Диалогичность

Найдено 1 определение
Диалогичность
интегральное и объемное свойство личности, характеризующее ее способность (интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую) к диалогическому О. Феномен Д. имеет трехкомпонентную структуру, в состав к-рой входят отношение, отражение и обращение, к-рые объединяются в «коммуникативном ядре» (А. А. Бодалев) личности, являясь его составной частью. Д. представляет собой не только направленность субъекта О. на познание др. человека, но и показатель конкретной реализации диалогической программы данного субъекта и его эмоционального состояния в О. В области вневрачебной психотерапии-консультировании специалистами, разрабатывающими диалогический подход (Т. А. Флоренская, А. Ф. Копьев), используется термин «внутренняя Д.», - это важнейшая характеристика внутр. мира каждого человека, результат внутр. диалога, идущего в каждом человеке между 2 инстанциями его внутр. Мира - наличным Я и духовным Я. Первый компонент структуры феномена Д. - отношение. В кач. ведущей характеристики личности, определяющей ее психол. склад, выступает ее направленность, к-рая раскрывается как «доминирующее отношение». Диалогическая направленность - ключевое свойство Д., это система психич. свойств и состояний личности: потребностей, интересов, эмоционального и оценочного отношения, отношения к другому и к себе как к ценности. При этом каждая из вышеназванных составляющих двухкомпонентна: это отношение к себе и отношение к др. человеку. Эмоциональная составляющая является одной из наиболее важных характеристик в структуре отношения, поэтому знак и интенсивность эмоций, к-рые несут в себе отношения, всегда влияют на то, как «запечатлевается» (А. А. Бодалев) субъектом отношения др. человек и на какие поведенческие реакции побуждается этот субъект в отношении человека, с к-рым он взаимодействует. Второй компонент Д. - отражение. Восприятие человека человеком - это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Достижение положительного результата в диалогическом О. связано с адекватным чувственным отражением, накоплением и правильным обобщением информации друг о друге. Отношение к себе как к ценности, а к другому как к себе, если оно сформировано и отчетливо представлено в личностной структуре человека, можно назвать «осн. нравственным вектором» диалогичного субъекта. Обращение (взаимодействие) является обязательной стороной познания людьми самих себя и друг друга. Поведение человека составляют действия (вербальные и невербальные) и поступки. К конструктивному поведению человека по отношению к окружающим, характерному для субъекта с развитой Д., приводят адекватная самооценка, верные суждения о своей личности.Было выделено неск. уровней Д. личности в О. (низкий, средний, высокий). Уровни Д. определяются по критериям, фиксирующим наличие, степень осознанности, целостности, избирательности и постоянства компонентов О. (отношение, отражение, обращение). Различаются понятия «уровень Д.» и «степень Д.», последняя понимается как способность к перераспределению прав и ответственности в О. в зависимости от ситуации. При этом личность свободна ослабить степень Д. своего участия в О. вплоть до отказа от диалога. Как акт свободного выбора, эта способность имеет личностно-развивающий смысл (С. Л. Братченко). Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995; Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997; Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 2001; Янченко И. В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе, 2006. И. В. Янченко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
465.52 кб

Диалогичность сознания личности: анализ философско-психологических концепций сознания

Гордиенко Елена Викторовна
Статья посвящена анализу проблемы индивидуального сознания. В ретроспективе рассматривается понимание диалогичности индивидуального сознания.
Читать PDF
144.26 кб

Диалогичность культуры необходимое условие для ее понимания

Конникова Лилия Юрьевна
Рассматриваются вопросы, связанные с проблемами понимания культур. Содержание взаимодействия представлено в механизме диалога культур.
Читать PDF
7.77 мб

Диалогичность культуры как инструмент урегулирования межнациональных конфликтов

Чернышева Татьяна Леонидовна
В статье представлен тезис о том, что именно такое свойство культуры, как диалогичность, во времена обострившихся межнациональных конфликтов способно найти подходы к решению проблемы мирным путём.
Читать PDF
728.89 кб

Диалогичность современного костюма: развитие, направления и специфика этнического стиля

Кожушко Дарья Александровна, Иващенко Яна Сергеевна
Статья посвящена истории и современности этнического стиля в культуре. Выделены и описаны основные направления этники в костюме. Определены истоки и функции этнического стиля в современной культуре.
Читать PDF
210.67 кб

Политические ток-шоу: диалогичность и интерактивность?

Коханов Евгений Федорович
В статье рассматривается телевизионное ток-шоу как многофункциональный аспект массовой и межличностной коммуникации.
Читать PDF
222.03 кб

Диалогичность взаимоотношений между пациентом и врачом

Гусаренко В. В., Тяжельников Ю. А.
В статье рассматриваются основные принципы общения и ведения диалога. Выделяются особенности профессионального общения как сложного, многопланового процесса установления доверительных отношений между пациентом и врачом.
Читать PDF
282.28 кб

Диалогичность как ведущий принцип современной парадигмы образования

Галанова О. А.
Тенденция рассмотрения образования как субъектно-субъектного процесса, свойственная педагогической теории в последние десятилетия, а также постепенное ее распространение в педагогической практике делают своевременным формулировани
Читать PDF
84.12 кб

Диалогичность в педагогических системах

Галанова Ольга Александровна
Изменения в социокультурной ситуации в России, непрерывно продолжающиеся в течение последних двадцати лет, заставляют задуматься о том, какими качествами должны обладать специалисты в динамично меняющемся обществе.
Читать PDF
4.22 мб

ДИАЛОГИЧНОСТЬ - АКТУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ. К СТОЛЕТ

Гвалдин Александр Юрьевич
Эффективная модернизация российского образования требует пересмотра подходов к воспитанию, обновления его содержания, методов и форм, основанного на переосмыслении педагогических систем ХХ в.
Читать PDF
452.21 кб

Диалогичность взаимодействия власти и обществакак фактор развития непосредственной демократии в совр

Огнева В. В., Пастухов А. В.
В статье раскрываются особенности диалогичных отношений власти и гражданского общества в современной России, представлен анализ механизмов и форм диалогового взаимодействия указанных факторов.
Читать PDF
209.26 кб

Диалогичность как понятие в контексте массовой коммуникации (историко-философский аспект)

Зайцева Ульяна Игоревна
Анализируется понятие «диалогичность», рассматриваемое как одно из наиболее значимых свойств массовой коммуникации.
Читать PDF
177.81 кб

ДИАЛОГИЧНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ (рецензирована)

Литвинов Андрей Александрович
В статье рассматривается диалогическая составляющая явления культуры, имеющая высокое онтологическое значение как для сознания отдельного индивида, так и для функционирования всего социума.
Читать PDF
0.00 байт

Диалогичность философии истории русского позитивизма и современность

Михайлова Елена Евгеньевна
Рассматривается диалогический характер философии истории русского позитивизма.
Читать PDF
0.00 байт

ПРОДУКТИВНОСТЬ ДИАЛОГИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ Я - ДРУГОЙ

Старовойтенко Елена Борисовна
В статье представлены результаты применения методов герменевтики, теоретической реконструкции и моделирования при исследовании проблемы многоаспектной продуктивности отношения личности к Другому.
Читать PDF
1.14 мб

О диалогичности мышления и его методологическом значении для инженерно-прикладных разработок

А. А. Степанов, Ю. М. Осипов

Похожие термины:

  • Диалогичность: формирование

    Диалогичность (Д.) как свойство личности, способствующее диалогическому О., развивается начиная с момента рождения ребенка; каждый возрастной период вносит свой существенный вклад в последовател