Диалогическое общение

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Диалогическое общение
равноправное субъект — субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

Диалогическое общение
речевое общение двух или нескольких лиц; информационный диалог - обмен информацией в форме беседы, выступ¬ления с последующим обсуждением и т.п.;

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003

Диалогическое общение
метод обучения, воспитания и пропаганды, построенный на сопоставлении точек зрения, открытой дискуссии и доброжелательной критике. Составляя альтернативу авторитарным приемам воздействия, Д.о. способствует формированию гибкого многомерного мышления и, как правило, препятствует образованию социально-политических стереотипов.

Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
ДЫЯЛАГІЧНЫЯ ЗНОСІНЫ / DIALOGICAL COMMUNICATION– форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов. Д. о. открывает возможность подлинного взаимораскрытия, взаимопроникновения, личностного взаимообогащения. На эмоциональном фоне такого общения возникает стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Г. Буш связывает диалогическую ситуацию с наличием свободной воли партнеров по диалогу. С его точки зрения, диалог– это «процесс и продукт опосредованного или непосредственного диалогического интраперсонального взаимодействия между ролями “Я”, субъекта с другими и с квазисубъектами (персонифицированными фрагментами объективного мира и конструктами)», выступающий в качестве имманентной характеристики человека и конкретной формы существования последнего. Т. Флоренская, рассматривая принципы построения диалога, говорит о равенстве позиций партнеров по общению, эмоциональной открытости, доверии к другому человеку, принятии его как высшей ценности в свой внутренний мир. Структура диалога в узком смысле– понимание его как устойчивой петли обратной связи, поддерживающей контакт между собеседниками. Од нако в широком понимании выделяют три важные составляющие: обращение (восприятие другого в его идентичности), вопрошание (видение ценности другого, забота о его существовании) и слушание (принятие другого, поиск его в себе). Фундаментальный статус диалогу придал К. Ясперс, рассматривая его как источник помощи в решении сложной творческой задачи по реконструкции переживаний другого человека. Можно разграничить понимание диалога и Д. о. как внешнего (вид социальной коммуникации) и внутреннего феномена, характеризующего психику и уникальное своеобразие личности. В работах Л. Выготского и М. Бахтина диалог рассматривается как форма «самого бытия» личности, а психика трактуется как диалогическая, имплицитно содержащая в себе различные следы внешних социальных диалогов. Общение личностей в диалоге происходит благодаря базовому атому общения– тексту, который может быть представлен в разных формах: живая речь человека; речь, запечатленная на бумаге или другом носителе (плоскости); любая знаковая система (иконографическая, вещная, деятельностная). Д. о. особенно важно в процессе обучения и воспитания. Д. о. педагога предполагает восприятие им учащегося как активного субъекта взаимодействия, как равноправного партнера по общению. Педагогу нужно понять и почувствовать, как обучаемый понимает и оценивает его самого, как к нему относится. Следствием такого общения являются доброжелательные личностные взаимоотношения. Содержательным моментом Д. о. является его влияние на мотивы учения и ценностные ориентации обучаемого. Методы и методики исследования Д. о. определяются целями и теоретико-методологическими основаниями. Ели в фокусе внимания диалогичность как свойство личности, может быть применена методика «Шкала диалогичности межличностных отношений», разработанная С. В. Духновским, измеряемыми параметрами диалогичности выступают самоценность и конструктивность межличностных отношений, причем самоценность– эмоциональная, а конструктивность– когнитивная сторона диалогичности. Структурно-содержательные аспекты Д. о., его роли в развитии личности могут быть изучены с помощью наблюдения, интервью, формирующего эксперимента при применении качественных методов анализа: дискурс-анализа, контентанализа, герменевтического анализа, нарративного анализа и т. п. Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Диалогическое общение
