ДИАЛОГИКА

Найдено 1 определение
ДИАЛОГИКА
учение, разработанное В.С. Библером, обосновывающим диалогический характер познания. В своих философских введе-ниях в XXI век он определяет современную европейскую культуру как "многоместное множество", как "контрапункт самостоятельных Разумов, различных ответов на (различным образом) поставленный вопрос: "Что означает понимать..." - себя, других людей, вещи, мир?" [1991, c. 4]. При сопоставлении различных логик познания, доминирующих в истории нау-ки, спор о том какая логика исследования лучше, на уровне исходных до-пущений оказывается спором о том, чье представление о мироустройстве вернее. Однако обозримая историческая ретро - и перспектива не дает ос-нований для скорого решения мировоззренческих проблем. Поэтому одно из возможных решений проблемы выбора "парадигмы исследования со-стоит в том, чтобы сознательно выводить ее из текущих мировоззренческих позиций, соглашаясь с тем, что другие ученые вольны выстраивать иную исследовательскую платформу" [Доценко, 1997, c. 22-23]. Ключевая идея В.С. Библера заключается в том, что мы живем в период смены логики, которой руководствуется человечество в своем стремлении понять мироустройство - от доминирующей сегодня рациональной логики к диалогике - диалогу разных логик - "диалогической полифонии (и взаи-мопереходе) многих логик, многих всеобщих форм мышления" [Библер, 1991]. Логика грядущего XXI века - диалогика - способна совместить в себе разные логики - как существовавшие в предшествующие эпохи, так и те, которые только зарождаются сегодня. Каждый подход имеет своих за-щитников, и у каждого есть свои и преимущества и слабые стороны по сравнению с другими.
Плюрализм мнений, плюрализм оценок свободных в своем выборе и имеющих серьезные основания для него, людей - это идеал гуманистиче-ского общества. В современной ситуации, характеризующейся наличием многообразия подходов и решений в отношении изучения социальной фе-номенологии, все более осознается необходимость привлечения разных исследовательских способов мышления. Диалог разных традиций, разных взглядов и подходов, их инструментальных ресурсов способствует расши-рению горизонтов видения и изучения проблемных областей, преодоле-нию парадигмальной и личностной предубежденности, нахождению новых решений и перспектив развития. Перспективность диалогического подхода к анализу психологической феноменологии обоснована в ряде исследова-ний (В.С. Библер [1991]; E. Cuba [1990]; T. Maranhoe [1991]; J. Shotter [1997] и др.).

Источник: Янчук В.А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
404.59 кб

Юрген Хабермас и его диалогика: понятие и сущность

Зайцев Александр Владимирович
В статье рассказывается о диалогической основе коммуникативной философии Ю. Хабермаса, которую автор статьи трактует как его диалогику. Под диалогикой Ю.
Читать PDF
398.89 кб

Диалогика гражданского общества: истоки, понятие, смысл

Зайцев Александр Владимирович
В статье рассматривается возможность приложения теории диалога М.М. Бахтина и В.С. Библера к анализу диалогической коммуникации государства и гражданского общества.
Читать PDF
232.09 кб

Основные идеи диалогики В.С. Библера

Мордовцева Т. В.
Читать PDF
167.44 кб

Идеи диалогики В. С. Библера в философии и гуманитарном знании

Т. В. Мордовцева