип духа в образе человека, карлика или животного всегда возникает в ситуации, когда необходимо понимание, самоанализ, хороший совет, планирование и т. д., но человеку не хватает для этого своих ресурсов. И тогда архетип компенсирует это состояние духовного дефицита неким содержанием, призванным заполнить пустоту" (CW 9i, par. 398).
Следует различать дух как психологическое понятие и традиционное представление о нем в религиозном контексте.
"С психологической точки зрения явление духа, как и любого автономного комплекса, осуществляется в виде стремления бессознательного превзойти или, по крайней мере, сравняться со стремлениями эго. И если мы хотим быть справедливыми к сути, именуемой нами духом, то здесь следует, скорее, говорить о "высшем" сознании, нежели о бессознательном" (CW 8, par. 643).
"<...> популярная современная идея духовного зла согласуется с христианским взглядом, рассматривающим духовное зло с точки зрения общего блага (summum bonum) как самого Бога. Фактически это также и идея злого духа. Но в современном понимании невозможно придерживаться последнего, поскольку дух не обязательно зол; скорее, его следует называть безразличным к морали, нейтральным или безучастным к ней" (CW 9i, par. 394).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008