О. и взаимодействие между людьми, к-рое осуществляется в соответствии с принципами, законами и механизмами психологии диалога. Если традиционно представление о Д. о. сводится к разговору двух людей, попеременному обмену высказываниями и репликами (действиями, жестами и т. п.), то в совр. отеч. психологии Д. о. понимается как межсубъектный (интерсубъектный) феномен О. и взаимодействия, возникающий лишь при определенных условиях. Д. о. реализует подлинное взаимопонимание и взаимораскрытие субъектов О. Оно раскрывает уникальность человеческой индивидуальности, утверждает достоинство (самоценность) и самодостаточность каждого, способствует развитию личности и создает возможности для творчества и самоактуализации. Принципиально важным для понимания природы диалога является этимологический анализ термина «диалог», согласно к-рому «диа-лог» буквально можно перевести как «разные логосы», как «разно-словие», «разные логики (разные позиции и т. зр.)». Д. о.- это такое словесно-речевое взаимодействие между людьми, в к-ром «разные логосы» (слова, речи, позиции, логики) образуют целостное единство человеческого разговора и межчеловеческого бытия. Причем первая часть слова «диа-лог» происходит не от приставки «ди-» (два), а от гр. префикса «диа-», к-рый означает «разный», «между», «через». Следовательно, содержание понятия «диалог» заключается не столько в том, что в разговоре участвуют два индивида (как в «диаде» состоящей из двух человек), сколько в том, что точки зрения (логика, смысловые позиции) двух или неск. общающихся человек являются разными, но необходимыми и дополняющими друг друга. В ХХ в. зарубежные мыслители М. Бубер, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, Э. Левинас, О. Розеншток-Хюсси и др. осуществили философские исследования, в к-рых раскрывается подлинная глубина и многогранность феномена диалога. Оригинальные и фундаментальные представления о диалогической природе межчеловеческих отношений и сущности человеческого бытия были разработаны и в трудах отечественных философов М. М. Бахтина, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, В. С. Библера и др. Филос. и психол. исследования показывают, что Д. о. отличается рядом признаков и создает особые отношения между людьми, где отношения Я и ТЫ являются их онтологически-антропологической реальностью. М. Бубер и М. М. Бахтин пришли к выводу, что понятия диалога и монолога являются не столько лингвистическими понятиями, сколько экзистенциально-онтологическими, духовно-антропологическими категориями. Но и с позиции наук о языке далеко не всякое О. является диалогом. О. может быть не только диалогическим, но и монологическим. Возможны и разнообразные промежуточные формы О., напр., диалогизованные монологи и монологизованные диалоги. Существует много опосредованных и превращенных форм Д. о., понимание к-рых требует более широкого взгляда на природу и формы человеческого О. В лингвистическом плане диалог - это форма речевой деятельности, т. е. диалогическая речь, сущность и содержание к-рой принципиально отличается от особенностей монологической речи. Напр., Л. П. Якубинский понимает диалог как последовательность перемежающихся форм взаимодействия, осуществляющихся посредством сравнительно быстрой смены акций и реакций взаимодействующих индивидов. В содержательном плане диалог представляет собой разговор на обыденные и деловые темы, для к-рого характерны сравнительно быстрый обмен взаимообусловленными репликами. В диалогической речи нет предварительной заданности и обдумывания реплик, отсутствует и предумышленная связанность в их построении. Д. о. является сложным по отражению, личностным по содержанию и открытым по способу обращения людей друг к другу. Оно оптимально с т. зр. коммуникации и обладает развивающим, воспитывающим и творческим потенциалом и в О. взрослых с детьми и в О. самих взрослых. По мнению Г. А. Ковалева, Д. о. и диалогические отношения отличает равноправие субъектов О., априорно-безусловное принятие ими друг друга, ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого. Нормативами и принципами организации Д. о. являются эмоциональная и личностная открытость партнеров по О., настрой на состояния друг друга, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний. Несмотря на сравнительную новизну диалогического подхода к исследованию О. и необходимость дальнейшей разработки и изучения самого Д. о. его основные положения применимы к анализу массовой коммуникации, межгруппового О. и О. культур. Выявлены опр. психол. механизмы и эффекты нарушения этих типов коммуникации, к-рые указывают, что именно «сбой» диалогической составляющей приводит к подобного рода нарушениям. Лит.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Дьяконов Г. В. Основы диалогического подхода в психологической науке и практике. Кировоград, 2007; Ковалев А. Г. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта. М.,1980; Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т., Т. 1. М., 2003. Г. В. Дьяконов, Т. И. Пашукова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
93.82 кб

Формирование диалогического общения

Фефелова В. И.
Истина рождается не в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими ее, в процессе их диалогического общения.
Читать PDF
75.90 кб

К вопросу о педагогическом диалогическом общении

Артишевская Татьяна Михайловна
В данной статье обращается внимание на проблему, связанную с развитием педагогического диалогического общения как способности к переживанию чужого опыта.
Читать PDF
140.96 кб

Ожидания и игры: диалогическое и монологическое общение

Арпентьева Мариям Равильевна
Статья посвящена анализу проблем ожиданий в монологическом и диалогическом общении.
Читать PDF
1.54 мб

Значение диалогических дихотомий в межкультурном общении

Степанова Галина Семеновна
Статья посвящена проблеме диалога в межкультурном общении. Указывается на необходимость преодоления оппозиционной дихотомии. Подчеркивается важность перехода от дихотомии «Мы» «Они» к дихотомии «Мы» «Вы» и «Я Ты».
Читать PDF
295.43 кб

Экспериментальная диагностика диалогического общения подростка

Шалабаева Л.И.
В статье изложены результаты эксперимента, проведенного автором, в двух классах средней школы в г. Алматы. Целью исследования являлись особенности развития подростка в диалогическом общении
Читать PDF
66.55 кб

Активные методы обучения диалогическому общению будущих учителей

Жеребкина Валентина Федоровна
В статье освещается опыт подготовки студентов педагогического университета к диалогическому общению с использованием активных методов обучения.
Читать PDF
168.47 кб

Обучение англоязычному диалогическому общению: социокультурный аспект

Чуксина О. , Кретинина Г. , Гончарова Н.
Читать PDF
117.61 кб

Формирование диалогической установки участников педагогического общения

Бочкарева Ольга Васильевна
В статье исследуется проблема формирования диалогической установки у студентов. Педагогическая деятельность рассматривается как особый процесс общения, который выстраивается по типу диалога.
Читать PDF
245.21 кб

Обучение профессионально-ориентированному иноязычному диалогическому общению

Кондрахина Наталья Геннадиевна, Петрова Оксана Николаевна
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты обучения профессионально-ориентированному диалогическому общению, приводятся примеры из опыта работы в этой сфере кафедры «Английский язык» Финуниверситета.
Читать PDF
492.99 кб

Типология умений иноязычного диалогического общения будущего врача с пациентом

Серова Тамара Сергеевна, Гаспарян Лариса Алексеевна
Рассматривается проблема типологизации умений иноязычного диалогического речевого общения будущего врача с пациентом в коммуникативной ситуации «медицинская консультация».
Читать PDF
193.29 кб

Роль диалогического общения в развитии акмеологической культуры преподавателей

Караулова Марина Петровна
В данной статье рассмотрены проблемы развития акмеологической культуры преподавателей системы профессионального образования.
Читать PDF
144.43 кб

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л. Г., Солонина Е. Л.
Читать PDF
187.71 кб

Диалогическая модель обучения иностранному языку в педагогической культуре общения

Ульянова Вера Геннадьевна, Бекетт Анна Геннадьевна, Ристич Ольга Сергеевна
В статье говорится об уникальных средствах диалогической модели, о педагогической культуре общения на занятиях по иностранному языку.
Читать PDF
120.80 кб

Диалогическая форма общения на занятиях по синтаксису русского языка в педагогическом вузе

Газаева Лариса Владимировна
Статья посвящена проблеме речевого развития студентов педагогического вуза. Одной из предпочтительных особенностей преподавания синтаксиса русского языка в различных формах учебного процесса является активная речевая коммуникация.
Читать PDF
224.57 кб

Формирование профессионально-направленных умений в процессе обучения диалогической форме общения

Балан Оксана Владимировна
Статья посвящена проблеме формирования методических умений в обучении диалогической речи на уроках иностранного языка по практике речи.

Похожие термины: